Как устроен теплоход? Круизное разное. Теплоходы Речное круизное судно

01.07.2019 / Речные круизы
Объединенная судостроительная корпорация и Московское речное пароходство заключили дополнительное соглашение к контракту на строительство круизного лайнера «Петр Великий», строящегося по проекту PV300VD.


24.05.2019 / Речные круизы
24 мая 2019 года на судостроительном заводе «Лотос» (Астраханская области) состоялся спуск на воду круизного пассажирского судно «Петр Великий», строящегося по проекту PV300VD. Судно со строительным номером 25800, закладка которого состоялась в августе 2016 года, строится по заказу лизинговой компании «Машпромлизинг» для Московского речного пароходства.


11.05.2019 / Водный транспорт
Первая «Чайка» должна быть готова к 30 августа 2019 года. Есть планы пустить эти суда от «Ривьеры» на Казанке до Свияжска. Заказчиком строительства стало одно из подразделений корпорации - «ВолгаТатСудоремонт», у которого к тому же есть более широкая задача - решить проблему высокой себестоимости речного судостроения на заводе им. Горького. Предполагается, что у компании будет отдельное ценообразование услуг.


04.04.2019 / Водный транспорт
В Москве начались ходовые испытания новых речных прогулочных судов, построенных в прошлом году в Турции. Это флотилия из 10 небольших теплоходов-катамаранов, получивших названия в честь цветов: «Астра», «Василек», «Гвоздика», «Лаванда», «Незабудка», «Орхидея», «Подсолнух», «Роза», «Тюльпан» и «Фуксия».


14.03.2019 / Речные круизы
13 марта президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов проверил ход строительства круизного лайнера «Мустай Карим» (ранее - «Князь Владимир»), строящегося по проекту PV300 на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.


11.03.2019 / Речные круизы
Второе круизное судно, строящееся по проекту проекта PV300 для компании «Водоходъ», ввод в эксплуатацию которого намечен на 2020 году, получит другое название. Напомним, что в феврале 2017 года, за месяц до закладки судна на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, было объявлено, что теплоход будет называться «Князь Владимир».


28.02.2019 / Водный транспорт
Нижегородская компания «Гама» разрабатывает проект трехпалубного колесного круизного судна для Калининградской области, сообщил генеральный директор компании Дмитрий Галкин.


23.02.2019 / Речные круизы
Осенью 2019 года будет ровно пять лет с момента новости о том, что в Хорватии состоялся спуск нового пассажирского круизного лайнера, построенного для работы в России. Судно, получившее название «Волга Дрим II», должно было начать работу на рейсах из Москвы в Санкт-Петербург в 2015 году. И вот спустя 5 лет теплоход наконец-то будет введен в работу. Но уже не как «Волжская мечта 2», да и работать он будет не в России. Почему же так получилось и что ждет лайнер в дальнейшем?


26.12.2018 / Водный транспорт
Красноярский край приобретет два пассажирских круизных теплохода: как заявил рассказал губернатор края Александр Усс, их закладка состоится в Санкт-Петербурге весной 2019 года. Вместимость каждого теплохода будет составлять 240-280 пассажиров. Стоимость одного судна - от 1,5 до 2 млрд рублей.


27.11.2018 / Водный транспорт
19 ноября 2018 года в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан состоялось совещание с участием представителей АО «Судостроительной Корпорации «Ак Барс», на котором был рассмотрен проект бизнес-плана по эксплуатации судов проекта «Чайка» и созданию в последующем для этих целей судоходной компании на территории Республики Татарстан.


07.11.2018 / Водный транспорт
Днем 6 ноября в акватории Химкинского водохранилища на севере Москвы прошла выгрузка второй партии речных прогулочных судов, построенных в Турции для работы в центре Москвы. Сухогрузный теплоход, на борту которого было пять теплоходов, прибыл в столицу вечером 4 ноября из порта Таганрог. Напомним, что первая партия судов, также в количестве пяти бортов, была доставлена в Москву из порта Ростова-на-Дону в середине октября этого года и после выгрузки на Химкинском водохранилище они ушли своим ходов на зимовку в Южный речной порт Москвы.


11.10.2018 / Водный транспорт
Вечером 11 октября все пять новых прогулочных судов, построенный в Турции для работы в центре Москвы, и прибывшие в столицу этим же днем, были спущены на воду и вышли в первые пробные рейсы по Химкинском водохранилищу. Напомним, что 10 однотипных судов должны были придти в Москву еще весной этого года, но в итоге пришлось всего пять и то только осенью.


11.10.2018 / Водный транспорт
Днем 11 октября 2018 года в Москву прибыл состав из буксира и баржи, на которой в столицу доставили из Ростова-на-Дону пять прогулочных речных судна. В свою очередь в Ростов их привезли морем из Турции, где их и строили.


06.09.2018 / Речные круизы
Информацию о том, что строящийся с 2016 года в Астраханской области круизный теплоход «Петр Великий» не будет сдан к намеченному сроку, подтвердил и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.


