Симеона столпника на поварской. Храм симеона столпника на поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской - построенная в 70х годах XVII века по указу царя Фёдора Алексеевича и сохранившаяся до нашего времени каменная церковь на Поварской на Новом Арбате в Москве.

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.


Каменная церковь Симеона Столпника была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 г.) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII вв.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов.


После революции церковь Симеона Столпника на Поварской была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять.

К 1966 г. здание почти совсем разрушилось. При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.


В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992 г. церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.


В Москве на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата находится храм Симеона Столпника на Поварской, чудом уцелевший после прокладки вдоль него проспекта Калинина (ныне это Новый Арбат). В настоящее время храм является памятником архитектуры федерального значения, а построен он приблизительно в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.


Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 году) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.


Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII веков.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х годов жил актёр П.С.Мочалов.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.


Мне удалось найти только два дореволюционных фото храма, но и на них хорошо можно увидеть как он выглядел до своей "реставрации" в XX веке. Самый ранний снимок датируется 1881 годом:

Хорошо можно разглядеть колокольню храма на снимке рубежа XIX-XX веков - за ней не видно уродливого 25-этажного панельного дома, который появится после образования улицы Новый Арбат.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Так храм выглядел в первой половине 1960-х годов:

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. Вид со стороны Поварской улицы на уже несуществующую и ещё нереконструированную колокольню храма в 1965 году:

При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Отреставрированный храм в 1969 году со стороны Нового Арбата:

Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.

Еще один снимок 1969 года - храм совсем потерялся на фоне выстроенных многоквартирных домов, поэтому то как он вообще уцелел не вписываясь в новые масштабы только что образовавшегося проспекта - очень удивительно.

На кадре из фильма "Белорусский вокзал" 1970 года хорошо виден храм и начало Поварской улицы (тогда это была улица Воровского), а также серое здание жилой многоэтажки, ставшее теперь фоном для современных фотографий храма.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. На снимке 1973 года видно, что в храме проходит как раз эта выставка:

А вот так весело проводили зимой время местные жители и их дети в 1976 году - увидеть такое в наше время на этом месте невозможно.

1982 год - хорошо видно, что храм находится на углу улиц Поварской и Нового Арбата - здесь ничего больше не менялось до настоящего времени:

Очень нравится мне найденный снимок 1984 года - само фото хорошего качества и храм отчётливо видно:

1987-1988 года - снимок храма вновь на фоне серой многоэтажки:

В 1989 году видно, что храм подвергся небольшой реставрационной работе:

К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства. Небольшая часть храма в 1991 году:

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году храм Симеона Столпника был вновь передан церкви и заново расписан художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Храм также известен тем, что здесь венчались известные люди своего времени: в 1801 году тут состоялось тайное венчание графа Н.П.Шереметева и актрисы П.И.Жемчуговой-Ковалёвой; в 1816 году венчались писатель С.Т.Аксаков и О.С.Заплатина; в 1918 году тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Е.С.Нюренберг, со своим первым мужем - Ю.М.Неёловым; в 2005 году в храме венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина (таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы).


Расположен храм Симеона Столпника на Поварской по адресу: улица Поварская, д.5. Ближайшая станции метро - "Арбатская".
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта

Храм в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Симеона Столпника) на Поварской, у Арбатских ворот, на Дехтяреве огороде (Центральное благочиние Московской епархии)

Храм преподобного Симеона Столпника упоминается в архивных материалах с - годов. Здание было выстроено на месте древнего храма, скорее всего деревянного, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника имелась надпись - «лета 7132» (1624 год). Современное каменное здание выстроено в - годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

В архивах храм вначале именуется по главному престолу - Введения во храм Пресвятой Богородицы, что "за Арбатскими вороты в Поварской улице". В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм назывался храмом преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века.

Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении Большой Молчановки и Поварской улицы.

В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в году - алтарь.

В году храм закрыли. По одной из версий, поводом для закрытия храма послужило то обстоятельство, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца.

В сентябре года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Позднее его занимала мастерская «Мединструмент».

Храм, якобы мешающий прокладке Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), несколько раз собирались сносить.

Храм отреставрировали в 1965-1966 годах. Ко времени реставрации были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. В результате реставрационных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания; снят культурный слой до уровня XVII века и вымощен участок вокруг церкви. В первоначальном виде восстановили сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстанавливались на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Восстановили также первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

С года в храме размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.

В году на купола храма вернули кресты.

В году храм был возвращен Церкви.

В мае года состоялось малое освящение храма, начались службы.

С года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. В году был освящен престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в году восстановлен придел во имя преподобного Симеона Столпника.

Настоятели

  • Стефан Попов (1798 - 1831)
  • Алексий Соколов (упомин. 1869, настоятельствовал ок. 20 лет)

Церковь Симеона Столпника на Поварской - православный храм, построенный в 1676-1679 годах в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь на этом месте стояла уже в 1625 году: считается, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, который пришёлся на день Симеона Столпника - христианского святого, основоположника столпничества (особый вид подвига - непрерывная молитва на "столпе"), который провёл на столпе 37 лет в посте и молитве.

Построить каменную церковь вместо деревянной распорядился в 1676 году царь Фёдор Алексеевич. В течение 3 лет было построено небольшое здание с 5 главами, колокольней, трапезной и двумя приделами - каждый с отдельной апсидой и главкой. Внешне церковь выглядит достаточно просто, но нарядно: верхний объём здания украшают ряды кокошников, под которыми проведён резной фриз, а колокольня выглядит особенно эффектно благодаря арочным проёмам и 2 рядам слуховых окошек с наличниками.

Главный престол храма освящён в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца (в 1759 году переосвящён во имя Димитрия Ростовского).

Советские годы

После Революции церковь была закрыта и определена под снос, лишившись глав и завершения колокольни, однако, в полуразрушенном состоянии сохранилась до строительства трассы Калининского проспекта (будущего Нового Арбата). Чтобы старая церковь не создавала диссонанса с новыми высотками, её решили снести, но общественности удалось отстоять храм.

В 1966 году, когда здание почти разрушилось, началась его масштабная двухлетняя реставрация, в ходе которой церковь была восстановлена: на главах даже появились кресты, однако, их почти сразу демонтировали по распоряжению свыше. После окончания реставрации в 1968 году здание церкви было передано Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём расположился выставочный зал мелких животных и птиц.

В 1990 году на главах храма вновь появились кресты, а в 1992 - после распада Советского Союза - его вернули Православной церкви.

За годы работы церковь Симеона Столпника стала популярным местом венчания у московской интеллигенции: здесь венчались Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова-Ковалёва, Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, Юрий Неёлов и Елена Нюренберг (будущая жена Михаила Булгакова), а также многие другие известные люди. Одним из известных прихожан храма в последние годы своей жизни стал Николай Гоголь, проживавший тогда на Никитском бульваре: в феврале 1852 года священник церкви отец Алексий причащал умирающего писателя на дому.

На сегодняшний день небольшая белая церковь не является доминантой ни Поварской улицы, ни Нового Арбата, находясь в тени новоарбатских высоток, однако, неизменно обращает на себя внимание прохожих: на фоне масштабной советской застройки она выглядит как нечто экзотическое, но вместе с тем - совершенно естественное.

Церковь Симеона Столпника на Поварской находится на улице Поварская, дом 5 (в начале Нового Арбата). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.

Церковь Симеона Столпника на Поварской имеет необычную историю. Можно назвать особым благословением уже то, что этот храм не пострадал во время прокладки Нового Арбата. Более того, архитекторы решили сделать именно на этом сооружении архитектурный акцент. Здание лаконично выделяется из общего ансамбля.

Церковь Симеона Столпника знаменита тем, что в ее стенах венчались многие известные личности, выходцы из творческой интеллигенции и даже граф Шереметьев. Очень любил приходить в этот храм Николай Гоголь, особенно в последние годы своей жизни.

История возведения храма на Поварской

Возведение церкви датируется 1676 годом. В 1625 году на месте современной постройки находился небольшой деревянный храм. Некоторые источники упоминают его как церковь Введения в храм Божьей Матери, которая располагалась у Арбатских ворот. Ранее на этой местности проживало около 500 человек (поваров, пекарей, скатертников). По этой причине здешние улицы так и называются - Поварская, Хлебный, Столовый переулки. Царские повара имели несколько храмов. Ранее Поварская улица и вовсе была дорогой, по которой перевозили товары и передвигалась царская знать.

Церковь после революции

Революция практически не помешала храмовой деятельности. Какое-то время после нее в церкви проводились службы. Позже здание храма было передано Райпромтресту, который решил разместить там мастерские для глухонемых. Одно время в церкви размещалась керосинная лавка.

Название

Свое название церковь получила благодаря Борису Годунову, день венчания которого как раз приходился на празднование святого Симеона Столпника. Есть вероятность того, что сам Годунов приказал построить в этом месте деревянный храм как память о его венчании.

Описание

Конец XVII века ознаменован тем, что на месте маленькой деревянной церквушки начали строить кирпичную церковь. Здание храма не очень большое. Здесь есть трапезная, звонница, несколько приделов с отдельными аспидами. Приделы освещены во имя святых Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний из которых впоследствии был освящен именем Дмитрия Ростовского в 1759 году. Главный престол - Введенский. Трапезная, к которой примыкают приделы, изначально была низкой, затем ее подняли и вытянули. Она как будто бы обнимает нижний ярус звонницы.

Внутреннее убранство

Церковь Симеона Столпника внешне имеет простое убранство, но вместе с тем она выглядит вполне нарядно. Основной объем украшают кокошники, ажурный шатер, узорчатые барабаны, арочные проемы небольших окон.

В 1966 году храм реставрировали. В результате ярусное покрытие пришлось сделать более простым и практичным.

После революции храм Симеона Столпника пришлось закрыть. Здание хотели снести. Часть постройки была разобрана. Так церковь стояла полуразрушенная, пока не приняли решение о строительстве московской магистрали. Сначала церковь хотели и вовсе снести, так как она не вписывалась в большинство современных построек. Но общественности все же удалось ее спасти.

После реставрации в 1968 году церковь была передана во Всероссийское общество охраны природы. В ее стенах проводились выставки представителей животного мира. Вскоре здание превратилось в подобие хлева. Интерьер был полностью уничтожен. Но, к счастью, это быстро закончилось. Позже в храме начали проводить выставки произведений искусства.

В 1992 году церковь вновь стала принадлежать верующим, которые возобновили ее утраченную красоту. Храм по сей день принимает прихожан и проводит службы.

Храм Симеона Столпника в Устюге

В честь святого Симеона Столпника был освящен еще один храм - в Великом Устюге. Ранее на его месте стояли две деревянные храмовые постройки.

В 1728 году закончили возведение нижнего этажа современной церкви. Позже установили кладовые палатки и несколько приделов. В 1757 году случился пожар, во время которого храм сильно обгорел. Его пришлось практически полностью перестроить. Тогда же было принято решение о возведении колокольни рядом с храмом. Перед главным фасадом расположена терраса, на которую можно подняться по открытой лестнице. Церковь Симеона Столпника (великий Устюг) выглядит очень торжественно. Не просто так он считается самым декорированным храмом этой местности.

Внешнее и внутреннее убранство

На первом этаже расположилась теплая церковь, освященная именем Симеона Столпника. Ее придел освятили во имя Иакова Алфеева - святого апостола. Второй этаж занимает холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с освященными приделами во имя Николая Чудотворца и князя Владимира.

Внутреннее убранство храма датируется 1765 годом. Главное помещение роскошно украшено лепниной. Церковь Симеона Столпника славится одним из самых удивительных иконостасов 18 столетия. Одна из икон этого храм сегодня находится в Третьяковской галерее. Образ Симеона Столпника был написан еще во второй половине XVI века.

В 1771 году для храма местным мастером был отлит колокол в 154 пуда.

В 1930 году церковь пришлось закрыть. Иконостас частично разобрали, колокола сбросили. С 1960 года храм находится под охраной государства как памятник культуры и объект культурного наследия.

Сегодня церковь Симеона Столпника (Устюг) является действующей. Уже в 2001 году в ее стенах прозвучал первый молебен.