Самая образованная страна в мире. Уровень образования в мире — рейтинги стран и сравнения

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни.

То, что экономическое развитие государства напрямую зависит от уровня развития науки и образования в стране, общеизвестно. Это аксиома, не требующая доказательств. Потому что образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего. Именно образование будет формировать мир завтра. О том, что представляют собой образовательные системы мира, какие из них заслуживают особого внимания, и пойдет разговор ниже.

20 лучших систем образования в мире

Ирина Каминкова,«Хвиля»

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:

страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.

страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.

заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).

развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам

  1. Южная Корея.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин - 99,2%, женщин - 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

  1. Япония

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП - около 5.96 триллионов долларов США - прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

  1. Сингапур

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения - $64584, 3-е место в мире.

  1. Гонконг

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год - $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

  1. Финляндия

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения - $36395

  1. Великобритания

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения - $38711, 21-е место в мире.

  1. Канада

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения - $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

  1. Нидерланды

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения - $42586.

  1. Ирландия

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней - от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

  1. Польша

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения - $21118.

  1. Дания

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения - $57998.

  1. Германия

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения - $41248.

  1. Россия

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения - $14645.

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн - высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения - $54980 (6-е место в мире).

  1. Австралия

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП - более $ 490 млн - в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием - почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее - 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения - $44346.

  1. Новая Зеландия

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения - $30493.

  1. Израиль

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения - $35658.

  1. Бельгия

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения - $38826.

  1. Чехия

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения - $28086.

  1. Швейцария

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения - $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;

преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе - Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

обучение начинается с 7 лет;

домашних заданий не задают;

никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;

в классах ученики с разным уровнем способностей;

максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;

много времени на переменках каждый день;

учителя имеют степень магистров;

подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, - и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко

Foto: PantherMedia/Scanpix

Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.

Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.

И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.

В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.


Foto: AP/Scanpix

В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.

Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.

Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.

Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.

Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.

Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.

Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.

Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.


Foto: Reuters/Scanpix

В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.

Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.

Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.

В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .

Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.

Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.


Foto: AP/Scanpix

Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.

В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.

Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.

В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.

Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.

В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.

Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.


Foto: AFP/Scanpix

Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.

Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.

Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.

В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.

До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.

Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.

Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).


Foto: AFP/Scanpix

В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.

В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.

После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).

В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.

Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.

Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.


Foto: Scanpix

Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.

Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.

В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.

Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.

Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.

Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.

До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.

В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.


Foto: Publicitātes foto

Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.

Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.

Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.

По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.

В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.

Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.

При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Культура

Британская компания Economist Intelligence Unit провела очень интересное исследование, в рамках которого эксперты пытались выявить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на образование, а также определить страны, которые могут похвастаться самыми лучшими образовательными системами.

В результате, первые три места заняли: Финляндия, Южная Корея и Гонконг. Россия в списке на 20 месте.

Лучшее высшее образование

Лидеры и аутсайдеры

После первой тройки места распределились следующим образом: на четвертой строчке Япония, на пятом месте Сингапур. В первую десятку также вошли: Соединенное Королевство, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада.



США остановились на 17 месте, Венгрия на 18, Словакия на 19, и Россия на 20.

Авторы исследования (охватившее период с 2006 по 2010 годы) учитывали различные факторы, в частности, процент выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, число выпускников ВУЗов, а также результаты международных тестов, определяющих уровень грамотности.

Где лучше получить высшее образование?

Факторы успеха



Майкл Барбер (Michael Barber), ведущий специалист исследования, утверждает, что одним из основных факторов, влияющих на уровень образования в стране, является положение учителей. Уровень заработной платы не служит основным показателем.

Положение учителя в обществе гораздо важнее, чем можно себе представить, так же как и место народного образования в системе ценностей.

Чем выше уровень заботы государства об учителях, тем выше их профессиональный уровень. Следовательно, и уровень образования по стране тоже выше.