29.08.2018 / Речные круизы
Сроки сдачи первого круизного теплохода проекта PV300 «Петр Великий» могут быть сорваны. Вместо 2019 года теплоход, возможно, сдадут лишь в 2020-2021 годах, если смогут достроить. Кроме проблем с судовыми двигателями на верфи «Лотос», где в августе 2016 года был заложен теплоход, возникли новые проблемы.


26.04.2018 / Речные круизы
Сроки сдачи в эксплуатацию круизного речного лайнера «Петр Великий», строящегося в Астраханской области с августа 2016 года для Московского речного пароходства, могут быть значительно изменены в сторону увеличения.


20.04.2018 / Водный транспорт
27 апреля на заводе имени Горького в Зеленодольске (Татарстан) пройдет церемония закладки двух прогулочных пассажирских речных судов, которые после ввода их в эксплуатацию должны будут работать в Татарстане.


17.01.2018 / Речные круизы
17 января на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области состоялась закладка пассажирского круизного речного судна типа «Золотое кольцо» проекта ПКС-180. Судно строится по заказу ЗАО «Гознак-лизинг» для ООО «Волгасервис», напрямую связанной с нижегородской круизной компанией «Гама».


27.12.2017 / Речные круизы
Строительство двух пассажирских круизных колесных теплоходов проекта ПКС-180 типа «Золотое кольцо» для нижегородской компании «Гама» должно будет начаться в следующем году на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области, где летом 2016 года был заложен теплоход проекта PV-300, получивший название «Петр Великий». Закладка новых судов планируется в первом квартале 2018 года, а к 2019 году первое судно должно быть передано «Гаме».


06.12.2017 / Речные круизы
Первый лайнер новой серии круизных судов проекта PV-300 будет носить имя Петра Великого. Круизное судно на 310 пассажиров было заложено на заводе «Лотос» в Астраханской области в августе 2016 года. Спуск головного судна серии на воду планируется в апреле 2019 года.


10.11.2017 / Водный транспорт
Утром 9 ноября в Москву прибыл пассажирский прогулочный теплоход «Снегири-4». Это речное судно-катамаран было построено по проекту 19.2509 на судостроительно-судоремонтном заводе «РИФ», расположенном в Ростове-на-Дону в 2016-2017 годах.


27.09.2017 / Речные круизы
Объединенная судостроительная корпорация вряд ли заключит новые заказы на круизные лайнеры до 2018 года. Судоходные компании готовы строить их лишь на условиях кэптивной лизинговой ОСК «Гознак-лизинг», но бюджет пока не выделил ей средства, пишет «Коммерсантъ».


06.06.2017 / Водный транспорт
31 мая 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось крещение первого построенного в XXI веке круизного пассажирского судна смешанного река-море плавания «Штандарт» проекта PV09, сообщает Морское инженерное бюро в своем пресс-релизе.


24.05.2017 / Водный транспорт
Пассажирский круизный трехпалубный теплоход «Штандарт», прежде называвшийся «Княгиня Ольга» и «Танаис», официально сдан в эксплуатацию. Об этом сообщили в Морском Инженерном Бюро, где разрабатывался технический проект PV09, по которому построено судно.


10.05.2017 / Водный транспорт
В мае 2017 года на реке Москве в центре столицы начали работу новые прогулочные пассажирские суда «Снегири-1» и «Снегири-2», построенные в 2015-2016 годах на Белогородской судоверфи - судостроительно-судоремонтном заводе, расположенном в поселке Белый Городок в Тверской области.


03.04.2017 / Речные круизы
Судостроительный завод «Красное Сормово», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), может получить заказ на строительство третьего пассажирского круизного судна проекта PV300.


31.03.2017 / Речные круизы
28 марта 2017 года на нижегородском заводе «Красное Сормово» состоялась торжественная закладка круизного 342-местного судна проекта PV300, строящегося по заказу судоходной компании «Водоходъ». Судно, получившее название «Князь Владимир», должно быть передано заказчику до 1 февраля 2020 года.


30.03.2017 / Речные круизы
28 марта 2017 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде состоялась торжественная церемония закладки второго круизного пассажирского теплохода проекта PV300.


23.02.2017 / Речные круизы
На одном из сайтов компании «Водоходъ», ориентированным на зарубежную туристическую аудиторию, появился рендер с название судна - Prince Vladimir, что в российском написании, а названия судов, работающих под российским флагом, должны быть на русском языке, может переводиться как «Князь Владимир».


11.02.2017 / Речные круизы
На судостроительном заводе «Лотос», расположенном в Астраханской области, завершился подготовительный этап строительства речного круизного судна проекта PV300 и начались работы по формированию на стапеле корпуса теплохода. В производстве находятся 12 секций общим весом 350 тонн.


23.01.2017 / Речные круизы
Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контракт на строительство круизного лайнера.


18.01.2017 / Речные круизы
В апреле 2017 года в свой первый круиз по маршруту Брест - Мозырь должен выйти речной теплоход «Белая Русь», который был построен в 2011-2016 годах на Пинском судостроительном заводе (Белоруссия).


