Свято-успенский вышенский монастырь. Река выша Рыболовно-фермерское подворье «Рыбачок»

Рязанская область - это поистине благодатный край для рыбака. Выбор мест для тихой охоты здесь огромный: озера, водохранилища, реки. При таком разнообразии остаться без улова сложно.

Рыбалка будет особенно продуктивной, если заранее:

  • исследовать рельеф дна;
  • узнать повадки рыбы, которую предполагаете вылавливать;
  • обитание и скопления при жоре;
  • зимой - место спячки.

Рыбалка на реках

В Рязанской области протекает 890 рек, они равнинные. Обитает там порядка 40 видов рыб. Средняя протяжённость – более трёх километров. Самые крупные реки: Ока, Пра, Ранова, Мокша, Солотча, Меча, Выша, Тырница, Проня и т. д.


Наиболее перспективное место - река Ока, граничит она с Московской областью, доходит почти до Владимирской области. Особенно хорошо ловить здесь поздней осенью и летом. Населяют её около 40 разнообразных видов рыб, но чаще всего ловится: щука, судак, лещ, жерех, голавль, краснопёрка, окунь, елец, сом.

Самая уловистая снасть для леща - это кольцо или фидерная снасть. При быстром течении – бортовая удочка. На фидер можно выловить: чехонь, язя, карася, плотву, густеру. Наиболее уловистое время - начало весны, конец осени.

Река Проня: излюбленные места - это участки, пролегающие в нижней части течения. Неплохо можно поживиться жерехом, язём, карасём, щукой, густерой. Есть сом, налим, судак. Внизу часто встречается сазан. И что особенно важно для хорошего клёва - здесь небольшой рыболовный прессинг.

Начинать охотиться нужно около Ухорских выселок, там можно найти рыболовные места для различных снастей: удочки, спиннинга, даже в проводку с лодки. От деревни Лужки идёт к Проне неплохая грунтовка. Если с донной удочкой обойти омуты, бесчисленные перекаты, тогда без приличных размеров щук, карасей, домой не уедете.

На отдалённых дистанциях на спиннинг, удочку ловится жерех, отлично клюёт на серебристый кастмастер. Внизу по течению, около деревни Коленцы, также есть чем поживиться. Едут через большое село Аристово, вдоль реки. Возле плотины есть глубочайшие омуты, это превосходные места для ловли.

Нахлыстовики, спиннингисты могут наловить язей, щук, линьков в районе обраток и под плотиной. На мушки ловят голавля. В быстрых водах: язя, карпа, жереха, иногда сома. В месте слияния Прони с Окой водится много белой рыбы, есть судак, жерех. Лодка поможет в поимки рыбы.

В притоке Прони находится река Ранова, она очень рыбная. Села Кипчаково и отчасти Княжное самые перспективные места. Сама река извилистая, с глубочайшими омутами и перекатами. Хорошие участки есть возле населённого пункта Ключи.

Там рядом в пойме Прони находиться большой бурлящий родник. Холодные родниковые воды смешиваются с рекой и здесь можно на спиннинг выловить килограммовых окуней и лещей. Возле Курбатово есть Мостья, от неё и до впадения Рановы в речку Проню можно охотиться на донку, спиннинг. На ямах нужно искать окуней, щук, лещей, сазанов. На перекатах: голавля, жереха.

На что можно ловить? Главное это не боятся экспериментировать, ловят в проводку, знающе подбирают наживки:


  1. Особенно хороший будет улов на вращающиеся блесны, оснащённые передней огрузкой. Масса приманок: 5–12 гр.
  2. В ясную погоду на отмелях нужны наживки с лепестком, имеющий серебристый окрас.
  3. На омутах и небольших перекатах – блесна с жёлтым окрасом и неярким лепестком.
  4. На сильном течении облов нужно производить плавающими воблерами.

Для крупных наживок спиннинг оборудуют:

  • бланком, тест от 9– 30 гр.;
  • катушкой 2500;
  • плетёнкой 13 мм.

Для мелких наживок ставят монолеску 0.22 мм или тонкую плетёнку. Для удочки:

  • удилище 6–8 м;
  • леску 0,15 мм;
  • поводок 0,15 мм.

