Бункеровка судов — все способы. Бункеровка судна топливом у причала и в море

44 45 46 47 48 49 ..

16.3.2. Подготовка и проведение бункеровочных операций на судне

Подготовка судна к приему топлива (бункеровке) является важнейшей частью организации правильной эксплуатации судна с точки зрения предотвращения загрязнения окружающей среды (моря) нефтепродуктами. Особенно актуально это стало с введением в действие Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (ISM CODE).

Таким образом при подготовке и проведении бункеровки судна вахтенная служба судна и ответственные лица должны выполнить следующие мероприятия:

Поднять флаг «BRAVO» или включить красный круговой фонарь;

Сделать предупреждение по судну о начале бункеровки и запрещении курения и использовании открытого огня на палубе;

Убедиться в закрытии клапанов и наличии заглушек на трубопроводах приема топлива противоположного борта;

Убедиться в качественной связи с вахтенным офицером, машинным отделением, бункеровщиком;

Произвести замеры количества топлива в танках судна и бункеровщика;

Убедиться, что самозакрывающиеся клапана на замерных трубах топливных танков находятся в закрытом положении, а заглушки установлены на штатные места;

Проверить закрытие всех палубных шпигатов;

Убедиться, что вентиляционные трубопроводы топливных танков ничем не заблокированы;

Поднести к месту бункеровки первичные средства пожаротушения;

Убедиться, что средства и оборудование для борьбы с разливом нефти (OIL SPILL EQOIPMENT) доступны и готовы к использованию;

Убедиться, что переливные танки опорожнены;

Проверить действие судовой сигнализации о заполнении (переливе) танков

Поскольку на всех судах применяется МКУБ (ISM CODE), выполнить требования чек-листа по бункеровочным операциям (BUNKER OPERATION CHECK LIST).

Перед окончательным заполнением танков понизить производительность подачи топлива до минимальной, заполняя танки последовательно;

Продуть бункеровочный шланг перед его отсоединением от судового трубопровода;

Сделать необходимые записи о бункеровке в машинном журнале и журнале нефтяных операций (OIL RECORD BOOK).

При подготовке судна к бункеровочным операциям старший механик должен убедиться в том, что:

2.1. Палубные шпигаты герметично закрыты, и при необходимости зацементированы;

2.2.Вентиляционные трубопроводы трубки танков, подлежащих заполнению,

Обеспечивают свободный выход воздуха и газов, сетки очищены;

2.3. Переливная цистерна опорожнена, а сигнализация перелива исправна;

2.4. Под соединениями шлангов, по которым производится бункеровки, установлены поддоны;

2.5. Выделенные для приёма бункера танки позволяют принять требуемое количество топлива для чего должны быть выполнены замеры уровней в этих танках. Результаты замеров фиксируются в вахтенном машинном журнале и чек-листах.

2.6. Определить и согласовать с капитаном или старшим помощником капитана танки для приема бункера и порядок их заполнения, во избежание потери остойчивости.

2.7. Прием топлива должен осуществляться без смешивания получаемого топлива с уже имеющимся на борту топливом.

2.8. Обычно до начала бункеровки судну представляют извещение, с которым командование судна должно внимательно ознакомиться. Образец такого извещения может иметь следующий вид:

Извещение о готовности для поставки бункера.

Наш бункеровщик подошел к Вашему судну в_местного времени

Сегодня и имеет м/тонн IFO (сСт) и м/тонн MDO/GO, заказанного для Вашего судна.

Топливо будет закачиваться в Ваши танки со средней производительностью _т/час. Поэтому необходимо держать клапаны открытыми и также замерять уровень, если Вы желаете проверить скорость приема топлива.

Перед приемом топлива Вы подготовьте все необходимое для предотвращения загрязнения моря нефтью, а также установите на палубе огнетушитель в месте соединения шлангов.

Пожалуйста, назначьте авторитетного представителя проверить открытые танки бункеровщика, которые были до этого опечатаны таможней для контроля за количеством выдаваемого топлива, и для проверки соединения шлангов - точки, которые опасны в отношении пропусков, т.к. общая ответственность за бункеровку топливом лежит па вашем судне.

