Замок Сфорца (Castello Sforzesco). Достопримечательность Милана: Кастелло-Сфорцеско Милан кастелло сфорцеско

Замок Сфорцеско (Кастелло-Сфорцеско) был возведен в середине XIV века по указанию Галеаццо II Висконти, правившего в то время в Милане. После смерти последнего из Висконти, не оставившего наследника мужского пола, вспыхнуло восстание, в результате которого установилась Амброзианская республика, а замок был разрушен. Республика просуществовала недолго, в итоге власть захватил Франческо Сфорца, зять последнего из Висконти. Он объявил себя герцогом Милана и вновь отстроил замок, который теперь носит его имя.

Центральная башня крепости была спроектирована архитектором Антонио Филарете, в честь которого ее и назвали. К украшению замка представители династии Сфорца, правившие здесь до начала XVI века, привлекали лучших мастеров, в том числе и Леонардо да Винчи, который расписал своими фресками несколько комнат. Правда, до наших дней они не дошли.

После начала Итальянских войн замок занял французский король Людовик XII. Однако при его приемнике грозная крепость пришла в запустение. В 1521-м из-за удара молнии взорвался пороховой склад, расположенный в башне Филарете. Позднее, при испанцах, в замке разместили солдатский гарнизон, а вокруг старых стен крепости выросли новые укрепления в виде шестиконечной звезды. После падения герцогской власти и прихода французских войск в 1799 году перед замком по приказу Наполеона разбили просторную площадь. Масштабная реконструкция крепости, в рамках которой был восстановлен ров, была проведена в 1833 году архитектором Лукой Бельтрами, а в начале XX века по старинным чертежам была восстановлена и разрушенная взрывом башня Филарете.

Сейчас замок открыт для посещения: туристы могут гулять по его территории и крепостным стенам. Главный вход расположен под центральной башней с часами. Кроме того, в замке работают семь любопытных музеев. Это Пинакотека, в которой хранятся картины Тициана, Каналетто, Тьеполо, Тинторетто и других великих итальянских живописцев, Музей древнего искусства, где можно увидеть последнюю незаконченную скульптуру Микеланджело "Пьета Ронданини", Музей музыкальных инструментов, Египетский музей, доисторическая коллекция Археологического музея Милана, коллекция прикладного искусства, Музей антикварной мебели и деревянной скульптуры, а также коллекция гравюр Ачилле Бертарелли.




Время работы: замок открыт ежедневно с 7:00 до 18:00 зимой, с 7:00 до 19:00 летом. Музеи замка открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30, кассы музеев открыты до 17:00. Музеи не работают по понедельникам, а также в праздничные дни: 25 декабря, 1 января, 1 мая и в Пасхальный понедельник. Стоимость билетов: вход в замок бесплатный. Посещение музеев для взрослого посетителя стоит 3 евро; для студентов и пенсионеров старше 65 лет - 1,5 евро. Право на бесплатный вход имеют посетители до 25 лет, журналисты, инвалиды с сопровождающими лицами, работники музеев, члены аккредитованных объединений.
Бесплатный вход в музеи осуществляется по пятницам, с 14:00 до 17:30, в остальные дни с 16:30 до 17:30. Также можно приобрести абонемент. Стоимость посещения на три дня составляет 7 евро (3,5 евро для льготных категорий), на месяц - 8 евро (4 евро для льготных категорий), сезонный абонемент - 25 евро (12,5 евро для льготных категорий). Адрес: Castello Sforzesco, Piazza Castello, 20121, Milano, Italia. www.

О замке

Castello Sforzesco территориально расположен в поселение Виджевано, пригороде Милана. Замок был построен как резиденция герцогов династии Сфорца в Милане.

Этот замок - одно из самых известных мест не только в Италии, но, и далеко за её пределами. История замка Сфорца полна драматических событий, так же, как и история мест, где он расположен. По сути, Castello Sforzesco – исторический символ власти в руках князей. Лишь, в начале 20 века замок стал играть особую роль в культурном наследие Италии.

Своё название замок получил в честь Франческо Сфорца. Именно благодаря его стараниям, в 1450 году замок Сфорца стал резиденцией герцогов. Однако, к тому моменту, Castello Sforzesco уже был возведён. Начало его строительства относится ко второй половине 13 века, временам правления Галеаццо II.