Успех азиатских стран в этом вопросе объясняется повышенным вниманием властей к этой сфере жизни, а также пристальным вниманием родителей к успеху своих детей именно в сфере образования.

Лидеры и их пути

Почему Финляндия, Южная Корея и Гонконг вошли в тройку лидеров? Каковы особенности образования в этих государствах?

Где лучшее образование?



Итак, Финляндия. Прежде всего, стоит отметить значительное внимание к образованию со стороны государства. Образование в этой стране бесплатно для всех. В финских школах бесплатно предоставляются учебники, детей бесплатно кормят и бесплатно привозят в школу и отвозят домой.

Доступны и дошкольные организации, которые работают с 6 утра до 18.00, что очень удобно для родителей, работающих в разные смены. Высшее образование здесь также бесплатно, в том числе и для иностранных студентов.

Образовательные учреждения всех уровней оборудованы на отлично.



В результате реформ, проводимых в 1980-х годах, страна достигла невероятного прогресса в области образования. Эти реформы значительно повысили уровень жизни в Финляндии, которая когда-то была частью Российской империи.

Отношения между учителем и учеником очень демократичны, а авторитет учителя крайне высок, это выражается в заработной плате и в предоставляемых социальных благах.

Интересно, что каждый четвертый учитель в Финляндии – мужчина. Есть мужчины и среди дошкольных педагогов. И это не удивительно, потому что зарплата учителя в Финляндии позволяет мужчине содержать семью.

Лучшая система образования



В Финляндии уровень профессионального образования достаточно высок. В стране функционирует разветвленная сеть профессионально-технических училищ, при этом, не нужно сдавать специальных экзаменов, чтобы попасть в них.

Большая сеть хорошо оборудованных библиотек также способствует высокому уровню грамотности и образованности населения Финляндии.



В Южной Корее образование – это необходимость каждого корейца, желающего продвинуться по социальной лестнице, а государство, в свою очередь, активно помогает таким людям во всех отношениях.

В стране работают частные и государственные образовательные учреждения. Уровень и авторитет последних, как правило, выше.

За прошедшие 10 лет уровень южно-корейских университетов значительно вырос. Об этом можно говорить, следя за значительным ростом иностранных студентов, приезжающих получить теоретические и практические знания именно в Южную Корею.



Ведущие университеты государства получают щедрые финансовые гранты, с помощью которых они могут обеспечить себе высокий уровень профессорско-преподавательского состава, а также приобрести современное научное оборудование.

Мощь образования, в особенности высшего, невероятно сильна в стране. Без образования человек не сможет занять достойное место в иерархическом обществе Южной Кореи. Таким образом, роль учителя крайне высока.

Это находит отражение в высоких заработных платах учителей, а также в отношении к этой профессии в обществе в целом. Только учитель в Южной Корее может дать человеку путевку в жизнь и подготовить его к различным экзаменам, которые определят его будущее.

Высшее образование в Южной Корее платное, но плата за обучение сравнительно невысокая – около 1500-2000 долларов в год. Таким образом, высшее образование является широко доступным.

В какой стране лучшее образование?



Дело в том, что образовательная система Гонконга очень схожа с английской и американской, но в то же время есть и отличия. Университеты Гонконга всегда занимают верхние строчки различных международных рейтингов с точки зрения качества образования, а дипломы ВУЗов этого государства признаются во всем мире.

В Гонконге активно функционируют восемь университетов, в которых люди могут заниматься как профессиональной подготовкой, так и получить полное высшее образование. Университеты предлагают множество дисциплин на выбор, а занятия ведутся на английском языке.



Характерной особенностью образования в Гонконге является возможность познакомиться с местной культурой, языком и традициями. Опыт работы в Китае приобретает все большую значимость на Западе в последнее время.

Стоит отметить, что образовательные учреждения Гонконга уделяют большое внимание гармоничному и всестороннему развитию студентов.



Россия, как уже упоминалось, занимает последнее, 20 место в британском рейтинге. Мы не будем говорить о роли учителя в русском обществе, о его заработной плате, о роли образования в достижении карьерных высот, о доступности и качестве образования, а также о среднем и профессиональном образовании в России.

России необходимо срочно обратить свое внимание на уровень образования в стране, в противном случае, мы можем потерять и людей, и государство.

Всего через пару-тройку десятилетий страны мира будут управляться современной молодежью. Их мысли и действия будут зависеть от того, что они знают и умеют. Поэтому качество образования является одним из лучших предсказателей будущего успеха страны.

Основываясь на данных U.S. News & World Report, рейтинга лучших университетов от Times Higher Education и новейшего Education Index – комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения, мы составили рейтинг стран мира по уровню образования 2019.

Education Index 2019

Рейтинг Страна Индекс
1 0.940
2 Австралия 0.929
3 Дания 0.920
4 Ирландия 0.918
5 Новая Зеландия 0.917
6 Норвегия 0.915
7 Великобритания 0.914
8 Исландия 0.912
9 Нидерланды 0.906
10 Финляндия 0.905
11 0.904
12 Соединённые Штаты Америки 0.903
13 Канада 0.899
14 Швейцария 0.897
15 Бельгия 0.893
16 Чехия 0.893
17 Словения 0.886
18 Литва 0.879
19 Израиль 0.874
20 Эстония 0.869
21 Латвия 0.866
22 Польша 0.866
23 Южная Корея 0.862
24 Гонконг 0.855
25 Австрия 0.852
26 Япония 0.848
27 Грузия 0.845
28 Палау 0.844
29 Франция 0.840
30 Беларусь 0.838
31 Греция 0.838
32 Россия 0.832
33 Сингапур 0.832
34 Словакия 0.831
35 Лихтенштейн 0.827
36 Испания 0.824
37 Мальта 0.818
38 Аргентина 0.816
39 Венгрия 0.815
40 Казахстан 0.814
41 Кипр 0.808
42 Болгария 0.805
43 Чили 0.800
44 Украина 0.794
45 Люксембург 0.792
46 Хорватия 0.791
47 Италия 0.791
48 Черногория 0.790
49 Саудовская Аравия 0.787
50 Фиджи 0.785
51 Куба 0.780
52 Сербия 0.778
53 Барбадос 0.777
54 Тонга 0.770
55 Монголия 0.766
56 Румыния 0.762
57 Португалия 0.759
58 Бахрейн 0.758
59 Гренада 0.758
60 Армения 0.749
61 Шри-Ланка 0.749
62 Албания 0.745
63 Иран 0.741
64 Венесуэла 0.741
65 Объединённые Арабские Эмираты 0.738
66 Кыргызстан 0.735
67 Уругвай 0.733
68 Маврикий 0.729
69 Сейшельские Острова 0.727
70 Багамские Острова 0.726
71 Маршалловы Острова 0.723
72 Тринидад и Тобаго 0.722
73 Коста-Рика 0.719
74 Малайзия 0.719
75 Босния и Герцеговина 0.718
76 Узбекистан 0.718
77 Андорра 0.714
78 Иордания 0.711
79 Молдова 0.710
80 Азербайджан 0.709
81 Южная Африка 0.708
82 Оман 0.706
83 Белиз 0.705
84 Бруней 0.704
85 Катар 0.698
86 Эквадор 0.697
87 Панама 0.692
88 Самоа 0.692
89 Македония 0.691
90 Ямайка 0.690
91 Перу 0.689
92 Турция 0.689
93 Боливия 0.687
94 Бразилия 0.686
95 СентКитс и Невис 0.680
96 Мексика 0.678
97 Антигуа и Барбуда 0.676
98 Колумбия 0.676
99 Сент-Люсия 0.676
100 Алжир 0.664
101 Филиппины 0.661
102 Таиланд 0.661
103 Палестина 0.660
104 Ботсвана 0.659
105 Таджикистан 0.659
106 Тунис 0.659
107 Сент-Винсент и Гренадины 0.655
108 Китай 0.644
109 Доминикана 0.643
110 Ливан 0.637
111 Суринам 0.636
112 Парагвай 0.631
113 Габон 0.628
114 Туркменистан 0.626
115 Вьетнам 0.626
116 Индонезия 0.622
117 Кирибати 0.620
118 Кувейт 0.620
119 Ливия 0.616
120 Доминика 0.613
121 Египет 0.604
122 Гайана 0.596
123 Микронезия 0.590
124 Сальвадор 0.580
125 Замбия 0.580
126 Намибия 0.571
127 Мальдивы 0.560
128 Гана 0.558
129 Никарагуа 0.558
130 Зимбабве 0.558
131 Сан-Томе и Принсипи 0.557
132 Индия 0.556
133 Кабо-Верде 0.555
134 Кения 0.551
135 Камерун 0.547
136 Ирак 0.534
137 Марокко 0.529
138 Вануату 0.529
139 Свазиленд 0.528
140 Конго 0.526
141 Уганда 0.525
142 Гватемала 0.514
143 Бангладеш 0.508
144 Того 0.506
145 Тимор-Лешти 0.505
146 Гондурас 0.502
147 Лесото 0.502
148 Непал 0.502
149 Ангола 0.498
150 Мадагаскар 0.498
151 Демократическая Республика Конго 0.496
152 Камбоджа 0.487
153 Лаос 0.485
154 Нигерия 0.483
155 Коморские Острова 0.473
156 Бенин 0.471
157 Соломоновы Острова 0.469
158 Малави 0.451
159 Руанда 0.450
160 Бутан 0.445
161 Экваториальная Гвинея 0.443
162 Мьянма 0.443
163 Танзания 0.441
164 Либерия 0.434
165 Гаити 0.433
166 Папуа - Новая Гвинея 0.430
167 Бурунди 0.424
168 Кот-д’Ивуар 0.424
169 Афганистан 0.415
170 Сирия 0.412
171 Пакистан 0.411
172 Гвинея-Бисау 0.392
173 Сьерра-Леоне 0.390
174 Мавритания 0.389
175 Мозамбик 0.385
176 Гамбия 0.372
177 Сенегал 0.368
178 Йемен 0.349
179 ЦентральноАфриканская Республика 0.341
180 Гвинея 0.339
181 Судан 0.328
182 Эфиопия 0.327
183 Джибути 0.309
184 Чад 0.298
185 Южный Судан 0.297
186 Мали 0.293
187 Буркина Фасо 0.286
188 Эритрея 0.281
189 Нигер 0.214

10 самых образованных стран мира

10. Нидерланды

Для такой маленькой страны наличие восьми университетов, входящих в топ-100 лучших в мире — впечатляющее достижение! Будущие студенты могут выбирать из более чем 2000 университетских программ, преподаваемых на английском языке, и наслаждаться интерактивным и ориентированным на молодежь стилем обучения.

Многие иностранные студенты предпочитают учиться в Нидерландах, и остаются в стране после окончания высшего учебного заведения. Этому способствуют различные правительственные инициативы. Например, Orientation Year — программа трудоустройства выпускников.

9. Япония

Японская нация — одна из самых грамотных и технически развитых в мире. Этому способствует развитая система образования, с давними устоявшимися традициями и очень строгими стандартами качества. Токийский и Киотский университеты входят в первую сотню .

Хорошее образование — гарантия того, что молодому японцу удастся занять достойное место в обществе. Поэтому конкурс в самые престижные японские университеты настолько велик, что журналисты даже придумали для него выражение — «экзаменационный ад».

Однако систему образования Японии часто критикуют за то, что она ориентирована на воспитание послушных исполнителей, которые ни в чем не противоречат коллективу. Этот подход подавляет у учащихся способность самостоятельно мыслить.

Вы, наверное, слышали о Швеции как об отличном месте для отдыха, однако эта страна предлагает гораздо больше, чем чистый воздух и живописные скандинавские пейзажи.

Шведская образовательная система — не только одна из самых старых, но и одна из самых прогрессивных в Европе. Педагоги поощряют в учащихся творческое мышление, а между учебными заведениями и передовыми предприятиями в разных отраслях ведется тесное сотрудничество. Это позволяет будущим специалистам получить ценный практический опыт, будучи еще студентами.

Самым крупным ВУЗом в стране является Стокгольмский университет, в котором обучаются более 50 тысяч студентов. Когда-то на кафедре математики в этом университете преподавала Софья Ковалевская. Дипломы этого, а также всех остальных шведских университетов высоко котируются во всем мире.

Любопытный факт: несколько лауреатов Нобелевской премии (Карл Яльмар Брантинг, Натан Сёдерблум, Даг Хаммаршёльд и др) — выпускники шведских ВУЗов.

7. Швейцария

Одна из очень ответственно подходит к вопросу качества и доступности образования. Поэтому в ней много престижных ВУЗов. Например, Швейцарская высшая техническая школа Цюриха занимает 11 место среди лучших университетов мира.

В швейцарских образовательных учреждениях приветствуют критическое мышление, проводят интерактивное обучение и активные дискуссии.

А во время учебного перерыва можно прокатиться на лыжах в великолепии Швейцарских Альп, и насладиться самым вкусным шоколадом, который вы можете найти!

6. Австралия

Дом кенгуру и коал может похвастаться шестью университетами, входящими в топ-100 лучших ВУЗов в мире по версии Times Higher Education. У студентов есть возможность самим формировать свой учебный план. Обычно он включает изучение 4–8 учебных дисциплин и занимает, как минимум, 40 часов в неделю.

Из-за разницы в продолжительности обучения в средней школе россияне не могут поступить в австралийские ВУЗы сразу после школы. Предварительно необходимо год отучиться на подготовительных курсах. Они работают при большинстве университетов Австралии.

5. Франция

Страна-законодательница моры, славящаяся захватывающей дух Французской Ривьерой и очаровательным собором Нотр-Дам де Пари, находится в первой десятке в большинстве рейтингов 2019 года — от до Вот и эксперты U.S. News & World Report включили Францию в топ-10 лучших стран для обучения за рубежом.

Франция имеет престижную систему образования и более 3500 высших учебных заведений, благодаря чему все больше и больше студентов рассматривают эту страну как перспективное место для обучения.

В 2018 году Германия возглавила рейтинг стран мира по индексу уровня образования (Education Index). Для сравнения: Россия заняла в нем 32 место из 189, расположившись между Грецией и Сингапуром.

В Индексе измеряются достижения различных государств по двум параметрам:

  • Индекс грамотности взрослого населения.
  • Индекс совокупной доли людей, получающих начальное, среднее и высшее образования.

Немецкая образовательная система отличается большим количеством ВУЗов (всего их 250). Для иностранцев при поступлении не требуется ни особых знаний, ни привилегий. В университетах Германии осуществляются научные исследования, которые финансируются из федерального бюджета, и из средств предприятий и земель. Молодым немцам предоставляют беспроцентный кредит на учебу, а особо одаренным учащимся (и другим категориям студентов) дают стипендии от различных фондов.

3. Канада

Страна, известная своим высоким качеством жизни и инклюзивными ценностями, поощряет активность и любознательность учащихся в ходе обучения. В аудиториях проводятся обсуждения определенной темы, что может быть в новинку для российских студентов. А участие в семинарах и активность во время занятий оцениваются и влияют на оценку успеваемости.

Часто проводятся практические групповые проекты. Например, студентов могут попросить подготовить презентацию и выступить с ней перед реальными бизнесменами, которые будут комментировать работу и выставлять оценки. В итоге, при таком подходе к обучению студенты получают практические знания, которые не будут лежать «мертвым грузом».

