Софийский успенский собор. Софийско-успенский кафедральный собор в тобольске

Во всем Тобольске не было здания более величественного, чем Софийский собор. Тоболяки гордились им и любили его как средоточие своих святынь. Это главный п .

История Софийского собора Тобольска кратко

Софийско-Успенский собор — первый каменный храм в Тобольске. Но задолго до исполнения в камне он существовал в исполнении деревянном. Первый Софийский собор был построен в 1621—1622 годах, вскоре после учреждения Тобольской епархии. Софийский собор был пятиглавым. В единый ансамбль с ним входили церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, колокольня, а также иные строения архиерейского двора. Просуществовал он около двадцати лет, погибнув в пожаре 1643 года.

В 1646 году, согласно указу царя Михаила Федоровича, тоболяки заложили новый, снова деревянный Софийский собор — размерами и устройством сходный с первым. Но теперь он имел, подобно древнему , тринадцать «верхов» («в ознаменование Христа Спасителя с 12 апостолами»).В 1648 году Софийский собор Тобольска освятили.

Второй Софийский собор простоял три десятилетия и, как и первый, пал жертвой пожара — одного из самых сильных в истории Тобольска. Тогда, 29 мая 1677 года, огонь уничтожил практически весь город. Жар был столь нестерпимым, что расплавился 110-пудовый колокол на соборной звоннице.

В 1683 заложили уже каменный Софийский собор Тобольска - первый каменный храм Сибири. Строительство сопровождалось неудачами. 26 июля 1684 года практически оконченное здание обрушилось: столбы не выдержали тяжести сводов. Потребовалось еще два года, чтобы достроить собор. 27 октября 1686 года он был освящен — с установлением престольного праздника в честь Успения Божией Матери. В историю он войдет как Софийско-Успенский собор. Собор был неотапливаемый и службы в нём проходили только в тёплое время года.

На протяжении XVIII века Софийский собор несколько раз менял свой облик. В 1710 году в соборе был сооружен великолепный резной иконостас. В 1735 году собор покрыли железом, причем главы обрели характерные для украинского барокко формы.

К 1780-м годам состояние Софийско-Успенского собора вновь потребовало серьезного ремонта. Фундамент давал осадку, и это грозило со временем совершенно разрушить церковь. В 1786—1787 годах деревянные стропила в соборе заменили железными, купола покрыли белым листовым железом, вызолотили кресты и маковку на центральной главе. Крышу окрасили в зеленый цвет, а на барабане большого купола появились живописные изображения Христа и двенадцати апостолов. 20 июля 1787 года епископ Варлаам заново освятил отремонтированный храм.

В 1796 году к юго-восточному углу собора пристроили двухэтажное здание ризницы, соединенное с алтарной частью переходом. Одновременно со зданием ризницы, в 1794—1797 годах, возводилась новая соборная колокольня высотой в 65 метров.


На фото: Софийский собор Тобольска в советское время, на куполах нет крестов.

В советское время Тобольский Софийский собор пережил все то же, что и другие церкви России. В 1922 году из него изъяли все ценности, а вскоре закрыли совсем.

В начале 1930-х годов здание собора принадлежало организации «Союз-хлеб» и вплоть до Великой Отечественной войны использовалось под зернохранилище. Затем долгое время пустовало и постепенно пришло в аварийное состояние.

В 1961 году здание Софийского собора передали Тобольскому музею-заповеднику. Началась реставрация здания, тянувшаяся до 1980-х годов и лишившая храм наиболее отчетливых признаков его «культовой принадлежности» — крестов на куполах. Тем не менее саму кровлю отремонтировали, залили бетоном полы и оштукатурили стены, что спасло Софийский собор от разрушения.


Саша Митрахович 23.02.2017 10:07


С архитектурной точки зрения, Софийско-Успенский собор, бесспорно, является доминантой . Это внушительное здание строилось — как многие в те годы — «по образцу», причем образец был взят московский Вознесенский собор одноименного монастыря. Строилось здание в 1519 году, а после пожара 1626 года и перестраивалось.