Рыбалка на озёрах

В области есть примерно 175 больших и малых озёр. Шесть крупных, площадью 5 кв. км., остальные менее 0,1 кв. км. Особенно много озер в северной части, где берёт своё начало река Пра. Во всех озёрах вода чистейшая и прозрачная, можно увидеть даже подплывающую к насадке рыбу.

Белое озеро особенно посещаемое. Его площадь 23,5 га, наибольшая глубина 34,2 м. Граничит с Клепиковским районом и владениями Шатурского района (Московская область). Находится в пятистах метров от магистрали Спас-Клепики – Москва, возле деревни Дубасово. Образовалось оно в естественной впадине, окружено лесом.

Имеет карстовое происхождение: рельефное дно, подземные пещеры, подземные колодцы, провалы и т. д.. Водные обитатели: карась, язь, окунь, линь, щука, плотва, ёрш, вьюн, верховка, есть толстолобик, озёрная форель, карп.

Спиннингом можно выловить карпа, толстолобика. Ловить лучше с лодки, в начале осени на бутерброд из червей и хлеб. За щукой охотятся ближе к западу на спиннинг, кружки, зимние жерлицы:

  • Жерлицы размещают на подводных склонах, возле кромок водной растительности - перепад глубин до 10 м, вдоль кромки водной растительности.
  • Зимой и ранней весной на мормышку ловится язь, ёрш, плотва.
  • Окунь берёт зимние блесны на глубине от 4–12 м, язь – до 8–14 м.

Лучший период для охоты в озёрах - лето. Даже в небольших пойменных озёрах есть рыба и можно наловить иногда больше, чем на большой реке.

Озеро Селезнёвское - имеет уникальное карстовое происхождение, площадь в 15 га охраняется. Находится - трасса на Касимов, недалеко от деревни Селезнев. Площадь - 20,5 га, вода темноватая, имеет примесь торфяных частиц, но чистая.

Наибольшая глубина находится на северо-западе, доходит до 15 м. В этом озере распространены: язь, карась, окунь, ёрш, щука, плотва, вьюн и даже раки. Чем ловят и на что:

  1. Плотву - нужно вначале прикормить, а затем начинать облов в центре озера, глубина до 3 м или у заросшего берега.
  2. Мелкий окунь - ловится преимущественно на удочку, для наживки используют живца, сладкие бойлы, опарыша, червя.
  3. Крупный окунь и язь - ловится на спиннинг и вращающуюся блесну белого окраса. Особенно весной, на зорьке.
  4. Щуку - берут на кружки, жерлицу. Неплох и спиннинг, при хорошей оснастке и подходящей блёсне. Кружки применяют при плохой или дождливой погоде, слабом ветерке, в конце лета и до сентября.
  5. Зимой - отвесным блеснением выуживают обычно только мелкого окуня, клёв плохой.
  6. Весной - со стороны Лаптевского побережья, в юго-западной части с лодки можно выудить подъязок, плотву до 600 гр.

Озеро Великое - вокруг царствуют болота, дебри, острова, непролазные, дикие места. Людских поселений здесь мало. Площадь -2199,7 га, береговая линия растянулась на 35 км.

Как доехать: свернуть с дороги Спас-Клепики-Москва сразу за селом Батыково. Доехать до указателя Радуга, проезжаем озеро Белое и до посёлка Лункино.

В зимнее время особенно много народа, потому что становится доступным всё озеро:

  • По первому льду на мормышку выуживают окуня, ерша.
  • На мормышку, зимние жерлицы при оттепелях идёт крупная щука. Для насадки: плотва, пескарь.
  • Подо льдом далеко от берега на летние жерлицы ловят крупных вьюнов, щук. Оснащают снасти шнурами и тройниками.

После нереста выуживают щук на спиннинг с искусственной наживкой. Для поплавочной удочки используют живую наживку, уместно ловить на неподвижные кружки. У берега плавает язь, карась, лещ, их выуживают удочкой на опарышей. Летом и весной особенно продуктивной рыбалка будет с лодки.

Большие щуки уходят на ямы восточного берега, можно их там спокойно удить вплоть до ледостава.