Многие посетители отмечают внешнее сходство замка Сфорца с московским Кремлём. Дело здесь в том, что миланские архитекторы, выполнявшие проектные работы при строительстве Кремля, взяли за основу облик Castello Sforzesco. Особенно ярко сходство прослеживается в форме башен и «коронной» окантовке на стенах. Центральное строения замка – башню Филарете - спроектировал архитектор Антонио Филарете. Параллельно со строительными работами, замок «оживал», благодаря наполнению элементами декора и интерьера. Прошло совсем немного времени, и, Castello Sforzesco стал самым роскошным замком на территории Северной Италии. Наиболее яркие периоды в оформление замка были отмечены во времена правления Людовика иль Моро, когда к работе были привлечены известные личности эпохи - Леонардо и Браманте.

Кастелло Сфорцеско, во всем своём облике, преисполнен величия и торжества. Основной стиль архитектурного исполнения – готический. Центральный элемент фасада замка – башня Филарете, по обе стороны от которой располагаются две цилиндрические зубчатые башни. Стены башен украшены щитами с фамильными гербами Висконти и Сфорца. В том же стиле оформлены боковые стороны и задний фасад замка. Большую часть стен, выполненных из обожжённого кирпича, занимают окна с большими кирпичными карнизами. Две боковые башни - Фалконьера и Кастеллана (дель Тезоро), выполнены в форме квадратных столпов. Справа, от центральной части, над широким рвом, расположен мост, который соединяет строения замка с лоджиями, где находились комнаты Людовика иль Моро.

Историческая справка

За время своего существования, замок на раз подвергался реставрации. Так случилось и после того, как в 1447 году, устав от постоянных репрессий и тирании правителя Висконти, народ Милана ополчился против воинственного правителя, и, создал протестантскую Амброзианскую республику. Было принято решение свергнуть Висконти и уничтожить замок Сфорца. Большая часть строений Castello Sforzesco была полностью разрушена. Камни, которые захватчики собирали на руинах замка, использовали для восстановления старых городских стен Милана.

Когда к власти пришёл Франческо Сфорца, то, он решил не просто восстановить замок, но, и сделать его главной достопримечательностью города, а так же, символом защиты Милана от возможных внешних врагов. Для реализации своих планов, Франческо Сфорца созвал лучших архитекторов и инженеров: Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло.

Франческо Сфорца приказал, чтобы, в конечном итоге, его роскошная резиденция не имела ничего общего со старой крепостью, построенной во времена правления Филиппо Мария Висконти.

Чтобы завершить строительство замка, Франческо Сфорца даже попросил разрешения Папы Римского снести старую церковь ("Кьеза дель Кармине"), которая находилась в районе, где строился замок. Однако, когда, в 1452 году, резиденция Сфорца была готова, замок так и не стал постоянным местом жительства для коронованных персон. В одной из цилиндрических башен жили лучники, охранявшие покой замка, и некоторые несчастные, заключенные в подземелья башни, продолжали оставаться в заточение. В те годы, было принято решение построить вокруг замка высокую стену, которая бы защищала жителей от нашествий диких животных, приходивших из окрестностей Варезе, Сеприо и озера Комо. Позднее, Франческо Сфорца и Бьянка Мария так и не переехали в замок. В Милане, они предпочитали жить в старом дворце Аренго, посещая Сфорца во время проведения торжественных приёмов.

Часовня
Так же, на территории замка Сфорца, в 1473 году, была возведена часовня - Корте Дукале. Оформлена часовня фресками - творением рук таких известных художников, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели, чьи имена упоминаются в некоторых документах, которые, до сих пор, хранятся в архивах. Изысканная и роскошная часовня Корте Дукале принимала в своих стенах самых известных хористов, приезжавших на службы из разных стран.

Восстановления замка Кастелло Сфорцеско, как исторической ценности, началось в 1833 году под руководством миланского архитектора Луки Бельтрами. Архитектор предложил, своего рода, "филологическое" восстановление, основанное на информации из графических и литературных источников, хранящихся в архивах.

Во время проведения крупных исторических выставок, организовывались различные сборы на восстановление замка. В итоге, было собрано более 4 000 000 лир. Реконструкция велась с 1895 по 1897 годы.