Благодаря избранному образцу Софийско-Успенский собор встал в один ряд с типичными памятниками московского — в широком смысле — храмового зодчества XVI— XVII веков. По типу своему он близок, например, Успенскому собору Троице-Сергиевой Лавры (1559— 1585) или Благовещенской церкви в Каргополе, своей почти ровеснице (она строилась в 1682—1692 годах).

Возводя происхождение Софийского собора к московскому Вознесенскому, мы должны признать присутствие в нем ренессансных архитектурных традиций, но они, по большому счету, сказались лишь в общей объемно-пространственной планировке здания. Его декор абсолютно русский — в своей некоторой «безалаберности» и непринужденной асимметрии. Здесь проявили себя московские и устюжские мастера, привнесшие в оформление собора черты московского узорочья и нарышкинского (а также отчасти и строгановского) барокко. Например, южный фасад удивляет нас тем, что на нем мы встречаем наличники с навершиями четырех разных типов.

Впоследствии свое влияние оказало и украинское барокко, а поскольку ему «поддалась» наиболее важная в визуальном отношении часть — пятиглавие, то в итоге собор воспринимается издалека как памятник очередного «южнорусского влияния» и заставляет вспомнить о почти столетнем главенстве малороссийских архиереев в Русской Церкви.

Соборная ризница Софийского собора

О ризнице Софийского собора в дореволюционном описании Тобольской епархии говорится: «При соборе имеется архиерейская ризница, в которой находятся достопримечательности, как то: древние иконы, золотые и серебряные кресты, панагии, посохи, митры, облачения, из коих многие составляют вклады царей... Всем этим достопримечательностям составлено особое описание, которое посетители ризницы приобретают на память о своем посещении ее». Где теперь сии сокровища — Бог весть.

Продолжаем цитировать «Описание»:

«С северной стороны холодного собора в 1751 году при митрополите Сильвестре вместо прежнего ветхого, устроенного в 1704 году митрополитом Филофеем, вновь устроен придельный храм в честь св. Иоанна Златоустого, соименного святого погребенному в нем митрополиту Иоанну (Максимовичу). Здесь же погребены архиепископы Варлаам I в 1802 году и Павел III в 1831 году».

Обратите, кстати, внимание на закомары основного четверика. Они были восстановлены лишь в самое недавнее время. Всю свою «сознательную жизнь» собор простоял с четырехскатной кровлей (видимо, так его достроили после обрушения сводов в 1684 году).

Барабаны глав орнаментированы вполне традиционно — аркатурно-колончатыми поясами (с дыньками, в «рифму» с наличниками окон). Особую нарядность им придают пояса кокошников, расположенные в основании каждого барабана.

Самыми нарядными деталями Софийского собора глядятся его окна. Непринужденно «разбросанные» по плоскостям фасадов, они оформлены узорчатыми наличниками с колонками, дыньками и многолопастными навершиями, напоминающими кокошники русских красавиц.


Саша Митрахович 23.02.2017 10:23


Софийско-Успенский собор представляет собой пятикупольный трехапсидный храм (апсиды ниже основного четверика). Внутри длина собора от западной стены до восточной составляет 30,7 м, ширина от северной до южной —18,7 м. Внутренняя высота (от пола до сводов центрального купола) — 28,6 м. Общая высота с крестом —47 м. Барабан главного купола имеет 8 световых окон, малые барабаны — по 2 каждый.

Внутреннее убранство Софийско-Успенского собора Тобольска некогда блистало великолепием. Прекрасный резной иконостас, старинные, в богатых окладах иконы.

Вообще, ни тоболяки, ни представители высшей власти не скупились жертвовать на благоукрашение собора. Первые — из усердия к своему храму, вторые — справедливо полагая, что главный собор Сибири должен и выглядеть соответственно, олицетворяя богатство и мощь России.

Известно, что в 1730-е годы собор был расписан фресками. Работами могли руководить знаменитые живописцы петровского времени — Иван и Роман Никитины, сосланные в Тобольск по навету (тогда, при , это делалось чрезвычайно просто).