Водохранилища

Стоит помнить, что на водохранилищах с понижением уровня воды клёв немного усиливается, а с повышением спадает. Уровень воды меняется часто: весной, осенью - пополняется, летом, зимой - убывает. Есть четыре водохранилища в Рязанской области, рассмотрим наиболее известные.

Рязанская ГРЭС - создано в 1973 г. Путем перекрытия русла реки Прони. Водохранилище чрезвычайно богато сазаном, лещом, карасём, есть сом и судак. Зимой не замерзает. Можно поймать крупные и трофейные экземпляры.

Пронское - образовалось на реке Проня. Движущаяся часть плотины, предназначенная для спуска воды, находится возле Новомосковского района, в деревне Гремячее. Его длина - до 26 км, наибольшая ширина 2 км. Площадь водохранилища - 1600 га, глубина - 4,6 м. Обитатели: сазан, щука, лещ, карась, встречается судак. Наиболее интересна здесь подлёдная ловля, весной с лодки.

Окуня можно удить:

  • поплавочной удочкой: весной, на глубине до 3 м, насадки: червь, мотыль.
  • летом на кружки, спиннинг, удочку.
  • зимой только на мормышку. Наживка - блесна, воблер, мотыль.
  • в начале зимы на малька, клюёт хищная рыба, глубина 2–3 м.

Щука весной гуляет по всему периметру, летом прячется в заливах, осенью уходит на большую глубину.

Плотва любит тихое течение, хорошо клюёт весной или по последнему льду. Излюбленные места устья притоков, верховья. Наилучшая снасть - поплавочная удочка, или мормышка. Зимой для насадки применяют мотыль, воблеры. Летом - червей, опарышей. Искать её нужно у шлюза или внизу водохранилища.


Платная рыбалка

По всей территории области разбросано множество отличных баз отдыха, угодий, рыболовных хозяйств, причём рядом с местом лова. Удобно для приезжих. Можно не только всласть половить, но и взять напрокат снаряжение, инвентарь, лодку, обеспечить себя комфортным ночлегом, горячим питанием и т. д.

Рыболовно-фермерское подворье «Рыбачок»

Находится недалеко от деревни Вышетравино, ехать от Рязани 20 км к югу. Озеро неправильной формы, с рукавами, заливами, приспособлено под различные условия лова. Берега отлогие, немного поросшие.

В озеро вливается река Чертолом, бьют донные ключи. Сливается вода через плотину, поэтому зимой и летом сохраняется одинаковый уровень воды. Можно поймать шуку, карпа, белого амура, толстолобика, белую рыбу. Новичкам отгородили сеткой участок от озера, там они гарантированно выудят свои первые трофеи.

Ловить на свалах можно: поплавочной удочкой, нахлыстом, с использованием донки, спиннинга. Главное, правильно применять оснастку, она должна соответствовать правилам ловли и виду рыбы. Наиболее продуктивное время - это весна и конец осени.

Хуторок рыбака

Рядом с деревней Сановка раскинулось легендарное Святое озеро. Здесь и оборудовали рыболовную базу настоящего рая. Водятся: амур, карась, толстолобик, лещ, язь, сом, синец.

Можно удить с лодки, пирса, плавучего домика, с мостков. Ловят на спиннинг, донку, обычное удилище. Без улова не останетесь в любое время года.

Белые камни

Находится недалеко от села Бояринцево, это Михайловский район. Расположен на речке Бурмянке, приток Локне. Водятся: линь, сом, зеркальный карп, щука, форель, карась, толстолобик. Ловить можно только удочкой, 2 шт. на одного человека. Уловы могут радовать круглый год.

  1. Не подсекайте по старинке с разворотом и большим размахом. Просто немного энергичнее снимите удилище и начните вываживание.
  2. Не поднимайте рыбу (250 гр. и больше) из воды, используйте подсачек.
  3. На плетёнке завязывайте узлы в три оборота, не меньше. Под нагрузкой и при зацепе петли так не спадут.
  4. Если используете утяжелённые кормушки, не забудьте пластырем заклеить палец, который будет поддерживать леску при забрасывании. Если забудете затянуть фрикцион, пораните палец, лучше перестраховаться.
  5. Клёв зависит от погодных условий , состояния водоёма, от выбора снасти и наживки.
  6. Брать с собой на охоту нужно несколько видов наживок , для хищников отдельно, для травоядной рыбы отдельно.
  7. Наиболее удачные места в окрестностях Оки: Дубровки, Юшты, Тырново, Терехово, Луки, Серпухове.