В мае 1900 года на территории замка были открыты музеи искусства и археологии. Именно тогда, посещение замка стало доступно всем желающим. Однако, во время бомбардировок, в августе 1943 года, строения замка были серьёзно повреждены. Позднее, замок Сфорца, вновь, реконструировали и сегодня, когда Кастелло Сфорцеско полностью восстановлен, он представляет собой один из самых интересных и развлекательных центров искусства в Милане.

В наши дни

В настоящее время, в замке базируются стразу несколько музеев: музей древнего Египта, доисторический музей, музей посуды и музыкальных инструментов, а так же, музеи другой тематики.

Интерес ценителей искусства привлекают работы известных художников: Корреджо и Понтормо, Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи.

Представлена, так же, «Пьета Ронданини» - незаконченная скульптура – последняя из работ Микеланджело.

Информация для туристов

Замок
Режим работы:
ежедневно с 7.00 до 18.00 (в зимнее время); с 7.00 до 19.00 (в летнее время).
Вход бесплатный (за исключением музеев замка).

Музей
Режим работы:
со вторника по воскресенье с 9.00 до 17.30 (касса работает до 17.00).
Музей не работает: 25 декабря, 1 января, 1 мая, в День Пасхи.

Стоимость экскурсии:
Стоимость для взрослых: €3
Стоимость льготного билета (для муниципальных служащих, студентов, для лиц, старше 65 лет) – €1.5
Бесплатный вход для детей до 18 лет.

Замок Сфорца или Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzesco) - один из главных символов истории Милана. Замок был построен в пятнадцатом веке герцогом Миланским Франческо Сфорца, на остатках предыдущего укрепления, относящегося к четырнадцатому столетию, известному как Каструм Порте Йовис (Замок Порта Джовия или Зобия).

На протяжении своей долгой истории замок неоднократно претерпевал значительные преобразования. В 16 и 17 веках он был одной из крупнейших цитадели в Европе. В настоящее время замок Сфорца является домом для важных культурных учреждений и туристических мест.

Интересно! Внешний облик частей замка Сфорца был взят за образец при строительстве Московского Кремля, что ярко выражено в форме башен и зубцов стен. По этой причине можно слышать, как замок называют Миланским Кремлем, однако, исходя из истории, скорее это Кремль нужно называть Московским Сфорца.

Расположен замок Сфорца в историческом центре Милана, на замковой площади (Piazza Castello) и символизирует собой главный вход в парк Семпионе. был разбит на месте бывшего плаца возле замка.

Перед центральным входом в замок, на пьяцца Кастелло можно видеть одноименный фонтан (Fontana di Piazza Castello), по форме напоминающий торт. Ведь недаром фонтан называют «Свадебный торт».

В настоящее время замок отреставрирован и с распростертыми объятиями принимает гостей. С внешней стороны замка можно видеть внушительные стены и башни, а также несколько ворот, т.е. поспасть в замок можно с четырех его сторон, по мостам, перекинутым через рвы.

За фонтаном в виде торта находятся главные ворота и главная башня замка - башня Филарета (La torre del Filarete). Торре дель Филарете - самая высокая и, пожалуй, самая впечатляющая замковая башня. Эта многоярусная четырехугольная башня достигает практически 71 метра в высоту.

Главные ворота ведет к внутреннему двору замка. Внутри замка все строго и пропорционально. Здесь можно видеть открытые площадки - три внутренних двора, главный - самый большой и два поменьше - Роччетта и Герцогский суд.

А в замковых стенах расположен музейный замковый комплекс Сфорца, состоящий из библиотек и нескольких музеев, связанных с историей и культурой Милана и непосредственно с замком Сфорца. Например, художественный музей Castello Sforzesco, музей истории замка, египетский музей, музей древнего искусства, музей музыкальных инструментов, музей мебели и деревянных скульптур и пр.

Роччетта (La Rocchetta) - самая неприступная часть замка, в которой можно было укрыться в случае нападения. Пройти в Рокетту можно с главного внутреннего двора замка.

Роччетта состоит из небольшого квадратного двора с четырех сторон окруженного стенами в пять этажей.

Роччетту защищают две башни: башня Бона-ди-Савойя (La torre di Bona di Savoia), расположенная между Рочхеттой и плацдармом, и башня Кастеллана, что в западном углу замка. Башня под названием «Бона» была построена в 1477 году.

Интерьер Роккетты с Башней Бона ди Савойя

Герцогский суд (La Corte Ducale) - внутренняя части замка с зеленью и бассейном, представляющая собой один из трех дворов. В этом месте в эпоху Возрождения располагались квартиры герцогов и центр придворной жизни. Суд имеет U-образную форму и занимает северную часть замка. Он был построен и украшен во второй половине пятнадцатого века. Несмотря на то, что в течение четырех последующих столетий Герцогский суд был превращен в казармы, а также поврежден и изменен, реставрации девятнадцатого века восстановили внешний вид и украшения эпохи Возрождения.

Задняя стена суда занята так называемым «Портиком слона» (Portico dell"Elefante), поддерживаемым каменными колоннами, где находится выцветшая фреска, изображающая экзотических животных, включая льва и слона. Эту фреску называют фреской слона. В настоящее время под портиком находится надгробный камень, в латинских символах, который стоял перед «Позорной колонной» на сегодняшней Пьяцца Ветра, построенной в 1630 году и снесенной в 1778 году. Колонна была возведена на месте дома Джан Джакомо Мора, несправедливо обвиняемого в распространении чумы, за что его сначала мучили, а затем и казнили.

Задний фасад замка является самым старым, и соответствует строению четырнадцатого века, возведенного Галеаццо Висконти. Здесь находятся одни из четырех ворот замка. Мост ворот носит название мост Людовико иль Моро (ponticella di Ludovico il Moro) и ведет прямиком в парк Семпионе.

Правый (северо-восточный) вход в замок Сфорца

Друзья, всем привет!

Если в городе есть замок, то его обязательно нужно посетить. Тем более, как многие утверждают, у него есть сходство с Московским кремлем. Есть они или нет мы разберемся позже, а пока прищурим глаз в заданном направление, чтобы спланировать посещение.

Замок – это всегда интересно, особенно, когда в нем еще и расположен с десяток музеев. Но вынужден предупредить заранее, если вы, также как и мы, собрались осматривать Милан за 1 день , то сильно разгуляться на территории замка у вас не поулчится.

Так что либо выделяйте как минимум полдня на визит , либо сделайте пару фоток для Инстаграма на входе.

Ну а я накидаю вам немного фактов и фотографий, чтобы замок Сфорца в Милане стал к вам чуточку доступнее.

Прежде всего, давайте разберемся с чем мы здесь имеем дело. Перед вами великолепный пример оборонительной архитектуры образца 15-го века. Нельзя сказать, что то, что мы видем сегодня – оригинал. Уж больно много рук итальянских, испанских, французских и снова итальянских успели его перестроить. Но об этом ниже.

На сегодня замок представляет огромную территорию интересную как в плане погружения в прошлое, так и прогулок на свежем воздухе. Сюда можно попасть для того, чтобы пройтись по местным музеям, а можно просто погулять вдоль его внушительных стен и почуствовать веяние истории.

Концепция «аттракциона», чем-то напоминает в Санкт-Петербурге. Вход на территорию замка бесплатный, а вот посещение внутренних помещений уже за деньги.

Но, в отличие от Петербурга, здесь единый билет стоит всего 5 евро . После чего вам понадобится как минимум полдня, чтобы выжать из билета все соки. Готовьтесь вкушать искусство массово. А мы пока перейдем к истории создания замка.

История замка Сфорца

Мы не будем долго тянуть родословную герцогов и правителей замка от давних пор до наших дней, а просто обозначим основные вехи истории.

Итак, задумал строительство замка герцог Милана Галеаццо II Висконти из правящей династии Милана в конце 14-го века. Пока стройка тянулась к логическому концу, Висконти потеряли свое влияние и в город пришли белые сторонники Амброзианской республики.

Перехватить бразды правления у республики и вернуть власть герцогам смог Франческо Сфорца. Он та и придал замку вид похожий на сегодняшний. После него Галеаццо и Людовико Сфорцо обустроили замок как следует, а внутреннюю распись поручили известным мастерам. Среди них был и знаменитый Леонардо да Винчи .

Кстати, обратите внимание на кровожадный герб герцогов:

После падения власти Сфорца, в замке обосновала сначала французский король Людовик XII , а за ним и испанские наместники. Придавая замку оборонительное значения испанцы, увлекшись сооружением пороховых хранилищ, способствовали частичному разрушению крепости при ударе молнии в 1521 году.

Но испанцев это не смутило и они продолжали использовать замок в качестве военной крепости.

Во время 2-й мировой войны после бомбардировки пострадали внутренний дворик и часть крепостных стен.