В XIX веке фрески скрыла масляная живопись, а впоследствии — побелка. В процессе реставрации, которая проводилась в 1990—2010-е годы, фрагменты фресок XVIII века (в нижней части южной стены и в алтаре) удалось обнаружить — скрытые от людских глаз за позднейшими слоями краски, они благополучно пережили советский период. Но вот остальные элементы убранства собор, увы, утратил безвозвратно.

Лишался он их постепенно. Сначала, в 1922 году, большевики вывезли из него наиболее ценные предметы, а затем, в течение нескольких лет, когда храм использовался под зернохранилище и пустовал, расхитилось и разрушилось остальное. И к моменту передачи Церкви его «внутренность» совсем не напоминала о прежнем великолепии. Потребовалась длительная реставрация, чтобы хоть отчасти вернуть убранству собора былую красоту, прежде составлявшую предмет гордости тоболяков и восхищения гостей города.


Саша Митрахович 23.02.2017 10:33


1980-е годы Софийский собор Тобольска встретил музейной единицей, вяло реставрируемым памятником архитектуры. Несмотря на то, что реставрационные работы начались более двадцати лет назад, в середине 1980-х годов они и не думали близиться к окончанию. Подобное состояние святыни (лишившейся, к тому же, крестов) безмерно огорчало верующих.

Наступала тем временем новая эпоха, и 26 апреля 1988 года в Москве на заседании Совета по делам религии постановили:

«Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях».

Собор вернулся к верующим, а с разделением Омско-Тюменской епархии и образованием Тобольско-Тюменской вновь стал центром епархиальной жизни. Была проведена реставрация; в 1990-е годы в храме устроили систему отопления, что позволило совершать в нем службы с ранней весны до поздней осени. 26 июня 1994 года Софийский собор освятил Патриарх Алексий II.Софийско-Успенский Кафедральный собор в Тобольске открыт ежедневно, в его стенах всегда рады паломникам.

Рубрика: Тобольск

Софийско-Успенский собор в Тобольске - особенный по многим причинам. Он стал первым каменным сооружением в Сибири - первым из культовых и светских построек, и теперь собор древнее всех зданий из камня за Уралом. Он строился 3 раза - как и положено всему чудесному и точно народному. С ним связаны имена многих самодержцев - Фёдора Алексеевича, Петра I, Екатерины II, российских президентов В. В. Путина и Д. А. Медведева.

В его стенах звучало не только слово во славу Божию, но и пламенные обвинительные, призывные речи… Для земель и народа сибирского он стал настоящим Собором - собирателем умов и душ.

Знак

Историческая правда требует сказать, что каменные здания строили и до храма. Пытались. Так, в 1674 году на площади Софийского двора при ещё деревянном храме митрополит Корнилий возводит для себя палату из камня, но страшный пожар 1677 года расплавил камни. В 1679 году Павел Первый, новый митрополит, снова строит для личного проживания каменную одноэтажную «келью». Ей не удалось простоять и 1 месяца - сгорела «от трубы».

Удивительное дело, на камни горели почти в прямом смысле, без возможности восстановить. Знак. Потому следующие - третьи - митрополичьи «кирпишные палаты» заложили почти одновременно с храмом, а закончили значительно позже.

Храм-богатырь

Монументальная фигура храма на Троицком мысу доминирует над всеми постройками Тобольского кремля . Старый величественный собор похож на Илью Муромца - даже по виду тяжёлый, но прекрасный в чередовании равномерных больших объёмов, спокойном ритме правильных линий, которые выстраиваются в чёткий, завершённый по гармонии силуэт.

Внешнее впечатление полностью соответствует архитектурному решению. Стены толщиною 2,16 м скрывают просторное внутреннее пространство длиною 30,7 м от западной стены до восточной, шириною 18,7 м - от южной до северной. Высота храма с крестом - 47 м.

Собор венчает хоровод из 5 барочных глав на овальных мощных барабанах-«шеях». Большие объёмы барабанов (главный имеет диаметр 7,5 м и высоту 7,4 м) придают им вид самостоятельного и даже довлеющего над куполами пространства, одновременно создают плавный переход от храмового куба к лёгким главкам, надстройкам и крестам.