Дальний юго-восток Рязанщины - лесная часть Шацкого района - лежит на границе с Пензенской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Пенза, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В глухие леса таких окраин забредают давно ставшие редкостью в наших краях бурые медведи. О том, что где-то в этих лесах бродит косолапый, рассказывает, в частности, бывший директор Окского биосферного заповедника Святослав Приклонский. Местные леса, в которых встречаются дубы толщиной в полтора метра и вековые сосны, разрезает долина реки Выши, приютившая множество видов животных и растений, занесённых в Красную книгу.

У места впадения Выши в Цну расположился старый сосновый бор, где в середине XX века местные биологи энтузиасты обнаружили колонию серых цапель. Эти птицы обычно попадаются на глаза когда увлечены добычей корма, прогуливаясь вдоль берегов, озёр и рек. Вспугнутые, иногда они перелетают в более тихое место. Но часто можно увидеть, что цапли улетают куда-то в лес. Быть может, на другой водоём? Оказывается, не всегда: цапли устраивают свои громадные гнёзда высоко на деревьях, и именно благодаря энтузиастам удалось сохранить от вырубки участок старого соснового бора у села Выша, где сегодня насчитывается около восьмидесяти гнёзд серой цапли. Возможно, это самая крупная гнездовая колония цапель на Рязанщине.

Монастырь на Выше

В этой глуши почти четыре столетия назад расположился Вышенский Успенский монастырь. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году - впервые он упоминается в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича Марфы. В этой грамоте Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый. Расположившись в дебрях, Вышенский монастырь лишь со временем превратился в центр духовного просвещения местного населения. Было время, когда его закрывали по причине бедности и малочисленности братии: в 1724 году обитель приписали к Черневу монастырю, открыв вновь через три года. Начало возрождения оставляют за настоятелем Тихоном: он был назначен в 1800 году епископом Тамбовским Феофилом, когда Шацкий уезд отошёл к Тамбовской губернии. При игумене Тихоне были возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом, каменные кельи и каменная ограда с башнями. Главная святыня монастыря -чудотворная Казанская икона Божией Матери, во имя которой в 1831 году заложен летний каменный летний храм. Известно, что Вышенская икона Казанской Божией Матери - точная копия с чудотворного образа, обретённого 8 июля 1579 года в Казани.

В 1861 году построен Успенский храм с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. Тогда же был учреждён крёстный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.

Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

Вышенский затворник

Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником - сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

В своих письмах Феофан рассказывает о причине и характере своего уединения: «Меня смех берёт, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приёмов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… Я ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время». Впрочем, молитве Феофан уделял дни и ночи. В кельях он устроил малую церковку во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет жизни - ежедневно. Интересно, что Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени, более чем наполовину состоявшей из иностранных книг - он изучил несколько языков будучи шесть лет на службе в Русской духовной миссии в Иерусалиме и почти год в Посольской церкви в Константинополе в должности настоятеля. Читал Феофан классиков - как русских так и зарубежных, имелись у него книги по медицине, в основном, по гомеопатии, анатомии, гигиене и фармакологии. Феофан знал языки и занимался переводами. В духовной среде ценят его работу по переводу с греческого Добротолюбия.

Известно, что Феофан мог ответить за огромное количество писем в свой адрес - до 40 в день. В числе его занятий - иконопись, музыка, разнообразные рукоделия, выращивание растений на балкончике, наблюдение за небесными светилами. Помимо этого он сам шил для себя одежду. Писал Феофан вплоть до своей кончины 6 января 1894 года: все тексты писателя-затворника пронизаны мыслью о спасении души. В кельях Феофана после его кончины обнаружили телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, шесть атласов по географии, а также по церковной и библейской истории. К сожалению, из этих предметов ничего не уцелело. Утрачена и библиотека Феофана: приобретена у наследников московским купцом Лосевым и принесена в дар московской Никольской церкви в Толмачах.

Повторить подвиг епископа можно по дороге М5 из Москвы на Шацк через село Конобеево. Отсюда ещё примерно 15 километров нужно пробраться на восток.










Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в реку Цну.

Свято-Успенский Вышенский монастырь на настоящем месте устроен в 1625 году по грамоте «великой старицы Марфы Иоанновны» (мать царя Михаила Феодоровича). Расположенный в глухих местах, монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Первый храм Вышенской пустыни был построен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1761 г. 7мая 1827 г. в обитель пожертвована чудотворная икона Божией Матери

« Казанская», для которой был воздвигнут летний собор (1831-1844 г.г.). В 1886 г. в обитель прибыл святитель Феофан. Он любил здешние места. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», - пишет он в письмах. Собор во имя Рождества Христова освящен в 1890 г. В XIX веке Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 4 км от Вышенского монастыря расположено село Эммануиловка, где находится источник, освященный в честь святителя Феофана Затворника. Паломники, которые неоднократно посещали монастырь, рассказывают о случаях исцеления на источнике. Паломнические поездки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, на древнюю Шацкую землю, надолго остаются в памяти.

Святитель Феофан, обращаясь к своим духовным чадам, писал: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

Сайт Свято-Успенского Вышенского монастыря: http://svtheofan.ru/

Маршрут

Рязань → п. Выша Шацкого р-на Рязанской области с. Эммануиловка → Свято-Николо-Чернеевский монастырь. → Рязань

Программа поездки:

6:30 сбор группы в Николо-Ямском храме (ул. Циолковсокго, д.8).

7:00 – Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковсокго, д.8).

10:30 - Прибытие в Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Поклонение мощам свт. Феофана Затворника - великого учителя церкви, церковного писателя 19 века, чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Посещение музея святителя Феофана Вышенского. Экскурсия по монастырю.

Переезд в с.Эммануиловка. Источник (с купелью).

Переезд Свято-Николо-Чернеевский монастырь.

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монастрыя, монах Матфей. В обители освящены Никольский собор 18 века, Казанская церковь (конец 18 века – начало 19 века), колокольня с надвратным храмом в честь Иоанна Предтечи. Братией монастыря особо чтиться чудотворные иконы Божией Матери «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Черниговская» и икона свт. Николая. Экскурсия по монастырю. По возможности, беседа с настоятелем монастыря о. Феофаном (Данченковым). Чаепитие.

17:00 - Отправление в Рязань.

20:30– Прибытие в Рязань

Места силы. Сотое – Выша

Юбилей, однако! Сотое место силы. Под это дело - Рязанская область, Шацкий район. Место, где река Цна делает петлю и принимает в себя речку Вышу. На ее берегу стоит Успенский монастырь. Когда он здесь появился - неизвестно, но в 1625 году уже был. А прославился в 19-м веке, когда дух этих мест воплотился в материальном предмете.

Вот история, отчасти дающая понять, как божество заполняет рукотворную форму. На Успение 1812 года, когда Наполеон готовился овладеть Москвой, послушница Алексеевского Зачатьевского монастыря Марья Аденкова села в подводу, чтобы бежать в Тамбов. Вдовица, она взяла с собой лишь самые необходимые вещи и Казанскую икону, которой ее когда-то благословили родители. Конечно, нашей послушнице эта икона была дорога, но надо признать: ничего особенного в ней не было. Разве что ликом уж очень темна, а так - обычная Казанская Богородица. Таких появилось, наверно, десятки тысяч с тех пор, как в 1579 году, после пожара, начавшегося около церкви Николы Тульского и спалившего чуть не всю Казань, стрелецкой дочке Матроне стала являться во сне Богородица, требовавшая копать землю под печью того самого дома, с которого пожар и начался. Дома отца Матроны. Что ж, копали и обрели совершенно новую икону, которая вскоре стала едва ли не самой чтимой из русских икон Богородицы. Особенно - после того, как помогла князю Пожарскому взять Москву.

Тут вот что нам интересно: пожар начался от церкви Николы Тульского, названной в честь иконы, обретенной в первой половине 16-го века одним казаком. Он что-то рыл на болоте в Тульском Заречье и наткнулся на ящик. Снял доски и увидел большую икону. Вроде, Никола, похож на , но правую руку держит иначе, и одежда другая. Для нового образа казаки построили в Туле храм. Когда в 1552 году Иван Грозный двинулся на Казань, крымский хан Девлет-Гирей ударил ему во фланг. И перед днем Ивана Купалы уже подошел Туле. Город, казалось, был обречен, поскольку большая часть гарнизона ушла с царем. Два дня длился штурм, янычары уже высадили ворота, но - стемнело. А наутро из Коломны подтянулись русские войска. Все, Никола, которому туляки молились при штурме, спас город. Это настолько всех поразило, что с иконы сделали копию и отправили под Казань.

Там Никола тоже помогал русским, являлся некоторым, ободрял. В результате церковь его Тульского образа стала одним из первых православных храмов в мусульманской Казани. Попом в той церкви был отец Ермолай (из донских казаков), при нем как раз и была обретена Казанская. В Туле, между прочим, есть свой вариант истории обретения этой иконы: якобы, во время пожара 1579 года Никольский храм сгорел, Ермолай бросился искать Тульскую, увидел торчащий из пепла угол иконной доски - вот она! - потянул, и в руках его оказалась Казанская.

Ну, не знаю… Сам Ермолай (впоследствии - патриарх Гермоген , замученный голодом при поляках в Москве) в своем описании обретения Казанской Богородицы ничего такого не сообщает. И, тем не менее, в мифе о превращении Никольской иконы в Казанскую есть сермяжная логика. Ведь в народной религии Никола-Волос неотделим от Матери-Земли. В своем месте я писал об , на которой изображены вместе - и Никола, и Пречистая. По сути, на этой иконе, обретенной в 1539 году, уже есть и Казанская, и Тульский Никола. Правда, Николай с Оковецкой не держит книгу на отлете… Но уж что касается Богородицы, то - Казанская кажется буквально вырезанной из Оковецкой, отличие - только наклон головы. Поэтому когда говорят, что Казанская - извод Одигритрии, написанной евангелистом Лукой, я соглашаюсь, но думаю про себя: зачем же так далеко ходить, загляните в Оковецкий лес.

Так вот, пока Бонапарт жег Москву, Аденкова медленно продвигалась к Тамбову. И так получилось, что ямщик ее сбился с истинного пути. Направил лошадей в ближайший лесок… С намерениями - явно недобрыми. Мужика обманули манеры вдовы, которая была из дворян, а значит - богата. Ошибочная мысль. Никаких богатств у несчастной беженки не было. Была лишь икона, которой бедняжка тут же взмолилась. Вдруг явственный голос: «Не бойся!». Мужик от ужаса чуть не… В общем, сразу ослеп. Лошади остановились. Марья с удивлением нюхала воздух и оглядывалась по сторонам… Дальше понятно: незадачливый разбойник раскаялся и вознес (вместе с неудавшейся жертвой) молитвы о возвращении зрения...

Где это было? Госпожа Аденкова не сообщает точных координат. Но сдается мне, что было это где-нибудь около Шацка. Почему? Может быть, это станет ясно из дальнейшего… Приехав в Тамбов, вдова постриглась в тамошнем Вознесенском монастыре, стала Миропией. В 1827 году, чувствуя приближение смерти, решила завещать спасшую ее Казанскую родному монастырю. Но Богородица этого не допустила. Явилась Миропии в сонном видении и велела передать свой Казанский образ в Вышенскую пустынь на вечные времена. Что и было исполнено. Так икона попала туда, где явила впоследствии много чудес.

Я не нашел конкретной информации о том, какие именно чудеса до 1846 года (когда их стали записывать) производила икона на Выше. Но чудеса должны были быть, поскольку уже в 1832 году специально для Вышенской иконы в монастыре стали строить Казанский собор. Старый Успенский просто не мог вместить привлеченных ею толп. Да, собственно, эта внезапно возникшая и быстро распространившаяся популярность до тех пор никому неизвестной иконы - уже само по себе чудо. Попы, разумеется, раскручивали новую реликвию, но если в народе нет потребности культа, если нет духа, который порождает эту потребность, то откуда, спрашивается, возьмутся толпы поклонников? Вот я и говорю: с иконой госпожи Аденковой соединился женственный дух, витавший над Вышей и Цной (см. также дух ).