Только к 1956 году замок не только остроили, но и придали ему исторический облик. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Милана и один из самых посещаемых туристических объектов города.

Вот если, вдруг, вы подумали, что из меня рассказчик не фонтан или каких-то фактов вам не хватило, то разъяснениями обращайтесь к Веронике. У нее самая недорогая экскурсия в Милане по основным достопримечательностям.

Кастелло Сфорцеско и Московский Кремль

В туристическом сообществе поговаривают, что замок Сфорца был прообразом при строительстве Московского Кремля. Особое сходство было достигнуто при проектировании форм башен и корон, венчающих стены зубцов.

И хотя, лично мне, сходство не так уж и бросается в глаза, но для подобных разговоров есть веские факты.

Супруга Ивана III, который Васильевич , София Палеолог, племянница Византийского императора, лично упрашивает семью Сфорца отпустить в Москву талантливого архитектора Аристотеля Фиораванти.

Аристотель вместе с другими итальянскими мастерами и занимается приданием облику Московского Кремля итальянских мотивов.

Кстати, ни он, ни его сотрудники на родину вернуться так и не смогли. А сам Аристотель так и скончался в Москве.

Территория замка и внутренние дворики

У замка есть 2 полюса, относительно которых проходит его осевая линия. С востока – это фонтан на площади Кастелло , а с западной — Арка мира , созданная по приказу Наполеона и являющаяся аналогом Триумфальной арки в Париже.

Между ними расположен сам замок и великолепный парк Семпионе . Кстати маршрут трамвая номер 1, о котором я упоминал в этой статье, останавливается как у главного входа у фонтана, так и возле арки. Так что можете смело проходить замок и парк насквозь.

Сам замок состоит из внутренней площади Piazza delle Armi , попасть куда можно через главные крпостные ворота под башней Филарета и двух внутренних двориков поменьше: Корте Дукале и Роччета .

Дворик Корте Дукале еще называют Герцегским, так как здесь находились палаты герцогские.

По всей территории раскидан с десяток музеев, но самый главный дворцовый музей в несколько этажей, расположен во во дворике Корте Дукале.

Кстати, он то и займет у вас больше всего времени, так как посмотреть здесь есть что: скульпутры, картины, мебель, оружие и многое-многое другое.

Музеи в замке

Зайдя в один из музеев, вам выдадут подробную карту местности для осмотра музеев. Но рекомендую заранее продумать свой визит. Итак, скорее всего, меньше, чем за 3 часа не управитесь , а если еще будите мух ловить, то пиши пропало.

Давайте слегка соориентируемся на местности. Я буду использовать одну из карт, которую мне дали в самом замке.

Подробно расписывать не буду. Иначе одной статьей мы не обойдемся:

  1. Музей Микеланджело – здесь можно посмотреть на последнюю работу гения, которая так и осталась незаконченной: Мадонна, держащая в руках тело своего мертвого сына Иисуса. Интересно почитать про идеи самого скульптора и интерпретацию скульптуры Pieta Rondanini за годы его становления.
  2. Музей античного искусства – около 2000 предметов важной коллекции из античности и средневековья
  3. Залы с фресками самого Леонардо да Винчи – некогда эти фрески украшали многие комнаты замка.
  4. Музей оружия – коллекция оружия от средних веков до 18-го века
  5. Музей мебели и деревянных скульптур – 6 веков истории мебели от 15-го века до сегодняшних дней
  6. Картинная галерея – одна из главных коллекций города, насчитывающая порядка 1500 полотен
  7. Музей декоративного искусства – керамика, скульптуры, золотые и серебряные предметы.
  8. Музей музыкальных инструментов – вторая по значению коллекция в Италии
  9. Археологический музей
  10. Египетский музей – фундаментальные аспекты египетской цивилизации: искусство и артефакты.
  11. Временные выставки : испанский госпиталь.

Входные билеты в замок

Изначально я думал, что для посещения замка и его музеев мне придется неперставая доставать из карманов хрустящие евро. Поэтому стучаться в музейные двери мы не собирались. Но ситуацию упростил один из сотрудников музея.

Дойдя до входных дверей с ключевым словом «Микеланджело» , мы решили хоть одним глазком взглянуть на его последний шедевр. Но все оказалось намного проще.