Монументальная строгая гармония сочетается в облике с приличествующей скромной нарядностью. Арки украшают архивольты и «дыньки» в наличниках. На южном фасаде наличники имеют 4 типа наверший, что само по себе уже далеко от аскетизма. Как говорят искусствоведы, в мужественный, северный облик храма прокралось русское «узорочье», придав строению тепла и народности.

Как строили

Каменному храму, как и полагается, предшествовал деревянный, да не один, а ровно два. В 1621 – 1624 годах в Тобольске возведён первый Софийский собор, похожий на новгородские и кижские храмы того времени. Но в 1643 году деревянная постройка сгорела. В 1646 – 1648 годах строят второй Софийский собор, в 1677 году спалённый молнией. Полыхало так, что в огне расплавился колокол весом в 110 пудов (более 1 800 кг), привезённый из Москвы в 1651 году.

Вот так пришла нужда в третьем храме. Уже упомянутый митрополит Павел I составляет царю прошение о постройке собора из камня и вскоре получает высочайшее разрешение. С разрешением и указание: «…строить … против образца, какова в Москве… в Девичьем монастыре». С царской грамотой прибыли в Тобольск и чертежи с обмерами, сметные росписи, разрешение забрать из городской казны 700 рублей, а в работах «не в пашенное время» использовать крестьян.

Началась подготовка. Рядом с Тобольском нашли глину и известь, бутовый камень. Из столицы присылают церковную утварь и связное железо.

Заложили собор в 1861 году, но долго ждали артель каменщиков и кирпичников из Устюга Великого и столичных каменщиков под началом Василия Ларионова, Гаврилы Тютина, Герасима Шапырина. Потому стройка началась в 1683 году, зато пошла споро: за 1 год возвели храм почти полностью, что для той поры было чрезвычайным.

Скоро быстрота и «проявилась»: «падоша у церкви столбы… и верхъ весь паде внутрь»: несоразмерность столбов, поддерживающих своды, и тяжести этих сводов и главы привели к обрушению верха здания внутрь.

Только в 1864 году стройку возобновили, а в 1686 году храм освятили в память Успения Божией Матери.

Как перестраивали

Первыми собор утратил закомары. Если в европейской части России этот нарядный, но непрактичный элемент крыши всё-таки мог долгое время поддерживать кровлю, то в Сибири он очень быстро показал свою несостоятельность. Крышу с закомарами заменили четырёхскатной.

В 1704 году к неотапливаемому собору, на его северо-западном углу, пристроили тёплый придел во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где в 1715 году погребли митрополита Сибирского св. Иоанна (Максимовича).

В 1710 году заменяют первоначально устроенный иконостас. Случилось это по приезде митрополита Филофея (Лещинского), который нашёл иконостас не соответствующим величию собора. Филофей самолично просит Петра Первого выделить средства на новый - «благолепный».

Император, который связывал с Сибирью будущее могущество России, выделил сразу 1 тысячу рублей. Щедрость Петра не растрачена была впустую: новый резной иконостас, созданный украинскими мастерами, прибывшими с Филофеем, был великолепен, за что получил название «дивного».

Первый большой ремонт случился после пожара 1733 года, когда огонь уничтожил луковичные главы собора. Кровлю и главы тогда покрывают железом, причём главки становятся более изящными и сложными, «перехваченными» у основания, - такие делали на Украине. Вновь сказалось влияние Филофея Лещинского, который был воспитанником Киевской духовной академии.

При архиепископе Варлааме (Петрове) капитально ремонтировали фундамент, давший осадку. Деньги на ремонт собрали тоболяки и пожертвовала более 15 тысяч из казны Екатерина II. Тогда деревянные стропила заменили железными, простое железо куполов - белым листовым, маковицу большой главы и кресты вызолотили, кровлю окрасили зелёным. Центральный барабан украсили изображения Христа и апостолов. Всеми работами занимались братья Новгородцевы - уроженцы Тобольска.