Географию Вышенского духа легко проследить: Шацк, Моршанск, Козлов (Мичуринск), Тамбов, Кирсанов. Дело в том, что на протяжении 19-го века в окрестностях этих мест периодически случались эпидемии холеры. Икону доставляли туда, и поветрие отступало. Имея это в виду, можно наметить зону влияния Вышенской богини. Из эпицентра, за который естественно принять Вышенский монастырь, к югу по линии Цны распространяется как бы волна до Тамбова (в центре), Мичуринска (западнее) и Кирсанова (восточнее). К северу по течению Цны влияние Вышенской так далеко не распространяется (насколько я понял, уже в Сасово не было ее культа), там, по притокам Мокши свои нимфы. Одну из них я описал: . И вот советую обратить внимание на еще одну интересную Бабу,

Что же представляет собой сектор влияния Вышенской с точки зрения геомистики? Ось его Цна, которая начинается южнее Тамбова и течет на север. А навстречу ей текут реки бассейна Дона, на которых стоят Мичуринск (на Воронеже) и Кирсанов (на Вороне, притоке Хопра). Цна, текущая в Волгу, как бы вложена между притоками Дона. То есть, зона влияния Вышенской - это зона контакта Азовского моря и Каспия. В подобного рода зонах соприкосновения морей (см., например, ) особенно много мест силы. Потоки энергии, которые на картах изображают в виде рек, перемешиваются в этих междуречьях, образуют сгустки силы, действующей на людей так, что они начинают что-то чувствовать, видеть...

Однако что-то мы забыли о Николе. У Вышенской, как и всякой нормальной богини, должен быть . Он есть. В нескольких километрах к востоку от монастыря, в овраге под самой дорогой бьет Никольский источник. -Волоса, каких я много . Его посещают, пожалуй, побольше, чем монастырь, все деревья вокруг обвязаны лентами, каждый путник стремится спуститься в овраг, испить божественной влаги, постоять под пристальным оком Великого Змея.

А километрах в сорока от Выши вверх по течению Цны есть еще одно змеиное место. Там на правом берегу реки стоит Николо-Чернеевский монастырь (к нему, кстати, одно время был приписан Вышенский). Когда я приехал туда в первый раз, была ранняя весна, Цна разлилась. Посмотрел с моста, и мир за рекой показался мне нереальным, буквально - потусторонним. Ощущение, что попасть туда - значит оказаться внутри иллюстрации к какой-нибудь детской сказке. Перейдя через мост, вдруг впал в состояние оглушенности, мир как бы замедлился. Я видел себя со стороны бредущим по топкой равнине. Когда вошел в монастырь, чары исчезли.

Изначально этот монастырь назывался Чернеевым. Потому что когда-то рядом с ним рос Черный лес. А значит - обитали мордовские боги. Не знаю, была ли там , но - скорей всего была - место уж очень сильное. В 1573 году здесь поселился монах Матфей, из донских казаков (вот опять Никола и казаки). Основанный им монастырь потом еще долго будет считаться казачьим. Донское войско не только финансировало его строительство, было время, когда он был подчинен казачьему кругу, а большая часть Чернеевских монахов состояла из ушедших на покой казаков. Вряд ли эти люди строго отличали Николу от Змея-Волоса, а тем более - от какого-нибудь мордовского его эквивалента, вроде семижильного дракона Сисемкаряза, которого поражает громовник Пурьегине-паз. Не теологи, чай, зачем им такие тонкости. Но печенками казаки безошибочно чуяли бога, обитавшего в Черном лесу.

Он долго сопротивлялся православию. В 17-м веке Рязанский архиепископ Мисаил (тот самый фанатик, что переплавил, золотую печать Бату-хана) все устраивал экспедиции на Цну. Старался обратить мордву в православную веру. Третья его экспедиция стала последней. Герой мордовского народа Горечишка пустил стрелу и смертельно ранил настырного архиепископа. Это было в 1656 году у деревни Ямбирно, чуть севернее Вышенского монастыря. Умирая, Мисаил велел похоронить себя «близ Чернева монастыря у церкви мученика Мины на пустом месте в лесу». Православный, а тоже ведь чувствовал силу этого места. Потом, впрочем, тело воинствующего миссионера перенесли в . Мисаил теперь, конечно, святой.