01.11.2016 / Водный транспорт
Днем 1 ноября в затон Хлебниковского судоремонтного завода, расположенного в районе города Долгопрудный Московской области, с Волги прибыло новое пассажирское судно «Княгиня Ольга».


30.10.2016 / Водный транспорт
С 18 октября новое пассажирское судно «Княгиня Ольга», спущенное на воду осенью 2014 года в Рыбинске, и достроенное в 2014-2016 годах в Москве, проходит ходовые испытания на Волге. Сейчас судно базируется в городе Кимры Тверской области. После завершения ходовых испытаний теплоход отправится на завод «Верфь братьев Нобель» в Рыбинск.


17.10.2016 / Водный транспорт
На этой неделе на Волге пройдут ходовые испытания нового пассажирского судна «Княгиня Ольга», построенного по заказу Московского речного пароходства в 2014-2016 годах. В ночь на понедельник оно прибыло в город Кимры Тверской области. Проводка судна из Москвы на Волгу, осуществлявшаяся с помощью двух буксиров, началась вечером 15 октября и закончилась к утру 17 октября.


18.08.2016 / Речные круизы
В начале сентября в Салехард должны прибыть представители петербургской компании «Морская техника». Цель их визита - согласование бюджетов и сроков на строительство грузо-пассажирских судов, которые должны заменить работающие сейчас на Оби и Иртыше теплоходы проекта 646.


15.08.2016 / Речные круизы
15 августа на судостроительном заводе «Лотос» (Астраханская область) прошла церемония закладки нового круизного судна проекта PV300VD. Судно относится к классу судов «река-море», пассажировместимостью 300 человек.


29.06.2016 / Речные круизы
В рамках прошедшего 24-25 июня форума «Реки России», представители Морского Инженерного Бюро представило доклад по круизным судам, а также обсудило вопросы создания и модернизации необходимой инфраструктуры на ВВП, возрождение круизного судостроения.


16.05.2016 / Водный транспорт
16 мая 2016 года губернатор Николай Цуканов принял участие в презентации прогулочного судна, произведенного в 2016 году на местном предприятии «Ушаковские верфи». В Калининградской области пассажирский теплоход с такими техническими характеристиками представлен впервые.


25.01.2016 / Речные круизы
В 2016 году Минпромторг предполагает начать постройку новых круизных лайнеров, предназначенных для эксплуатации на внутренних водных путях России и за ее пределами. За основу предлагается взять проект PV300VD, разработанный украинским Морским инженерным бюро из Одессы несколько лет назад.

Слушаем его: «Крупнейшие речные суда.)» Вот так вот все лаконично …

Одним из древнейших способов перевозки груза является транспортировка по реке. Раньше некоторые грузы, способные держаться на плаву, могли транспортировать сплавом, их просто сбрасывали в реку и вылавливали ниже по течению. Сегодня речные перевозки грузов осуществляются с помощью развитой сети речного транспорта. Хотя вся территория России и пронизана крупными и мелкими реками, речной грузооборот составляет всего лишь 4% от общего грузооборота по стране.

Наименований перевозимых по рекам грузов достаточно много, и, в основном, это грузы, которые не требуют быстрой или срочной доставки. К таким грузам относятся зерновые, нефтепродукты, топливо (уголь, кокс), стройматериалы, (например, речной песок с доставкой), то есть насыпные и наливные грузы. Однако на речных судах можно перевозить грузы в мелкой таре и контейнерах, впрочем, это зависит от типа судна и его вместительности.

Все речные суда можно поделить на дв е большие категории:

  1. Суда, оснащенные двигателем, то есть самоходные. Сюда относятся теплоходы, пароходы, катера, моторные лодки и т.д.
  2. Суда без двигателя, то есть, несамоходные. Это прежде всего грузовые баржи, а также понтоны и другие конструкции.

Основным типом самоходного судна является сухогруз. Сухогрузы перевозят грузы в трюме, расположенном внутри корпуса корабля. Как видно из названия, на сухогрузах перевозятся грузы, которые не желательно подвергать воздействию влаги, поэтому сухогрузы оборудованы специальными люками.

Среди сухогрузов существует три вида судов:

  1. Ролкер (ро-ро). Это судно оснащено вертикальной погрузкой, на нем перевозятся автомобили и другая техника. Автомобили могут заезжать на судно своим ходом через откидные носовые аппарели.
  2. Балкер. Этот тип судов предназначен для перевозки насыпных, навалочных не тарных (а иногда и наливных) грузов. Например, если грузом является речной песок с доставкой, то вероятнее всего доставляться он будет именно на балкере.
  3. Наливной сухогруз. Такие сухогрузы перевозят различного типа жидкие грузы, такие как нефть, аммиак, жидкое топливо т.д.

Если говорить о несамоходных судах, то здесь лидером является грузовая баржа. Существует несколько разновидностей барж:

  • Трюмные (закрытые и открытые),
  • Площадки для перевозок навалом,
  • Тентованые,
  • Саморазгружающиеся,
  • Автомобилевозы,
  • Цементовозы,
  • И другие.

Однако все эти виды относятся к сухогрузным баржам, существуют также и наливные баржи.

Преимущества перевозок речным транспортом

  1. Речные перевозки грузов обладают довольно низкой себестоимостью, и это является большим плюсом для заказчиков. Низкая себестоимость возможна благодаря невысокой скорости перевозки и наличия течения на реках.
  2. Отсутствие необходимости строить и, соответственно, ремонтировать транспортные пути, так, как это делают для авто и железнодорожного транспорта.

Недостатки речных перевозок

  1. Парадоксально, но то, что обеспечивает главное достоинство, является главным недостатком. Речь идет о низкой скорости речных судов и соответственно длительных сроках доставки.
  2. Сравнительно слабые возможности применительно к объемам перевозок.
  3. Ярко-выраженная сезонность перевозок, связанная с короткой навигацией. Другими словами, зимой реки замерзают и суда стоят на приколе.
  4. Различная глубина и ширина рек в разных местах и размеры судов накладывают дополнительные ограничения на перевозку.

Самое большое водоизмещение принадлежит судну Волго-Дон и составляет 5000 тонн.

Волго-Дон - речные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям. Строились с 1960 по 1990 год, одна из самых массовых серий советских речных судов (всего построено до 225 кораблей различных серий).

За время постройки суда неоднократно модифицировались:

Проекты 507 и 507А - первые модификации, открытый трюм-бункер без переборок

Проект 507Б - установлены машины меньшей мощности (1800 л.с. вместо 2000 л.с.)

Проекты 1565, 1565М - закрытые трюмы, надстройка современной формы

Проект 1566 - составное судно, имевшее самоходную часть и несамоходную баржу-приставку.

Открытые трюмы. Построено единственное судно в 1966 году под названием «XXIII съезд КПСС».

Дальнейшим развитием проекта стали теплоходы типа «Волжский». В 1990-х годах некоторые суда типа «Волго-Дон» были реконструированы в тип «река-море», что позволило им выходить во внутренние моря и совершать рейсы, например, в Великобританию.

Реконструированные суда короче, имеют более высокую носовую часть и более совершенное оборудование трюмов. Суда проектов 507, 507А, 507Б и 1566 строились на Навашинском судостроительном заводе «Ока», Пр.1565 и 1565М - там же и на заводе Santierul Navale Oltenita, Румыния.

Конструктивно суда представляют собой теплоходы грузоподъемностью 5000-5300 т. (пр.1566 - 10 000 т. с приставкой) с открытыми либо закрытыми трюмами.

Длина судов 138-140 м, ширина 16,6-16,7 м, осадка 3,5-3,6 м. Мощность главных двигателей 1800-2000 л.с., скорость порожнём 21-23 км/ч. Суда типа Волга-Дон активно эксплуатировались и продолжают эксплуатироваться на Волге, Каме, Дону, Волго-Балтийской водной системе, на Днепре, а также на Енисее ниже Казачинских порогов. С 1990-х многие суда, особенно реконструированные, ходят по Азовскому, Черному, Каспийскому и Балтийскому морям.

ПРОЕКТ RSD44

Реализация проекта строительства серии судов RSD-44 осуществляется по лизинговой схеме для государственной поддержки отечественного судостроения: совместное финансирование государственной «Объединенной судостроительной корпорацией» (85%) и будущим владельцем судов – «Волжским пароходством» (15%) на условиях субсидирования государством 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Грузоподъемность судов проекта RSD44 в сравнении сухогрузами «Волго-Дон» выше на 500 тонн и составляет 5,5 тыс. тонн; при этом габаритная высота новых судов – 8 метров (почти в 2 раза ниже). Теплоходы будут максимально автоматизированы и оснащены современными винто-рулевыми колонками, дающими высокую маневренность и хорошую управляемость.

Сухогруз «Капитан Рузманкин» заложен на «Окской судоверфи» 24 февраля 2010 года и сдан заказчику в 2011 году после ходовых испытаний. Судно названо в честь волжского капитана Петра Федоровича Рузманкина, погибшего под Сталинградом в 1942 году.

Многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 5458 тонн класса «Волго-Дон макс»

Сухогрузное судно «Волго-Дон макс» класса проекта RSD44 «Капитан Юров» совершило уникальный рейс с Ладоги на Южный порт города Москвы с грузом щебня. На первом этапе судно взяло на борт 5400 тонн груза, по прибытию в Северный порт часть груза была огружена. Имея на борту 3680 тонн щебня и осадку 2,80 м «Капитан Юров», имея длину 140 м, прошел по Москве реке с ее малыми радиусами закругления судового хода под низкогабаритными московскими мостами (надводный габарит 8,6 м) в Южный порт.

Судно «Капитан Юров» было построено на Окской судоверфи (директор Владимир Куликов): закладка 28.12.10, спуск 14.10.11, сдано 18.11.11.

В навигацию 2012 года ОАО «Волжское пароходство» (директор Александр Шишкин) запустило в работу сразу все десять судов новой серии.

Серию можно назвать «серией имени Героев Сталинграда» — все десять капитанов Волжского пароходства, в честь и в память которых названы суда проекта RSD44, отдали свою жизнь, защищая Родину в боях за Сталинград.

Следует отметить, что серия судов проекта RSD44 устанавила рекорд не только по быстроте строительства, но и по дедвейту в реке при осадке 3,60 м (5540 тонн по результатам кренования головного судна и взвешивания второго) и скорости на испытаниях (средняя скорость по течению и против течения на ходовых испытаниях головного судна составила более 12 узлов).

Проект RSD44 разработан Морским Инженерным Бюро.

Класс Российского Речного Регистра — + М-ПР 2,5 (лед 20) А.

Новые сухогрузные суда проекта RSD44 «Волга макс» класса (длина по КВЛ 138,9 м, ширина 16,5 м, высота борта 5,0 м, высота комингса 2,20 м) предназначены для перевозки по внутренним водным путям Российской Федерации генеральных, навалочных, лесных и крупногабаритных грузов, зерна, пиломатериалов, калийных и минеральных удобрений, серы, угля, бумаги, строительных материалов, металлопродукции, а также до 140 контейнеров.

Дедвейт судна при осадке 3,60 м в реке — около 5543 тонн, при осадке 3,53 м в море — 5562 тонн. Объем грузовых трюмов — 7090 куб. м.

Эксплуатация судов предусматривается также по Волго-Донскому судоходному каналу (ВДСК), Волго-Балтийскому каналу, в Азовском море до порта Кавказ и в Финском заливе. Проход под Невскими мостами в районе Санкт — Петербурга и под Ростовским железнодорожным мостом (г. Ростов-на-Дону) предполагается осуществлять без их разводки (максимальный надводный габарит при проходе под мостами 5,4 м).

Габариты проекта RSD44 (габаритная длина 139,99 м, габаритная ширина 16,80 м) позволяют обеспечить эксплуатацию судов через ВДСК, в том числе через «старую» ветку Кочетовского шлюза без режима «спецпроводки».

Двойное дно и двойные борта по всей длине «ящичных» грузовых трюмов (размеры трюмов: трюм N1 37,8 м х 13,2 х 6,22 м, трюм N2 49,8 м х 13,2 х 6,22 м) и топливных, масляных и сточных цистерн позволяют обеспечить удобство погрузки и выгрузки груза, высокую эксплуатационную надежность судна, а также гарантируют защиту окружающей среды и снижение рисков, связанных с загрязнением окружающей среды в районе эксплуатации судна.

Пропульсивная установка состоит из двух полноповоротных винто-рулевых колонок, объединяющих свойства движителей и средств управления в едином комплексе, что позволяет существенно улучшить маневренные качества судна в стесненных речных условиях. На судне установлено два среднеоборотных дизеля, каждый мощностью по 1200 кВт, работающих на тяжелом топливе.

Форма корпуса судов, выполненная максимально технологичной для обеспечения низкой стоимости корпусных работ, в то же время является достаточно мореходной и оптимальной по расходу топлива для заданных условий работы в речном классе М-ПР, обеспечивающей эксплутационную скорость 10,5 узлов.

Для обеспечения достаточного обзора водной поверхности с места управления судном, рулевая рубка располагается в носовой оконечности судна. При проходе узкостей и шлюзованиях управление судна осуществляется с бортовых пультов управления, установленных на открытой палубе с каждого борта в районе рубки.

Суда оборудованы носовым подруливающим устройством типа «винт в трубе» мощностью 120 кВт.

В связи с необходимостью обеспечения возможности прохода судов под Невскими мостами и Ростовским железнодорожным мостом без их разводки, предусмотрены одноярусные жилые рубки в кормовой части судов.

На судах предусмотрены все необходимые условия для комфортного пребывания экипажа на борту, включая развитую систему климат-контроля, применение антивибрационных и противошумовых покрытий внутри помещений.

Экипаж — 8 человек, капитан и старший механик размещаются в блок-каютах, остальные в одноместных каютах.

Интересно отметить, что по предложению «Волжского пароходства» общее число мест — 16, что позволит брать на борт курсантов, специалистов, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, а также членов семей экипажа (жен). Последнее может быть серьезным преимуществом при подборе личного состава для работы на новой серии.

Предъявляемый рынком спрос на транспортные услуги внутреннего водного транспорта через 5-10 лет невозможно будет удовлетворить в связи с быстрым старением и перспективой списания флота. Железная дорога также не справится с ростом спроса на транспортном рынке, поскольку уже сейчас работает на пределе провозной способности. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обновления речного сухогрузного флота путем строительства новых речных судов «Волга макс» класса для замены судов типа «Волго-Дон», «Волжский» (всего на ВВП России имеется 161 такое судно, причем суда пр.507Б имеют средний возраст около 37 лет, пр. 1565 — 33 года, пр. 05074М — 22 года).

Дедвейт судна пр. RSD44 при осадке 3,60 м в реке выше, чем у наиболее новых из существующих судов типа «Волжский» (пр. 05074M) на 7%.

Надводный габарит в балласте предлагаемого судна составляет всего 5,4 м (в грузу еще меньше), что позволит ему, в отличие от «Волжского», проходить под мостами через реку Неву и под Ростовским железнодорожным мостом без их разводки. В результате судно будет экономить время на ожидание очереди в разводку мостов, которое составляет до 20 суток за навигацию.

Объем грузовых трюмов проекта RSD44 на 21% больше, чем у «Волжского», что позволит ему не только перевозить крупногабаритные грузы, но и значительно увеличить загрузку при перевозке «легких» грузов — ячменя, семян подсолнечника, хлопка, металлолома и труб большого диаметра и т.д.

При одинаковой длине и ширине, сухогрузное судно пр. RSD44 имеет меньшую высоту борта, в результате чего его модуль на 8% меньше, чем у судов типа «Волжский», что позволит сэкономить до 8% суммарных затрат на портовые и навигационные сборы.

Таким образом, суда проекта RSD44, серийную постройку которых осуществила Окская судоверфь, представляют собой уникальный инженерный комплекс, сочетающий оптимальные для внутренних водных путей габариты с современным оборудованием и навигационной техникой, имеющий значительные преимущества по сравнению с существующими аналогами.

Первое судно проекта RSD44 «Капитан Рузманкин» было заложено 24.02.10. Спущено на воду 23.11.10. Сдано в эксплуатацию 20.05.11.
Второе судно проекта RSD44 «Капитан Загрядцев» было заложено 27.04.10. Спущено на воду 12.04.11. Сдано в эксплуатацию 16.06.11.
Третье судно проекта RSD44 «Капитан Краснов» было заложено 26.06.10. Спущено на воду 05.05.11. Сдано в эксплуатацию 14.07.11.
Четвертое судно проекта RSD44 «Капитан Гудович» было заложено 26.08.10. Спущено на воду 27.05.11. Сдано в эксплуатацию 10.08.11.
Пятое судно проекта RSD44 «Капитан Сергеев» было заложено 29.09.10. Спущено на воду 15.07.11. Сдано в эксплуатацию 07.09.11.
Шестое судно проекта RSD44 «Капитан Кадомцев» было заложено 29.11.10. Спущено на воду 16.08.11. Сдано в эксплуатацию 10.10.11.
Седьмое судно проекта RSD44 «Капитан Афанасьев» было заложено 28.12.10. Спущено на воду 14.09.11. Сдано в эксплуатацию 10.11.11.
Восьмое судно проекта RSD44 «Капитан Юров» было заложено 28.12.10. Спущено на воду 14.10.11. Сдано в эксплуатацию 18.11.11.
Девятое судно проекта RSD44 «Капитан Шумилов» было заложено 05.05.11. Спущено на воду 22.11.11. Сдано в эксплуатацию 29.04.12.
Десятое судно проекта RSD44 «Капитан Канатов» было заложено 22.06.11. Спущено на воду 18.01.12. Сдано в эксплуатацию 29.04.12.

(данные на сентябрь 2012 года)

Суда построены по лизинговой схеме, в соответствии с которой 85% средств предоставлено «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) в рамках государственной поддержки отечественного судостроения, а 15% профинансировано за счет «Волжского пароходства». Условия схемы — субсидирование государством 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ.

А мы с вами переходим к пассажирским теплоходам:

Речные пассажирские теплоходы проекта 92-016 — большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Это проект уникален тем, что теплоходы 92-016 – самые крупные речные круизные суда в мире. Строительство судов проекта 92-016 для нашей страны велось на чехословацкой верфи «Slovenske Lodenice Komarno» в городе Комарно. При строительстве планировалось, что теплоходы этого проекта заменят на «скорых» волжских линиях теплоходы проекта 26-37. Головной теплоход проекта 92-016 «Валериан Куйбышев» был заложен на стапелях в 1975 году. Строительство серии велось вплоть до 1983 года, всего было построено 9 теплоходов проекта 92-016.

Сданные верфью теплоходы проекта 92-016 поступили в распоряжения Волжского и Донского пароходства (судно Донского пароходства совершило серьезную аварию в 1983 году, после чего также поступило на баланс Волжского пароходства). Суда эксплуатировались на волжских туристических маршрутах. К сегодняшнему дню большинство теплоходов используется на Северо-Западном круизном направлении, они совершают рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом, круизы небольшой продолжительности из Санкт-Петербурга. Некоторые теплоходы работают на волжских туристических маршрутах из Нижнего Новгорода и Самары, по Волге, Дону, Каме и Волго-Балтийскому водному пути. Изначально проектом на теплоходах были предусмотрены одно-, двух-, трехместные каюты, каждая из которых оборудована индивидуальным санузлом, помещения двух ресторанов, кафе, салонов и кинозала с раздвижной крышей.

В ходе эксплуатации судов практически на всех теплоходах проводились модернизации: салоны были трансформированы в бары, в бары и конференц-залы переделаны кинозалы на солнечной палубе. Частично переделывались каюты, на некоторых теплоходах увеличено количество кают класса «люкс» и «полулюкс» путем совмещения нескольких стандартных кают в одну. Для работы на Северо-Западном направлении (Ладожское и Онежское озера) теплоходы укомплектованы большим количеством спасательных средств (спасательные плоты) для соответствия требованиям класса «М».

Основные технические характеристики судов проекта 92-016: Длина судна: 135,8 м Ширина судна: 16,8 м Высота судна (от основной линии): 16,1 м Количество пассажирских палуб: 4 Средняя скорость движения: 24-26 км/ч Количество главных двигателей: 3 Мощность каждого из двигателей: 1000 л/с Класс Речного регистра: «О» (внутренние водные пути, реки и водохранилища, проход по Ладожскому и Онежскому озерам при ограничении высоты и длины волны)

Список судов проекта 92-016

Теплоход «Александр Суворов»
Теплоход «Валериан Куйбышев»
Теплоход «Георгий Жуков»
Теплоход «Мстислав Ростропович» (до пожара и реконструкции Михаил Калилин)
Теплоход «Михаил Фрунзе»
Теплоход «Семен Буденный»
Теплоход «Сергей Кучкин»
Теплоход «Федор Шаляпин»
Теплоход «Феликс Дзержинский»

А самый длинный теплоход из этой серии Теплоход Валериан Куйбышев - четырехпалубное судно проекта 92-016. Построено в 1975 году в Чехии. Имеет длину 137,5 м. Отличительной особенностью теплохода является отсутствие пассажирских кают на нижней палубе.

Скорость – 24-26 км/час. Пассажировместимость – 321 человека.

Но существует еще теплоход, который может конкурировать с нашим проектом:

Американское заднеколесное круизное судно American Queen (1995 год постройки) превосходит суда проекта 92-016 по следующим параметрам:
Ширина — 27,2 м
Высота — 29,7 м (в первую очередь за счет высоких «традиционных» дымовых труб, но количество пассажирских палуб тоже больше, чем на 92-016 — 5 палуб плюс шестая прогулочная)
Количество пассажирских кают — 222
Количество спальных мест — 436

Марк Твен назвал колесные пароходы , плавающие по могучей реке Миссисипи «плавающими свадебными пирогами». В конце XX столетия появилось судно, которое стало самым большим пароходом на колесном ходу в истории судостроения. Хотя это тщательно скрывается, но судно буквально нашпиговано сюрпризами речного круиза . Это современный пароход , у которого корни прячутся в прошлое. Спустя 150 лет после рассвета пароходов на реке Миссисипи, «American Queen » дает своим пассажирам уникальное видение мира.

Четырехпалубные теплоходы – самые большие и самые новые суда на водных просторах России. В большинстве своем комфортабельность этих теплоходов на порядок выше 2-х и 3-х палубных собратьев. В частности, все каюты оборудованы санузлами. Большинство 4-х палубных теплоходов обслуживают иностранных туристов на маршруте Москва – Санкт-Петербург . Часть теплоходов обслуживают только российских туристов. Но практически на любой теплоход можно достать путевку, например, на рейсы в начале и конце навигации. Кроме того, многие компании продают путевки российским туристам на рейсы для иностранцев при наличии мест. Обычно такие маршруты идут с подписью «совместный круиз с иностранными туристами». Преимущества таких совместных круизов – высокий уровень сервиса, более тихое поведение попутчиков, возможность потренироваться в общении на иностранном языке. Недостатки – высокая стоимость путевки, цен на экскурсии, цены в барах, возможно экскурсионное обслуживание будет только на иностранном языке.

Абсолютное большинство 4-х палубных теплоходов управляется крупнейшими туроператорами:

  • Водоходъ (Водоходъ Москва , Водоходъ Санкт-Петербург , ВолгаТурФлот)
  • Ортодокс (в основном иностранные туристы)
  • Viking Cruises (только иностранные туристы)
  • Grand Circle (только иностранные туристы)

Наиболее часто встречаются теплоходы проектов 301 и , которые шутливо называются в среде речников «чемоданами» из-за прямоугольной формы или «немцами» поскольку были произведены в Германии. Все каюты оборудованы санузлами, но будьте готовы к тому, что стандартная каюта лишь чуть больше чем стандартное купе в поезде.

Теплоходы проекта 92-016 – самые большие пассажирские речные суда в России – имеют длинну 135,7 метров и пассажировместимость – 400 человек. Шутливо называются «крокодилами», видимо из-за своих размеров или скошенного носа. Как Вы догадываетесь, такое количество пассажиров не могло появиться просто так. На теплоходах данного проекта очень тесные каюты, особенно одноместные и двухместные двухярусные каюты. Один из теплоходов данного проекта – «Александр Суворов» , тот самый который столкнулся с мостом в Ульяновске. В той катастрофе погибло 176 человек. Судно восстановлено и работает как круизное и сейчас.

Внешне «немцев» от «крокодилов» легко отличить по количеству труб – у теплоходов проекта 301 и 302 одна труба, у теплоходов проекта 92-016 – две трубы.