В 1797 году рядом с храмом появилась колокольня - в 3 яруса, высотою 65 м. На 2 её ярусах звона развешано было 13 колоколов, в их числе - колокол в 16,5 тонны с языком в 800 кг, получивший прозвание сибирского царя-колокола. Его отлили на заводе Акинфия Демидова в Тагиле. Могучий колокол лил на десятки километров по окрестностям гутой малиновый звон…

«По просьбе трудящихся» храмы закрывали. Не избежал «просьбы» и главный сибирский собор. В 1922 году конфискованы драгоценности, сняты кресты, исчез дивный иконостас. Судьба его и сегодня неизвестна.

Потери были значительны. В ризнице храма, пристроенной в 1796 году, хранились не только предметы для богослужений, но и произведения искусства, рукописные и старопечатные книги как религиозного, так и светского содержания. Сегодня от той ризницы сохранились только кованые оконные решётки и железные двери. С 2004 года помещение реставрируется.

В 30-е годы зданием собора владеет организация «Союз-хлеб». Соответственно названию пространство храма используют как зерновой склад до 1941 года. После войны собор пустует…

Пустует и разрушается. Чёрная плесень покрывает древние стены и росписи, ветшает кровля, сыплется фундамент… На фотографиях того времени собор кажется обугленным, окна - словно чёрные провалившиеся глазницы.

В 1961 году его передают в веденье Тобольского музея-заповедника с условием будущей реставрации и размещения музейных коллекций. Первым делом реставраторы сняли кресты, что завершило страшный образ заброшенного храма. Но маковки и купола получили ремонт, стены покрыли новой штукатуркой, полы забетонировали.

Через 20 лет закончен капитальный ремонт, но реставрация всё длится. И тогда, в 1987 году, в обком партии Тюмени обращается архиепископ Тюменский и Омский Феодосий: он просит возвратить храм церкви. Феодосий справедливо говорит в обращении, что собор по-прежнему в полуразрушенном состоянии, хотя проведён ремонт, а реставрация идёт уже более 10 лет. Он сообщает, что Епархиальное управление потратило 70 000 рублей на восстановление храма, не имея никаких прав на него.

Но архиепископ получает отказ. Елфимов А. Г., тогдашний председатель горисполкома, мотивирует отказ тем, что в здании собора планируется разместить музей древнерусской живописи. Коли так велика была необходимость, почему вели работы из рук вон медленно и плохо?..

В 1988 году настойчивый Феодосий вновь подаёт прошение, снабжённое «компромиссом». Он предлагает всё-таки разместить в здании музей, а в воскресенье и по большим церковным праздникам проводить в храме церковные службы. Такое предложение нашло положительный отклик у городских властей и партийных функционалов. В 1989 году приказ о передаче собора церкви подписан.

Наше время

Когда передача состоялась, работы ускорились чрезвычайно. Этому способствовало и отделение Тобольско-Тюменской епархии от Омской. Основная часть реставрации завершена уже к 1994 году, и тогда же Алексий II освящает собор.

В 2003 году при посещении Тобольска В. В. Путиным принята концепция восстановления памятников Тобольского кремля, в их числе - Софийско-Успенского храма. На программу выделяют средства из бюджета федерации, и с 2004 года начинается всеобъемлющая реставрация храма.

Уже нет угрозы осаждения фундамента, реставрированы фрески и стены, расширены купола, а главный купол покрыли нитридом титана - высокопрочным соединением, напоминающим по внешнему виду золото. Завершается роспись собора, формируется новый иконостас.

Храм стал главным для Тобольской духовной семинарии: в нём практикуются в пении и богослужении её семинаристы. Ученики и преподаватели семинарии, её иконописной школы, немало сделали и делают для украшения храма и создания новых икон.

Собор хранит святыни. Первая - это список иконы Божьей Матери Тобольской, явившейся городу в 1661 году и спасшей горожан от неминуемого голода из-за проливных дождей. Вторая - мощи св. Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, «мужа евангельской кротости и праведности», канонизированного в 1984 году. Его мощи обрели в 2005 году, когда вскрыли для ремонта полы.