Возникшие в зоне контакта Волги и Дона Вышенский и Чернеев монастыри естественно дополняют друг друга. Чернеево - место очень никольское, смурное, мужское, будоражащее. А Выша - светлое, ясное, там тебя будто все время кто-то гладит по головке, ободряет: дерзай, мол. Кто бы это? Понятно, что Вышинская богиня, но - кто она? Может быть, Анге-патяй, всепорождающая матушка, а может - Ведь-ава, богиня вод. В этом трудно разобраться после того, как Мисаил и другие ландскнехты еврейского бога - порушили веру. В 1808 году последний мордовский пророк Кузьма Алексеев собрал вокруг себя «богомерзких женок» и провозгласил возвращение родных богов. Но был пойман, бит кнутом, изуродован и отправлен на каторгу.

С настоящими пророками всегда так - они опережают свое время и поэтому часто не понимают собственных пророчеств. На самом-то деле Кузьма был прав: боги вернулись, но - в новом обличии. Пройдет двадцать лет, и прекрасная богиня приценья отождествится с Вышенской Богородицей. И вот ей уже поклоняются массы. И она по-прежнему спасает людей от болезней и бед. И забрасывает в их души счастливые мысли, надежду на лучшее и решимость во имя этого лучшего действовать.

Однажды на Вышу приехал с инспекцией Тамбовский епископ Феофан. Огляделся, почувствовал подъем, волнение в груди, но, будучи человеком эпохи рационализма, решил, что это просто какое-то эстетическое переживание. Он и потом так считал, говорил: «Краше Выши нет ничего на свете». Согласен. Но только дело тут не в красоте, просто Вышинская богиня запустила в сердце епископа пронзительный яд, поймала владыку.

Сами судите, вот биография: родился в январе 1815 года в семье священника Говорова, при крещении назван Георгием. По жизни везуч. Например, из семинарии направлен прямо в Киевскую академию, где сближается со студентом Михаилом Булгаковым. В 1841 году оба постриглись - с именами Феофан и Макарий. Дальше - стремительная карьера. Макарий - чуть впереди. В 1850 году он стал ректором Петербургской духовной академии. А Феофан с 1847 года - в составе духовной миссии в Иерусалиме. За семь лет объездил весь Ближний Восток. Вернулся, когда началась Крымская война. В 1857 году Макария назначают на Тамбовскую епископскую кафедру. Освободившееся место ректора занимает Феофан. Через два года Макария переводят архиепископом в Харьков, а на его место в Тамбов направляют - Феофана. Тут он и попал в поле действия Вышенской.

Опускаю детали. В 1879 году Макарий стал митрополитом Московским, а Феофан побывав на Выше, потерял всякий интерес к административной работе. Конечно, он и изначально был психологически замкнут, но ведь это не мешало ему делать карьеру… В 1863 году его переведут на престижную Владимирскую кафедру, но там он будет уже только мучаться. В 1866 году молодой епископ напишет прошение об увольнении на покой и навсегда поселится в Вышенском монастыре. Первые шесть лет еще будет ходить в церковь, общаться с людьми. Но потом совершенно затворится на втором этаже небольшого флигеля и ни разу за 22 года (до самой смерти) не спустится вниз. Будет допускать к себе только келейника, духовника и настоятеля монастыря. С остальным миром - общение только при помощи писем и книг. Поэтому Феофана Затворника прочат в небесные покровители Рунета .

Он как-то сказал: «Затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заняться не хочет». Отличное описание транса. Феофан перевел пять томов текстов христианских йогов («Добротолюбие »), так что он знал, о чем говорил. Он только не знал, что подвигла его на затвор Вышинская богиня.

В советское время в Вышенском монастыре устроили психбольницу (закономерность: где некогда был исихазм, там жди встретить душевнобольных - см. ). Поэтому, когда на заре Перестройки Феофан был причислен к лику святых, его мощи пришлось положить не в монастыре, а в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке. Это каких-нибудь пять километров от Выши. Прекрасное место: возле церкви на берегу пруда целебный источник, в воздухе растворено что-то духоподъемное. Еще в 1947 году здесь в церкви нашла прибежище Вышенская икона, спасшаяся от свинорылых латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев. Она и сейчас там. А мощи Феофана в 2002 году перенесли в открывшийся Вышенский монастырь.