КОЛИЧЕСТВО будет определяться ТОЛЬКО замерами в танках бункеровщика, поэтому мы не будем нести какую - либо ответственность за количество после бункеровки при наличии разницы в замерах с вашими танками. Если вы не согласны, вы можете пригласить независимого сюрвейера для производства замеров на нашем бункеровщике, в период бункеровки, все расходы - время, убытки будут за счет вашего судовладельца/.

ПРОБЫ будут взяты в соответствии существующим требованиям в период бункеровки и будут предоставлены вам. Сохранность проб гарантирована в разумный период. Пожалуйста, учтите, что мы не преследуем какую-либо цель / в любом случае/, а наша компания имеет отношение только к набору проб и их пломбировке.

После окончания бункеровки мы приглашаем вашего представителя для проведения окончательных замеров топлива на нашем бункеровщике и для подписи сертификата.

Пожалуйста отметьте, что:.

В «Бункеровочной расписке» не допускается «отказной штамп» любого типа или формы, также какие-либо изменения или отказы, поставленные позже.

Мы желаем нам и вашему экипажу приятного и безопасного плавания и хорошей встречи с нами в будущем.

2.9. На основании предоставляемым бункеровщиком сертификатом (Bunker Delivery Note) убедиться в соответствие значений характеристик топлива, предназначенного к поставке, заказанному.

Сертификат (BDN) должен содержать следующую информацию:

Название и ИМО номер принимающего судна;

Дата и время начала поставки;

Наименование, адрес и номер телефона поставщика топлива;

Наименование продукта;
- Количество в метрических тоннах;

Плотность топлива при 15 С, кг/м3;

Декларация, подписанная и заверенная представителем поставщика топлива, о том, что поставленное топливо соответствует установленным требованиям.

При подготовке к бункеровочным операциям лицо, непосредственно отвечающее за их проведение, обязано:

2.10. Проверить готовность топливной (масляной) системы к приему (выдаче) бункера, что фиксируется в вахтенном машинном журнале и в соответствующих чек-листах;

2.11. Проверить наличие у мест приёма бункера, средств тушения пожара и средств локализации разлива (огнетушителей, ящик с песком, пожарный рукав, пеногенератор, совок, лопаты, опилки, ветошь, абсорбенты);

2.12.Проверить надёжность подсоединения и герметичность бункеровоч-ного(ых), шланга(ов), срок(и) его(их) последнего испытания;

2.13. Проверить, надёжность связи всех постов и палубы с бункеровщиком.

2.14.Составить акт, совместно с представителем бункеровочной компании (бункеровщика) в котором отразить:

Замеры количеств топлива (масла) по танкам судна и бункеровщика;

Этапы приёма бункера и интенсивность его подачи, по этапам;

Порядок подачи сигналов по изменению интенсивности или прекращению подачи бункера.

До начала проведения бункеровочных операций механик, ответственный за бункеровку; должен провести инструктаж е выделенными и его распоряжение лицами и проверить их знания по:

Устройство топливной (масляной) системы судна;

Расположение топливных, переливных танков;

Расположение переливных, замерных и воздушных труб;

Расположение секущих клапанов и клинкетов;

Типовых английских фраз и сигналов, подаваемых руками, в процессе бункеровки;

Действиям по судовому Плану Предотвращения Загрязнении Окружающей среды;

Расположение постов связи с МО и постов аварийной остановки бункеровки. Результаты инструктажа и проверки заносятся в машинный журнал (Журнал Инструктажа персонала перед бункеровкой) и отмечают в соответствующих чек-листах.

До начала приема бункера механик, ответственный за бункеровку, обязан обеспечить герметизацию, а при необходимости и цементирование всех шпигатов верхней палубы. При этом качество герметизации шпигатов должна исключать даже незначительные просачивания нефтепродуктов за борт.

Герметичность закрытия шпигатов проверяется старшим помощником капитана и старшим механиком, о чем производится соответствующая запись в судовом журнале.

    Любая бункеровочная операция (приём топлива, масла, сдача подсланевых вод): подготовка, проведение и окончание её, а так же действия, направленные на исключение загрязнения водоёмов в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством и наблюдением ответственного лица, назначенного капитаном судна приказом в начале навигации. Это лицо несёт персональную ответственность за проведение бункеровочной операции, в том числе за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения нефтепродуктами водной среды.

    Физико-химические свойства топлива и масла, применяемые в СЭУ, должны соответствовать требованиям инструкций по эксплуатации, обеспечивать надёжную и эффективную их работу с оптимальными показателями, установленными ТУ дизелей, котлоагрегатов и механизмов.

    Приемка топлива, сдача льяльных вод - производиться только закрытым способом. Патрубки трубопроводов системы приёма топлива и сдачи нефтесодержащих вод должны быть оснащены стандартными соединениями с отличительной надписью. Применение для бункеровки неисправных устройств категорически запрещается. Для обеспечения совместимости выходных патрубков с фланцами международного образца допускается применение переходных муфт.

    Все члены экипажа, принимающие участие в бункеровочных операциях, должны быть ознакомлены со своими обязанностями по бункеровке, а так же с местонахождением и положением переливных и воздушных труб, переливных танков, мерительных труб, индикаторов уровня и способов остановки потока топлива или нефтесодержащих вод в аварийных случаях.

    При подготовке к проведению бункеровочных операций необходимо надёжно закрепить и постоянно удерживать судно у причала (бункеровщик у борта) швартовными концами так, чтобы исключить его чрезмерное перемещение относительно причала (или бункеровщика), а следовательно, исключить повреждение шлангов или других соединительных устройств.

Подготовка к бункеровочным операциям

    Перед началом приёмки топлива, (сдачи нефтесодержащих вод), вахтенным помощником капитана объявляется о начале бункеровки с указанием борта бункеровки, о соблюдении правил пожарной безопасности при бункеровке.

    На мачте судна поднять флаг «Б», ночью включить красный круговой огонь (Ответственный – вахтенный помощник капитана)

    Проверить закрытие иллюминаторов со стороны борта, с которого принимается бункер. (Ответственный – вахтенный помощник капитана).

    У места шланговки организовать пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, лопата) и проложена пожарная линия с пенным стволом. (Ответственный – вахтенный помощник капитана).

    Место приёма (сдачи) оградить знаками «Курение запрещено» и «Проход запрещён». (Ответственный – вахтенный помощник капитана).

    Привести к немедленному действию противопожарные средства судна. (Ответственный – вахтенный помощник капитана).

    В темное время суток обеспечить достаточное освещение места приема топлива (масла), сдачи нефтесодержащих вод. (Ответственный – вахтенный помощник капитана).

    Провести инструктаж лиц, участвующих в бункеровочной операции. (Ответственный за бункеровку).

    Проверить количество топлива (масла) в цистернах, в которые планируется приём топлива (масла), уточнить, сколько топлива (масла) должно быть принято при бункеровке (Ответственный за бункеровку).

    Уточнить последовательность заполнения цистерн, проверить исправность сигнальных устройств, переливных, воздушных и мерительных труб (Ответственный за бункеровку).

    В местах присоединения шлангов, под арматурой, вокруг воздушных труб установить поддоны для сбора возможных протечек, заглушить все палубные шпигаты, через которые нефтепродукты могут попасть в воду. (Ответственный за бункеровку).

    В месте приёма топлива (масла) приготовить к использованию ветошь (сорбирующие материалы). (Ответственный за бункеровку).

    Установить и постоянно поддерживать связь с вахтенным начальником бункеровочной станции с помощью переносной радиостанции. (Ответственный за бункеровку).

    От каждой партии топлива, масла должна быть отобрана проба (опломбированная бункеровщиком с указанием температуры топлива или масла, даты бункеровки, названия бункеровщика), которая храниться на судне в течении всего срока использования этой партии. (Ответственный – старший механик судна)

    Ответственным лицом за бункеровку согласовывается с вахтенным начальником бункеровочной станции рабочее давление бункеровки.

Во время бункеровки судов возникают проблемы с таможенным контролем. В соответствии с действующим законодательством припасы топлива перемещаются через государственную границу без уплаты таможенных пошлин. С целью защиты экономических интересов России необходимо создание кардинально нового подхода в осуществлении бункеровки топливом.

Огромную экономическую выгоду представляет бункеровка по максимально возможной вместимости емкостей судов. В этом случае в выигрыше остаются компании, которые осуществляют продажу топлива на рынке бункеровки за границей, а также зарубежные судовладельцы, использующие топливо для энергетических устройств судна. Такой выгоде способствует разница в цене на бункерное топливо по сравнению с портами других стран. Влияет также и то, что топливо облагается налогом на добавленную стоимость со ставкой в 0%, если оно вывозится как припас.

Судовладельцы получают выгоду, государство - убытки

Довольно часто недобросовестные судовладельцы пользуются положениями таможенного законодательства для получения дополнительной экономической выгоды. Отправляясь в рейс из иностранного порта, они берут ограниченный запас бункерного топлива с целью пополнения этих запасов в портах России.

В результате применения правил бункеровки судов топливом в таких целях наносится двойной ущерб экономике РФ. Во-первых, территория России становится своеобразным топливным «оффшором», где можно получить нефтепродукты без налоговой наценки. Во-вторых, наносится значительный вред безопасности мореплавания, т.к. происходит отклонение судна от оптимального маршрута.

Попытка защиты экономических интересов

В последнее время нередки стали ситуации, когда при бункеровке нефтепродуктов на таможенных постах было отказано в вывозе топлива. Теоретически это может произойти в случаях, когда его количество превышает необходимую норму для обеспечения технического обслуживания и эксплуатации судов.

Объем вывозимых припасов, освобождаемых от уплаты налогов и таможенной пошлины, определяют компетентные лица таможенного поста, основываясь на Правилах бункеровки и требованиях Таможенного кодекса (Пункт №11 и №12 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов). Для этого учитывают объем имеющихся на борту припасов во время прибытия и бункеровки в порту, необходимое количество припасов для технического обслуживания и эксплуатации судна, остаток в заправочных емкостях, количество аварийного запаса.

Решение споров в судебном порядке

На данном этапе возникают многочисленные споры, которые могут закончиться разбирательствами в суде, как это было на примере Хасанской таможни. Многие судовладельцы не соглашаются с тем объемом запасов топлива, который предлагают им представители таможенной службы.

Бункеровочные компании зачастую скрывают главную цель таких споров - получение дополнительной прибыли разными средствами. Они выносят обвинения в препятствовании развитию отечественных портов, объясняя свою потребность в топливе различными сборами, уплачиваемыми во время бункеровки в портах. Однако на самом деле доход от портовых сборов в несколько сотен раз меньше той суммы, которую приходится выплачивать государству в результате уплаты таможенных пошлин.

Эксперты экономических и юридических наук (вместе с адвокатом Комиссаровым - руководителем коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры») определили, что в случае необоснованного вывоза 300 тонн топлива как припасов государственный бюджет сократится на 2,5 млн. руб. Учитывая то, что расчеты производились для небольшого объема нефтепродуктов, можно представить какие колоссальные убытки понесет экономика, если начнется вывоз топлива несколькими суднами - до 60 млн. руб.!

Увеличивается число жалоб и субъектов внешнеэкономической деятельности. Их представители не согласны с решениями таможенных постов об отказе в убытии припасов, превышающих допустимый объем, не облагаемый налогами, поэтому таможенным органам приходится защищать экономическую безопасность РФ в Арбитражном суде.

Бункеровкой называют заправку больших судов: танкеров, лайнеров, и контейнеровозов топливом и моторным маслом. Применяют бункеровку для того, чтобы обеспечить движение морских судов и иные потребности. Сразу стоит заметить, что процедура выгрузки нефти (на полном ходу и на причале) называют не бункерной, а грузовой процедурой.

Процесс бункеровки судов топливом

Процесс бункеровки осуществляется на реках, в озерах, в морях и океанах. Бункеровку можно проводить различными способами. Зачастую дозаправка совершается на ходу, причем для неё используют также рыболовные судна (на них устанавливают узкоспециализированное оборудование).

При проведении бункеровки на причале её совершают при помощи специального трубопровода или авто-цистерн.

Иногда бункеровка производится, когда суда стоят на якорях, в таких случаях в качестве основы считают специальное судно.

Процедура бункеровки имеет свои специфические аспекты, потому и производить бункеровку должны только квалифицированные компании, применяющие специализированное оборудование для дозаправки.

Хранение и подачу топлива могут производить плавучие заправочные станции (ПЗС). На бункер (специальное судно) устанавливают оборудование с цистерной.

У технологии проведения бункеровки есть свои нюансы. Обязательно должны учитываться марка и тип топлива, чтобы задать требуемую температуру. Топливо должно иметь температуру на десять градусов меньшую, чем температура воспламенения. Чтобы соблюдать эти правила, оборудование оснащают дополнительными инструментами, позволяющими контролировать температуру передаваемого при бункеровке топлива.

Способы бункеровки топлива

  1. Бункеровка с причала. Наименее трудозатратный способ.

Выполняется двумя способами:

  • С автоцистерны;
  • К причалу отшвартовывается бункерующее судно.
  1. Бункеровка на рейде.

Выполняется только с бункеровщика на судно, стоящее на рейде.

При этом бункеровщик или бункеруемое судно ставят на якорь.

  1. Бункеровка на ходу или бункеровка в дрейфе.

Чаще всего применяется на рыболовных судах.

  1. Малая бункеровка.

Основные этапы — это хранение и выдача топлива судам маломерного флота. Является самым экологичным и безопасным видом бункеровки водно-моторных судов.

Соответствовать по качеству международным и национальным нормативным актам и предписаниям заводов - изготовителей оборудования или рекомендациям судовладельца;

Иметь паспорта или сертификаты, выданные уполномоченными на то органами, в которых указываются марка и основные физико-химические характеристики.

7.2. Если иное не предусмотрено предписаниями заводов - изготовителей оборудования или рекомендациями судовладельца, в паспортах или сертификатах должны быть указаны следующие физико-химические характеристики:

7.2.1. Для топлива:

Плотность при 20 °С,

Вязкость при 50/80 °С,

Температура вспышки,

Температура застывания,

Механические примеси,

Зольность,

Коксуемость.

7.2.2. Для масел:

Кинематическая вязкость при 40/100 °С,

Плотность при 15 °С,

Температура вспышки,

Температура застывания,

Щелочное число или рН.

7.3. От каждой партии топлива и масла, принимаемого на судно, должна быть отобрана проба, которая хранится на судне в течение всего срока использования каждой партии.

7.4. При наличии признаков, вызывающих сомнение в качестве топлива или масла при их приемке, хранении или использовании, старший механик должен направить отобранную пробу в лабораторию, указанную или рекомендованную судовладельцем для контрольного анализа, по результатам которого принимается решение о возможности их использования или предъявления претензий поставщику.

7.5. Контроль за приемкой, хранением и расходованием топлив и масел на судне и оформление соответствующей документации осуществляет старший механик, который согласовывает с капитаном судна порядок заполнения емкостей и расхода из них. Подписывает и утверждает у капитана судна технологическую карту приема топлива и масла на борт судна, дает распоряжение вахтенным механикам о порядке расходования топлива и масла на борту судна.

7.6. Непосредственную приемку на судно топлив и масел осуществляет механик, в чьем заведовании находятся указанные системы, либо по указанию старшего механика - вахтенный механик. Все операции по приему топлив и масел производятся по разрешению капитана судна и с ведома вахтенного помощника капитана.

7.7. Механик, осуществляющий приемку топлив и/или масел (ответственное лицо за приемку), обязан:

Составить, подписать и передать старшему механику технологическую карту с указанием последовательности открытия и закрытия клапанов, заполнения емкостей и количества принимаемого нефтепродукта по маркам в каждую из них;

Провести инструктаж привлекаемых к бункеровке лиц;

Установить прямую двухстороннюю связь с бункерующим судном или береговой базой;

Проверить готовность систем и емкостей к приемке нефтепродуктов;