Теплоходы проектов q-056 и q-040 произведены в Австрии и встречаются на реках России значительно реже. По комфортабельности теплоходы проекта q-040 в оригинальной планировке несколько уступают своим собратьям из-за того, что каюты не оборудованы санузлами. Однако пароходства один за другим модернизируют данные суда.

Теплоходы проекта q-056 "Антон Чехов" и "Лев Толстой" до недавнего времени считались самыми комфортабельными на Волге . В частности, в кормовой части судна имеется крытый бассейн приличных размеров. Однако время не стоит на месте. Турфирмы стремятся удовлетворить запросы самых платежеспособных покупателей, в том числе из США и Европы. Теплоходы модернизируются один за другим. Обычно такая модернизация предусматривает увеличение площади каюты до стандартного отельного номера около 20 кв.м, санузел разумных размеров, перепланировка лестничных пролётов (чтобы угол наклона был меньше для пожилых туристов) или даже установка лифтов.

Теплоходы проекта 301

Четырехпалубные теплоходы, предназначенные для совершения речных круизов, построены на верфях Германии и стали первой массовой серией судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, ресторан, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. В основном суда 301 проекта работают на туристских маршрутах Москва - Санкт-Петербург, Санкт-Петербург - Валаам, Москва - Астрахань, Москва - Углич и на других волжских маршрутах.

Теплоходы проекта 302

Четырехпалубные пассажирские суда, построенные в Германии и предназначенные для совершения речных круизов с возможностью коротких выходов в море, сильно модифицированное продолжение серии судов проекта 301. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Некоторые из них были подвергнуты перепланировке пассажирских помещений. Теплоходы проекта 302 эксплуатируются на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути. В основном они работают на туристских маршрутах Москва - Санкт-Петербург и маршрутах по Волге.

Теплоходы проекта 92-016

Четырехпалубные пассажирские теплоходы, предназначенные для совершения речных круизов, самые крупные суда такого класса. Построенные в Челословакии теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, два ресторана, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.

Теплоходы проектов Q-040 и Q-040A

Построенные в Австрии четырехпалубные пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами, ресторан, бар, три салона, кинозал, сувенирный киоск. Модификация Q-040A отличалась увеличенной пассажировместимостью и, изначально, отсутствием санузлов в большинстве кают (впоследствие все каюты были дооборудованы санузлами). Теплоходы этого проекта эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, в том числе, на маршруте Москва - Санкт-Петербург, Москва - Углич и других.

Теплоходы проектов Q-056

Четырехпалубные пассажирские теплоходы, построенные на австрийской судоверфи и предназначенные для совершения речных круизов, в течении долгого времени самые комфортабельные суда этого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами, ресторан, бар, два салона, бассейн, кинозал, сувенирный киоск. Суда ходят во Волге, рекам и озерам Волго-Балтийского водного пути, в настоящее время эксплуатируются в основном на маршруте Москва - Санкт-Петербург.

Трехпалубные теплоходы

Теплоходы проекта Q-065

Трехпалубные пассажирские суда, построенные в Австрии и предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, каюты "Люкс", ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование отдельных судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Суда этого типа эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, реке Лене. В настоящее время одно судно работает в основном на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других волжских маршрутах, два - на туристских маршрутах по Лене, остальные используются в качестве развлекательных центров в Москве.

Теплоходы проекта 588

Построенные в ГДР трехпалубные пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Изначально теплоходы имели одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты "Люкс", оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на большинстве теплоходов был оборудован кинозал, на некоторых модернизировано оборудование кают для повышения их комфортабельности. Были также оставлены четыре спасательные шлюпки вместо шести. Обращаем внимание, что в последние годы большинство теплоходов этой серии подверглись разного рода модернизациям и усовершенствованиям, поэтому наличие на борту кают разных категорий, удобств, общественных помещений следует уточнять по каждому конкретному теплоходу. Суда этого проекта эксплуатируются на Дону, Волге, Каме, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, на Енисее.

Теплоходы проекта 26-37

Трехпалубные пассажирские суда, построенные на чехословацкой верфи и предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Большинство теплоходов этой серии подверглись разного рода модернизациям и усовершенствованиям.
Теплоходы модификации 26-37-311 прошли полную модернизацию в 2003-2004 гг., была увеличена площадь кают (за счет уменьшения пассажировместимости), все каюты оснащены санузлами, кондиционерами, телевизорами.
Теплоходы модификации 26-37-315 прошли полную модернизацию в 2005-2006 гг. При этом на борту судов была проведена полная перепланировка кают и общественных помещений. Все каюты теплоходов имеют увеличенную площадь и оснащены всеми удобствами (санузел со встроенными душевыми кабинами, кондиционер, телевизор со спутниковым приемом телеканалов, удобная мебель). Внутреннее убранство теплоходов выполнено с применением современных материалов, при этом частично сохранены и отреставрированы исторические элементы декора теплохода.
Теплоходы серии 26-37 эксплуатируются на круизах по Волге, Каме, Дону, а также между Москвой и Санкт-Петербургом.