Но главная святыня Софийско-Успенского собора - возвращённая память. Ведь храм ещё и памятник - трудной истории освоения Сибири, нелёгкой жизни поселенцев, смелым, решительным героям - духовным и простому народу, покорившим реки и тайгу, морозы и расстояния.

Адрес: 626150, Тюменская обл, г. Тобольск, Красная площадь, 2, строение 22.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Года освятил новый деревянный Софийский собор. Он сгорел 29 мая года от молнии. Пожар был так велик и силен, что расплавился огромный, привезенный в году из Москвы , 110 пудовый колокол.

Каменный собор

В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары , покрытие заменили на четырехскатную кровлю.

Собор был закрыт в 1920-х годах . В году были конфискованы все соборные драгоценности.

В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны . Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик" .

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения " , мотивируя свой отказ следующим рассуждением:

"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи" .

Собор является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии .

Архитектура

Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля Тобольского кремля . Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м.

Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан ("шея") главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны - по 2 каждый.

Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией.

Летом года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными "дыньками". Дверь от главного (западного) входа нашел московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду.

С года началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которые велись и в году. Строительные работы предполагают усиление фундамента собора, полную реставрацию стен и фресок, изготовление нового иконостаса. Внешний вид собора сильно изменился: купола стали шире, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана.

Святыни

Иконы в синодальный период

В настоящее время

  • мощи свт. Варлаама (Петрова) , в деревянной резной раке установлены у стены собора с изображением святителя Варлаама и его небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского

Настоятели

  • Матфей Бирюков (1640-е - ?)
  • Константин Кубасов (упом. 1686)
  • Василий Русанович (1749 - 1765)
  • Никита Арамильский (1765/66 - 1786)
  • Михаил Карпинский (29 марта 1786 - 16 января 1789)
  • Николай Флоровский (18 февраля 1789 - 1792)
  • Лев Земляницын (4 июня 1792 - 1821)
  • Василий Капустин (15 сентября 1821 - 1826)
  • Петр Фелицын (14 августа 1826 - 1879)
  • Матфий Боголепов (1879 - 3 февраля 1893)
  • Никанор Грифцев (март 1893 - 1897)
  • Александр Архангельский (1897 - 21 февраля 1907)
  • Димитрий Смирнов (июнь 1907 - 23 марта 1913)
  • Никанор Грифцев (17 мая 1913 - 27 июня 1916) 2-ой раз
    • Димитрий Смирнов (27 июня 1916 - февраль/март 1917) и.о.
  • (февраль/март - 26 июня 1917)
  • Владимир Хлынов (5 июля 1917 - 1920-е?)

Ключари

  • Иван Васильев (упом. 1686)
  • Василий Копылов (? - 1777)
  • Михаил Карпинский (6 ноября 1777 - 29 марта 1786)
  • Георгий Шестаков (апрель 1786 - 1798)
  • Матфей Бурдуков (24 июля 1798 - 1799)

Начинаем новую серию- серию про г. Тобольск, этот город связан с г. Санкт-Петербургом, связан очень давно и я надеюсь, что эту связь и Вы увидите, а я постараюсь рассказать про Тобольск. Мои родственники тоже живут в Сибири, нет они не потомки декабристов... Благодаря друзьям все фото будут "живыми"!
Итак начнём!
Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 году в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии.


Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири.


Разрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве.
"…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…".
В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 года, а к строительству приступили лишь в апреле 1683 года. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 своды практически отстроенного здания рухнули: "..падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь". Через два года здание достроили.


27 октября 1686 года митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.


Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X – XII веках. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII века.


Крестово-купольный храм это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой.
Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII века их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х годов XVIII столетия.


В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный теплый придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В нем в 1715 году был погребен митрополит Сибирский свт. Иоанн (Максимович).

В 1710 году, по именному указу Петра I, было выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие.
Пожар 1733 года уничтожил простые луковичные главы и вызвал первый крупный ремонт здания.

В 1735 году главы и кровля собора были покрыты вместо теса железом, изменили также форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре.
В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел во имя свт. Иоанна Златоуста. Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом - это единственно сохранившаяся до начала XXI века северная паперть.