Учтивый джентльмен предложил нам не мяться в сувенирном отделе, а оплатить какие-то 5 евро и пройти к объекту. Увидев мое смятение, он заявил, что за эти же самые 5 евро меня ждут еще порядка 10 музеев.

Вот тут то я и распустил крылья, а также собрал пачку брошюр из просветительского уголка выставки. Видимо, на территории замка нам придется задержаться. Не проподать же 5 евро, которые мы отдали за билеты?

Сколько стоит посещение музеев замка

Итак, после моего монолога вы уже поняли, что:

  • Взрослый билет во все музеи сразу стоит – 5 евро
  • Детский билет детям до 18 лет стоит – 0 евро

Если и вы, как взрослый не хотите платить за билет, то приходите в 1-й и 3-й вторник месяца или 1-е воскресение. Тогда и вам не будет нужды нести с собой бумажник.

Как еще можно попасть в музеи? Купить себе Tourist Museum Card за 12 евро. Действует она 3 дня и дает право на бесплатный вход во все городские музеи Милана. Какие именно?

А вот, запоминайте:

  • Musei del Castello Sforzesco
  • Museo del Novecento
  • Galleria d’Arte Moderna
  • Museo Archeologico
  • Acquario Civico
  • Museo di Storia Naturale

По-моему, не плохо. Будь у нас еще пару дней в запасе, то я бы обязательно такую карту приобрел.

Официальный сайт, часы работы

Пробить нужную и полезную для себя информацию о музее можно на сайте milanocastello.it/en .

Часы работы музея и замка в целом отличаются.

  • Замок открыт: 07.00 – 19.30
  • Музеи открыты: 09.00 – 17.30

В отличие от замка в понедельник у музеев в крепости (как и у большинства других музеев Милана) выходной.

Где находится замок и как к нему добраться

Замок находится в центре города и дойти к нему пешком от того же Дуомо или театра Ла Скала труда не составит. 10 минут ходу по четкому ориентиру – виднеющееся башни Филарета.

Ну а если вы на прогулке, то главное прибудьте в центр, тут уже до всех главных достопримечательностей будет рукой подать.

Вот замок на картах Google maps для ориентира:

Полезно знать

Уже дома я вычитал, что, оказывается, в крепости есть подземный тоннель , открытый для посещения. То, что подземные тоннели там есть вообще, это понятно. Каждый герцог мечтает в случае какого шухера быстро ретироваться на волю по средствам подземных ходов.

Но то, что они открыты к посещению – это круто, тем более, что этот тоннель ведет не абы куда, а к церкви Мария делле Грацие. Той самой, где храниться бесценное полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Так что если в вас живет авантюра и вы хотели бы побродить по подземельями, а того и гляди, чего доброго, замыслить похищение шедевра, то вам нужно обязательно попасть на экскурсию в тоннель. Проводится эта экстрим-экскурсия по субботам.

К сожалению, у меня нет конкретных данных по этой экскурсии. Но думаю, что гиды Милана вот здесь , смогут ответить на ваши вопросы.

!

Продолжая наш разговор о сходствах и различиях между двумя так, непохожими - как лед и пламя - странами как Россия и Италия, нельзя не упомянуть знаменитый Castello Sforzesco в Милане и Московский Кремл ь.

А вот, как раз и они: заснеженный Московский Кремль и смотрящий в небесную голубизну Замок Сфорца (Castello Sforzesco)
Троицкая башня и Главный вход в замок Сфорца

Оказывается, облик Замка Сфорца (как, кстати, и замок Скалигеров в Вероне) был использован при строительстве Московского Кремля в качестве образца. Во второй половине XV века Кремль как раз перестраивался: в Москву были приглашены итальянские зодчие, которые и придали "сердцу России" его современный вид.


Спасская башня и Главный вход в замок Сфорца

Центральная башня миланского замка (torre del Filarete, Башня Филарете) была спроектирована Antonio di Pietro Averlino (или Averulino, по прозвищу Филарете). А соратником Антонио Филарете в Милане долгое время был Аристотель Фиораванти (Aristotele Fioravanti), автор Успенского Собора Московского Кремля. София Палеолог, супруга Ивана III, тогда лично просила герцога Милана Galeazzo Maria Sforza и супругу Аристотеля отпустить в далекую Россию этого талантливого вассала и мужа.

Большинство башен Московского Кремля , а также Грановитая палата, были построены соотечественниками Аристотеля Фиораванти (так, кстати, и умершего в Москве, так и не добившись, несмотря на многочисленные прошения, разрешения вернуться на родину) - итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari) и Марко Руффо (Marco Ruffo), до этого работавших также в Милане. Марко Руффо - на Руси именуемый Марк Фрязин (то есть, иностранец) - построил Москворецкую, Спасскую и Никольскую башни Московского Кремля, в то время как Пьетро Антонио Солари - Константино-Еленинскую, Боровицкую, Арсенальную. Стоит ли говорить, и этим уроженцам Италии так и не было суждено вернуться на родину: еще бы, станет ли царь такими мастерами разбрасываться! Кроме перечисленных имен, Московский Кремль возводили еще многие выписанные из Италии архитекторы...

Обратите внимания на зубцы стен Московского Кремля: знаете ли вы, что это - так называемые зубцы гибеллинов? Целых 3 века - с XII по XV - Италию раздирала на части война между приверженцами папы (гвельфами) и сторонниками Германского императора (гибеллинами). Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах: зубцы в форме ласточкиного хвоста (напоминающий взмах крыльев орла на императорском гербе) означали, что замок принадлежит гибеллинам, а квадратные или прямоугольные зубцы, похожие по форме головной убор Папы, предпочитали гвельфы. (Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом).

Итальянские архитекторы мудро рассудили, что на православной Руси "папские" символы смотреться будут неуместно, и поэтому сейчас стены Московского Кремля украшаю зубцы в форме ласточкиного гнезда, так полюбившиеся впоследствии и русским зодчим.


Похожи, не правда ли?

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута - история славного гончарного ремесла идет "ноздря в ноздрю".

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. Первые летописные упоминания об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты (XIII век). Из добываемых здесь глин можно было изготовлять все, начиная с фарфора, кончая кирпичами. Еще Михаил Ломоносов восхищался необычными свойствами местных глин: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Начало производства керамики в Деруте (регион Умбрия) официально задокументировано в архивах собора Перуджи в XIII веке, хотя некоторые историки полагают, что на самом-то деле первые изделия начали делать по крайней мере веком раньше.

Да, и расписывают посуду, что в Италии, что в России на похожие темы: мифологические и сказочные персонажи, сцены охоты, изображения животных, птиц и цветов, геометрические узоры.

И в России, и в Италии в XVIII веке производство знаменитой расписной керамики идет на спад: постепенный в России, и резкий - в Италии.

И если в начале XVIII века к Гжели приходит слава одного из крупнейших районов по (ручному!) производству художественной майолики с причудливой лепкой и многоцветной росписью, то уже к концу века с началом импорта в Россию дешевого английского фарфора с печатным (!) рисунком Гжель теряет былую популярность. Гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись: вместо многоцветных узоров отдается предпочтение кобальту. К середине XIX века Гжельские фабрики переходят на производство фаянса, да так успешно, что продукция идет на экспорт, а изделия некоторые фабрик конкурируют с такими "гигантами", как мейсенский фарфор (Meissen). К закату XIX века со свеобщей индустриализацией и переходом на массовое промышленное производство популярность фабричного, но во многом так и оставшегося ремесленным, Гжеля падает.

Вот и в Италии, пройдя через расцвет Ренесссанса, оказавшего влияние и на керамическое производство в Деруте, ко второй половине XVIII века в Деруте остаются лишь 5 фабрик: чтобы выжить они полностью переходят на производство посуды и кухонной утвари, оставив в прошлом шедевры, которые до сих пор украшают пол в церкви Св. Франциска (S.Francesco), святилище Madonna dei Bagni.

Только в Италии цветная керамика меньше останется в забытье: здесь они нас обставили. Уже с самом начале XX века благодаря школе по росписи керамики и музея керамики, основанного юристом Франческо Бриганти (Francesco Briganti), изделия из Деруты снова становятся популярными. Сейчас в Деруте работает более двухсот фабрик, производящих 32% итальянской керамики.

В России же народный промысел начал потихоньку возрождаться только после Второй Мировой Войны благодаря усилиям А.Б. Салтыкова и художницы Бессарабовой. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России. Сейчас Гжель - такой же узнаваемый в мире символ народного искусства Рссии, как павлопосадские платки, изделия из хохломы и знаменитые матрешки.

Именно о матрешках - в России и в мире - и пойдет речь в следующий раз.