2. США

Семь из десяти самых лучших университетов мира находятся именно в США. Это:

  1. Стэндфордский университет.
  2. Массачусетский технологический институт.
  3. Калифорнийский технологический институт.
  4. Гарвардский университет.
  5. Принстонский университет.
  6. Йельский университет.
  7. Чикагский университет.

Образование в одном из них стоит дорого, но невероятно престижно, что и привлекает в Америку множество студентов из-за рубежа. Год обучения стоит, в среднем, 40 тысяч долларов в год, не считая проживания в общежитии и бытовых расходов. Однако частные ВУЗы часто предоставляют финансовую помощь (стипендии) иностранным учащимся. Она позволяет покрыть до 70% затрат на обучение.

Интересный факт: некоторые ВУЗы США позволяют отсрочить выбор факультета на 1-2 курса. Это позволяет студенту максимально вдумчиво подойти к выбору специальности. Также у учащихся есть возможность самим составлять расписание, выбирать предметы, а иногда и преподавателей.

1. Великобритания

Англия по праву считается страной с самым высоким уровнем образования. На ее территории находятся одни из старейших и наиболее престижных университетов Европы — Оксфордский университет, Кембриджский университет, а также Имперский колледж Лондона.

В английской системе образования нет ни поблажек ни особых трудностей для иностранных студентов. Зато есть масса преимуществ, в том числе:

  • дипломы английских ВУЗов высоко котируются во всем мире;
  • огромный выбор программ обучения;
  • возможность для иностранных студентов официально работать до 20 часов в неделю во время обучения и неограниченно — во время каникул;
  • возможность завести полезные знакомства со студентами из разных стран и познакомиться с международной культурой;
  • обучение в Великобритании стоит дешевле, чем в США.

Учитывая все вышесказанное, не стоит удивляться, что многие дети российских чиновников отправляются на обучение именно в Англию.

Каждый год Quacquarelli Symonds обследует около трех тысяч вузов в разных странах, выбирая из них те, где самое лучшее образование. В данный рейтинг могут попасть только те университеты, в которых предлагаются все три ступени высшего образования: бакалавр, и доктор (в российской образовательной системе – аспирант). К тому же в вузе должен быть охват хотя бы двух из следующих областей: социальные науки и менеджмент; гуманитарные науки и искусства; медицина и науки о жизни; инженерные и технические науки; естественные науки.

В рейтинге Quacquarelli Symonds лучшие университеты оцениваются на основании следующих критериев: академическая репутация (опрос); соотношение численности преподавателей к количеству обучающихся; репутация выпускников вуза среди работодателей (опрос); доля иностранных студентов (отражает уровень популярности учебного заведения в мире); доля иностранных преподавателей (берутся в расчет лишь те преподаватели, которые трудятся на условиях полной занятости или на полставки, проработавшие в университете не меньше одного семестра); индекс цитирования (зависит от количества опубликованных научных исследований преподавательского состава по отношению к его общей численности).

Лучшее образование: топ

Лидирует в рейтинге QS Массачусетский технологический институт (США). Второе и третье места занимают британские учебные заведения – Кембриджский университет и Имперский колледж Лондона соответственно. На четвертой позиции Гарвардский университет (США), на пятой - Оксфордский университет и Университетский колледж Лондона. Помимо американских и британских вузов, в первой двадцатке есть два учебных заведения из Швейцарии (Швейцарская высшая техническая школа Цюриха и Федеральная политехническая школа Лозанны), а также Торонтский университет (Канада).

Московский государственный университет им. Ломоносова сумел войти в топ-200. Полная версия рейтинга насчитывает 800 позиций, в числе которых 21 университет из России и два университета из Белоруссии (БГУ и БНТУ). Ни одно из высших учебных заведений, расположенных на территории СНГ, не вошло в первые сто вузов с лучшим образованием в мире. По мнению составителей рейтинга, чтобы улучшить свои позиции, этим университетам нужно больше сотрудничать с другими государствами и увеличивать индекс цитируемости научных публикаций.