К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы - братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть.

В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания.

Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах. Высота ее с крестом - 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова.

"Язык" этого колокола весил пятьдесят один пуд - более 800 кг. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом.


До 1840-х годов собор служил усыпальницей Тобольских архипастырей.
Собор был закрыт в 1920-х годах. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности.
В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа 1945 года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей. В процессе "реставрации" собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены.

К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, как сообщает один из советских документов. Но полная реставрация не была закончена даже к 1986 году.
28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви.
"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик".

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения", мотивируя свой отказ следующим рассуждением:
"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи".

В 1989 году Совет по делам религии при Совете Министров СССР постановил: "Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях".
Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы. К 1994 году основной объем ремонтных работ был закончен, и 26 июня собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архипастырей и священников.
Собор действует является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии.

Софийско-Успенский кафедральный собор.

Софийско-Успенский собор - первый каменный храм Сибири, самая ранняя каменная постройка Софийского двора города Тобольска.

Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 году в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии. Первый храм уничтожил пожар 1643 года. Через пять лет на том же месте был построен новый Софийский собор, окруженный двенадцатью приделамиРазрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве. Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 года, а к строительству приступили лишь в апреле 1683 года. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 своды практически отстроенного здания рухнули: "..падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь". Через два года здание достроили. 27 октября 1686 года митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном в 1621 г., когда в Тобольске была создана епархия. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.

Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X – XII веках. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII века. Крестово-купольный храм это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой. Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII века их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х годов XVIII столетия. В 1970-е годы купола были вновь отреставрированы, их покрасили ультрамарином, а детали покрыли сусальным золотом.

Первое время внутри собора не было росписи, его интерьер украшал только резной иконостас, установленный в 1710 году. Вскоре стены собора были покрыты фресковой живописью. По некоторым данным автором фресок был знаменитый живописец петровского времени Роман Никитин, сосланный после смерти Петра в Тобольск вместе со своим братом – лучшим портретистом. Фрески собора до середины XIX века были закрыты масляной живописью.

В 50-е годы XVIII века с северной стороны собора был сооружен теплый придел, который освятили во имя Иоанна Златоуста. С юга собор соединили с ризницей. Первоначально – это было одноэтажное здание, построенное в середине XVIII века. В 1796 году ризницу перестроили и надстроили второй этаж. Новое здание должно было соединить собор с колокольней. Но через два года строительные работы были прекращены, а здание стало использоваться для хранения оружия и знамен, а с 1840 года – для хранения церковной утвари. Ризница сооружена в стиле барокко. Ее можно назвать самым нарядным зданием кремля. Стиль барокко, давно угасший в столице, проявился здесь с неожиданной силой и свежестью. Особенно декоративен западный фасад с «дощатой» рустовкой, занявшей чуть не полстены, большим плоским картушем с овальным окном и окнами со сдвоенными наличниками.

Восточный фасад выполнен более сдержано, это объясняется стремлением архитектурно объединить восточные фасады ризницы, собора и первого яруса колокольни.

Собор долгое время служил усыпальницей тобольских архипастырей, двое из которых причислены к лику святых: святитель Антоний, митрополит Тобольский, святитель Варлаам, архиепископ Тобольский. Захоронения располагались под полом храма и северного придела.

После установления советской власти собор разорили. Там был и зерносклад, даже ссыльных содержали в храме какое-то время. Внутреннее убранство было утрачено. С 1925 года в помещениях собора находились фонды музея-заповедника. В 1988 г. Софийско-Успенский собор передан Тобольско-Тюменской епархии и началась его реставрация. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , посетивший Тобольско-Тюменскую епархию в 1994 году, освятил отреставрированный собор. С этого времени в храме совершаются богослужения.

Реставрационные работы в храме полностью закончились только в 2011 году, когда московскими мастерами была создана роспись стен собора.

В настоящее время Софийско-Успенский кафедральный собор является главным храмом епархии (здесь находится кафедра митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия).