Пантеон, «Храм всех Богов» в Риме. Пантеон в Риме — для начинающих путешественников и всех остальных Пантеон анализ

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.

Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Ротонда Пантеона , выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола - символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.

Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.

Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).

В погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.

Адрес: Италия, Рим
Дата постройки: 126 год
Координаты: 41°53"54.8"N 12°28"36.8"E

Содержание:

Краткое описание

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций.

Римский Пантеон с высоты птичьего полёта

Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 126 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это».

Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска - великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

Общий вид на Пантеон

Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду.

Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра .

Римский Пантеон с тыла

Всевидящее око Пантеона

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба. По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов . Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Римский Пантеон - храм язычников и католиков

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь.

С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.

Внутренний интерьер Пантеона

Римский Пантеон - национальный мавзолей

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».

(итал. Pantheon) - исторический и архитектурный памятник Древнего Рима. Первоначально известен как античный Храм всех Богов , однако после падения Римской империи освящён как христианская Церковь святой Марии и Мучеников.

содержание:
Практическая информация:

Пантеон Агриппы

Пантеон Агриппы

Первое здание Пантеона было построено в 27–25 годах до нашей эры. Его название происходит от двух греческих слов: «пан» - «все» и «теон» - «божественный». Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн). Строительством руководил консул Марк Агриппа, друг и зять императора Августа. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму. Стены были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. Agrippa L F cos Tertium Fecit» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Фасад украшали статуи и кариатиды. Плиний о достопримечательности оставил следующие слова: «На редкость прекрасны кариатиды на колоннах храма, а капители этих колонн сделаны из сиракузской меди».

Пантеон Агриппы окружала небольшая площадь, мощённая плитами из травертина. На противоположной стороне площади находился Храм Нептуна. Первый Пантеон был уничтожен во время трехдневного пожара в 80 году нашей эры, однако наряду с другими храмами был полностью отстроен во время восстановительных работ императора Домициана. Его руины сейчас расположены на глубине 2,5 метров.

Постройка современного Пантеона (Рим)

Пантеон Агриппы, в очередной раз разрушенный при правлении Траяна (в него попала молния) был полностью перестроен уже императором Адрианом, который написал в своих мемуарах: «Я хотел, чтобы это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу». Поэтому Пантеон Адриана стал фактически новой постройкой.

Найденная в результате исследований маркировка на кирпичах Пантеона, указывает на период 115-127 годов, когда предположительно и велось строительство сооружения по проекту известного архитектора того времени Аполлодора Дамасского. Он спроектировал и построил множество зданий и сооружений в Риме. Например, Термы Траяна, Триумфальную арку Траяна и порт Траяна в Остии. Аполлодор продолжал работать и после смерти Траяна, когда императором стал Адриан.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Архитектура Пантеона

По проекту Аполлодора Пантеон был ориентирован на север, а его размеры значительно увеличены. Сооружение было возведено на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг Пантеона повысился, и сейчас он расположено даже в неглубокой впадине.


Конструкция храма имеет цилиндрическую форму, представляя собой круглую ротонду. Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем. Потолок купола кессонный и первоначально был позолочен. Свет проникает через «Глаз Пантеона » (окулус) - единственное круглое отверстие диаметром 8,5 метров в центре свода. Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Пол спроектирован слегка выпуклым, что способствует отводу дождевой воды в специальные отверстия, которые являются частью сложной системы подземных стоков.

Стены толщиной более шести метров составляют сложнейшую и хорошо продуманную структуру, которая помогает удерживать высокий купол. Состав бетона, из которого возводили стены, меняется в зависимости от высоты. Нижний ярус состоит из бетона с травертиновой крошкой, затем следуют пояса с более лёгкими наполнителями из туфа или пемзы.

Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн коринфского ордера с капителями из белого мрамора. Колонны, высотой 14 метров, поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы. В пространстве под треугольным фронтоном, видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

Фронтон здания также был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно выполненными Диогеном Афинским. Впоследствии по приказу папы Урбана VIII все бронзовые украшения с фасада были использованы архитектором Бернини при строительстве Базилики Святого Петра. Такой варварский поступок послужил поводом для знаменитого в то время пасквиля: «Что не сделали варвары - сделали семейство Барберини» («quod non fecerunt barbari - fecerunt Barberini»).

Пронаос (проходная часть или передний зал Пантеона) связывает портик с круглым залом. Наружные стены пронаоса частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Пронаос имеет прямоугольную форму и три ряда коринфских колонн, восемь из серого гранита в переднем ряду и восемь из красного. В пронаосе находились статуи императора Августа и Агриппы.

Большие бронзовые двери, предположительно сохранившиеся с античных времён и отреставрированные в XVI веке, ведут в круглый зал Пантеона. Его стены внутри покрыты плитами из цветного мрамора. На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам - Солнцу и Луне. На верхнем уровне над этими нишами расположены помещения, куда можно попасть через внешнюю галерею. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых. Это были статуи самых почитаемых богов римской мифологии (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн).

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

История Пантеона после падения Римской империи

Пантеон был спасён от уничтожения в эпоху раннего Средневековья, благодаря тому, что в 608 году византийский император Фока подарил его Папе Бонифацию IV, который превратил сооружение в церковь. На следующий год Пантеон был торжественно освящён как Церковь святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Название было дано в честь мощей христианских мучеников, которые были перевезены из катакомб Рима в Пантеон. Однако в 655 году Констант II, император Константинополя, во время визита в Рим, вывез из храма некоторые бронзовые детали отделки и позолоченную черепицу. Только в начале VIII века время правления Папы Григория III здание покрыли свинцовой крышей. До XIV века Пантеон неоднократно пребывал в запустении (например, во время нахождения римских пап в Авиньоне). В 1378-1417 годы храм стал крепостью в борьбе между римскими семьями Колонна и Орсини.

Сразу же после превращения храма в церковь, все предметы, связанные с языческим культом были уничтожены, а вместо них появились статуи христианских святых и картины на библейские сюжеты. В Пантеоне появился алтарь и апсида, выполненные по заказу папы Климента XI и по проекту Алессандро Спекки. В апсиде находится копия византийской иконы Мадонны. Оригинальная икона сейчас находится в Ватикане. В 1840 году был добавлен хор, разработанный Луиджи Полетти.

Внутри главного зала устроено восемь ниш, одна из которых является входом, а в других расположены семь статуй святых: святого Анастасио, святой Агнес, Мадонны дель Какко, святой Эрасио, святой Николай, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура святой Анны и Пресвятой Богородицы.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками. Наиболее известны: «Благовещение» Мелоцци да Форли, «Святой Лаврентий и Святая Агнес» Клемента Майоли, «Поклонение пастухов» Франческо Козза, а также «Поклонение волхвов» и «Сошествие Святого Духа» Пьетро Лабрузи.

Захоронения в Пантеоне (Рим)

Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. В частности, здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь также находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский - великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Также здесь находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой. Король в 1900 году был застрелен монархистом, а Маргарита умерла спустя 36 лет. Королевские гробницы охраняются волонтёрами Национального института почётной охраны, основанного в 1878 году.

Пантеон одно из немногих сооружений Античности, сохранившихся в состоянии, которое даёт нам полное представление о монументальной архитектуре Древнего Рима. Несмотря на все перипетии выпавшие за минувшие столетия, Пантеон и сегодня остаётся символом величия Римской империи.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

Пантеон самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Никто доподлинно не знает когда и главным образом, как он был построен. Любой современный строитель вам скажет, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. А Пантеон стоит. Считается, что его строительство было закончено к 120 году н.э.

Такие выводы о возрасте Пантеона сделаны официальной наукой на основании чтения сохранившихся летописей. Но в исторических источниках нет точного указания даты в принятом сегодня лето исчислении. Т.е. были построены некие логические цепочки рассуждений (правильные или не правильные) и на их основании окончание строительства Храма всех богов отнесли к 120 году нашей эры и правлению императора Адриана.

Пантеон был в свое время построен, как Храм всех богов, но уже давно стал церковью Святой Марии и Мучеников. Вход в действующие церкви бесплатный, наслаждайтесь.



Доступны аудиогиды на русском языке

Странное отсутствие истории перестроек

Википедия (я читала статью на англ., на русском языке написано гораздо меньше) странным образом почти ничего не сообщает о перестройках и ремонтах Пантеона, а ведь любое здание нуждается в ремонте, ничто не вечно. А Пантеон выходит почти вечен? Вспомните помещичьи усадьбы России, построенные аналогичным Пантеону способом из кирпича и раствора. В каком они находятся состоянии? А ведь они заброшены всего то какие-то жалкие 100 лет.

Солидный возраст Пантеона вступает в противоречие с кирпичными стенами и бетонным куполом здания. Кирпич и бетон имеют ограниченный срок годности, современная строительная наука утверждает, что время жизни бетона не более 600 лет. Подумайте о венецианской кампаниле, ведь она обрушилась в 1902 году классическим образом — развалилась на отдельные кирпичики. Т.е. связи между кирпичами ослабли до такой степени, что вся конструкция буквально за несколько мгновений превратилась в груду строительного мусора.

А Пантеон древнее кампанилы почти на 1000 лет, согласно официальной исторической версии.



Пантеон стоит в подтопляемой зоне, любой строитель скажет, что это очень вредно для здания

Самое старинное изображение Пантеона я нашла от XVII века. Картина написана голландским живописцем Золотого века Willem van Nieulandt II, родившимся и постоянно проживавшим в Антверпене. Уже тогда он выглядел заброшенным, но для того чтобы порасти кустами зданию не нужны тысячелетия, достаточно будет 10-15 лет отсутствия ухода.



Вид Пантеона, Willem van Nieulandt II (годы жизни 1584-1635)

Самой большой иллюстрацией изменений конструкции Пантеона является нижеследующая картина Пиранези. В XVI веке архитектор Бернини по указанию очередного Папы построил наверху две странные колокольни, прозванные в народе «ослиные уши Бернини», чтобы придать античному храму большее сходство с церковью. Спустя два века, их убрали.

Обратите внимание, как за 150 лет, прошедших с момента написания предыдущей картины изменились окрестности. Дома подступили почти вплотную к храму. И остаются в такой же близости и поныне.



Вид Рима, Пиранези, 1761 год, хранится в музее Сан Франциско

Следы перестроек Пантеона впрочем бросаются в глаза, но по каким-то причинам о них ничего не сообщается. Обратите внимание над портиком хорошо видны следы предыдущего портика. Почитайте историю любого древнего сооружения кроме римских, и вы увидите длинную череду перестроек и ремонтов. А история древнего Пантеона делится на три отрезка:

  1. Пантеон начала первого тысячелетия, с пожарами, разрушениями и восстановлением к 120 году. Забвение почти 400 лет.
  2. Потом следует краткий эпизод с закрытием языческого храма и открытием христианского в этом же здании в 609 году. Забвение около 900 лет.
  3. Дальше история продолжается уже в XVI веке.

Итого провал величиной в 900 лет. Тут явно что-то не так. 900 лет для кирпичного здания это почти вечность. Нигде не сообщается, что Пантеон подвергался основательной перестройке. Считается, что это самая хорошо сохранившаяся постройка Древнего Рима, даже мраморная отделка внутреннего помещения большей частью оригинальная.

Эти замысловатые капители колонн тоже оригинальные.



Над главным алтарем

Загадочный купол

Главной загадкой Храма всех богов является его купол. Бетонный, не армированный купол, которому около 2000 лет??? Исследователи сообщают, что нижние ярусы купола сделаны из более твердого бетона, чем верхние. А в бетон верхних ярусов была подмешена пемза для облегчения конструкции. До сих пор купол Пантеона остается самым крупным не армированным куполом в мире.

Толщина купола вокруг окулюса 1,2 метра, а при взгляде снизу и не скажешь.



Кессонный купол и окулюс

Любопытно, что когда мы были нам рассказывали про уникальный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, построенный Брунеллески в 1436 году, т.е. на 1316 лет позже Пантеона. Поведали про проблемы с которыми столкнулся архитектор. Боялись, что огромный и очень тяжелый купол раздавит стены собора.

На фоне купола Пантеона гениальность Брунеллески меркнет, разве он никогда не видел Храма всех богов в Риме и не мог попытаться сделать что-нибудь подобное? Но очевидно, что не видел, хотя в его биографии рассказывается, что он ездил изучать античные развалины Рима, но конкретно о том, что он изучал купол Пантеона не говорится. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре — двойной, чтобы распределить нагрузку, т.е. по конструктивному решению совсем другой.

Легенды о Пантеоне

Для начала замечу, что римляне сами признают за собой мастерство в сочинении и продвижении легенд в жизнь. Ведь наслушавшись красивых историй в Рим устремятся туристы, один из основных источников дохода итальянцев. Поэтому к римским легендам нужно относится соответственно. Но тем не менее нижеизложенные истории имеют место быть.

Римские легенды сообщают, что Пантеон был построен на месте с которого вознесся на небеса сам Ромул — основатель Рима. И различные Храмы всех богов стояли на этом месте со времен основания Рима. И это еще не все.

Так же рассказывают, что чтобы сделать купол все здание засыпали землей, смешанной с монетами. Это была своеобразная опалубка и строительные леса в одном флаконе. А после завершения строительства, разрешили народу землю из помещения забрать вместе с монетами. Говорят, что стены были освобождены от земли в течение суток.

Эти легенды говорят о том, что как была сделана опалубка для заливки купола не известно.

Удивительная гармония форм

Внутреннее помещение Пантеона имеет форму цилиндра, высота которого равна радиусу сферы купола, и составляет 43,3 метров. Внутри совсем нет окон, кроме загадочного отверстия по центру купола, известного еще как Oculus!



Чертеж для иллюстрации гармонии форм

Окулюс очень своеобразный архитектурный элемент, нигде более я не видела подобного окна в потолке. Естественно через него в помещение попадает свет и дождь. Пол сделан таким образом, чтобы дождевая вода сливалась в специальное отверстие. Очевидно, что при изначальном строительстве лучу света, проникающему внутрь через околюс, отводилась значительная роль.

В Нишах, расположенных по кругу храма, стояли 7 статуй римских богов, соотносимых однако и с 7 планетами древности (Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Юпитером, Меркурием и Марсом.). А луч света в течении дня обходил только половину круга и освещал поочередно статуи дневных богов. Можно сказать, что Пантеон был античной обсерваторией и храмом одновременно.

Световой эффект можно посмотреть 21 апреля, когда полуденное солнце падает ровно на металлическую решетку над дверным проемом. Римляне праздновали 21 апреля день основания города. В этот день сам император стоял у входа в Пантеон в окружении света, идущего изнутри. Этот свет ставил императора на одну ступень с богами, обитателями Пантеона.

Захоронения в Пантеоне

Захоронения в Пантеоне начали делать тоже уже в XVI веке, если не считать странного эпизода времен перепрофилирования храма из языческого в христианский. Говорят Папа Бонифаций IV велел перевезти 28 возов костей святых из римских катакомб в Пантеон в 609 году.

В настоящее время в Пантеоне находятся могилы Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520), архитектора Бальдассаре Перуцци (годы жизни 1481-1536), живописца Аннибале Карраччи (годы жизни 1560-1609), композитора Арканджело Корелли (годы жизни 1653-1713), короля, объединившего Италию — Виктора Эммануила II (годы жизни 1820-1861), короля Умберто I (годы жизни 1844- 1900). Хоронить великих людей Италии в Пантеоне начали только начиная с XVI века, а в XVIII веке французы построили свой Пантеон в Париже и так же начали хоронить в нем великих людей Франции.



Захоронение Рафаэля Санти

В архитектуре известны многие подражания римскому Пантеону, но все они построены не ранее XVI века.

Странные круги из красного порфира в полах

В Храме всех богов сохранился оригинальный мраморный пол, состоящий из ряда геометрических узоров, еще с древнеримских времен. Однако большой круг на полу из красного порфира мы видели еще в Соборе Святого Петра, на нем Карл Великий преклонил колени, когда в Рождество 800 года он был коронован папой Львом III императорской короной. Потом еще 21 император преклоняли колени, получая корону Священной Римской империи из рук папы.

Мраморные полы Пантеона за 2000 лет ни капли не потерлись, я думаю многие из вас за свою жизнь видели сильно потертые мраморные полы и лестницы в зданиях куда меньшего возраста. Или полы не оригинальные или в Риме мрамор исключительной твердости?

Порфировый круг в полу Пантеона

Аналогичный круг из красного порфира есть и в базилике Санта-Мария-ин-Космедин (это там где находятся Уста Истины). Считается, что базилика была построена в VI веке. Даже круг в базилике выглядит более старым, чем круг в античном Пантеоне.



Полы в базилике Санта-Мария-ин-Космедин

Пока искала что-нибудь об этих порфировых кругах в полу наткнулась на информацию, что в Святой Софии, что находится в Стамбуле есть такой же круг. Получается, что христианские церкви унаследовали от языческих храмов традицию делать в своих полах такие порфировые круги? Ведь Пантеон изначально строился, как языческий храм.



Пол в Соборе Святого Петра

В Соборе Святого Петра, стоя на круге короновались императоры, в Святой Софии стоял на этом месте императорский трон, но что же тогда означал этот круг в скромной базилике Санта-Мария-ин-Космедин? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?

Таинственный фронтон

Только в XVII веке по повелению папы Урбана VIII с фронтона Пантеона были убраны некие бронзовые фигуры, стоящие там со времен римских императоров. Предполагается, что это был имперский орел с лентой. Урбан VIII пустил античные бронзы в переплавку на пушки для замка Святого Ангела.

Колонны поддерживают треугольный фронтон с надписью «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Это единственный фрагмент, оставшийся от первоначального храма, построенного Агриппой, и считается, что Адриан оставил его в память о своем предшественнике, когда восстанавливал Пантеон после пожара.

Бронзовые буквы надписи кстати отлили заново уже в XIX веке по следам, оставшимся на фронтоне. Восстановление рисунка или надписей по следам (дыркам в стене), оставшимся после их потери, выглядит достаточно сомнительно. Отверстий на фронтоне очень много.

Странные колонны портика

16 массивных коринфских колонн, поддерживающих портик, весят 60 тонн каждая. Они 11,8 м в высоту, 1,5 м в диаметре и приехали в Рим из Египта. Эти колонны тащили более 100 км от карьера к реке Нил на деревянных санках. Они сплавлялись на баржах вниз по реке Нил, когда уровень воды был высок во время весенних паводков, а затем были перегружены на другие суда, чтобы пересечь Средиземное море по направлению к римскому порту Остия. Там они были еще раз перегружены обратно на на баржи и отправлены вверх по реке Тибр.

Основание колонны Пантеона

В Санкт-Петербурге есть такой блогер ZigZag . Он развивает теорию о том, что наш Исаакиевский собор построили «инопланетяне», а не , на основании тех фактов, что колонны Исаакия выполнены из монолитного гранита и весят по 114 тонн каждая. Мол де и вырубить и транспортировать и обработать эти громадины в XIX веке было невозможно из-за отсутствия современной техники. Что же тогда можно сказать о гранитных колоннах Пантеона? Ведь предполагается, что их изготовили и установили намного раньше.

Колонны Пантеона по сравнению с колоннами Исаакия гораздо более грубо обработаны и местами повреждены, повреждения отмечены еще на гравюре Пиранези от 1761 года. Исаакиевские колонны полированы почти идеально, на них есть лишь сколы, нанесенные во время ВОВ, есть еще заплатки, сделанные во время строительства.

Еще один странный факт

В 609 году Пантеон стал первым языческим храмом, превращенным в церковь, и поэтому он был спасен от разрушения в средние века. Тут мне хочется задать вопрос: «Первым из какого набора храмов? Кто в те далекие времена вел подобную статистику и как она дожила до наших дней?». Сегодня это церковь Святой Марии и Мучеников.

Про фонтан и египетский обелиск перед Пантеоном

На площади перед Пантеоном находится красивый фонтан. Он был разработан известным архитектором Джакомо делла Порта в 1575 году и выполнен из мрамора Леонардо Сормани. В 1711 году папа Климент XI велел архитектору Филиппо Баригнони разработать новый проект фонтана, который бы включал другой бассейн, сделанный из камня, и обелиск Рамзеса II, расположенный в центре на постаменте с четырьмя дельфинами у основания.



Основание фонтана на площади Ротонды

Хочется отметить любовь Пап к гранитным египетским обелискам. Всего в Риме установлено целых 13 подобных обелисков, на многих из них нанесены иероглифы. Почти про все римские обелиски рассказывают аналогичные истории. Сначала во времена Древнего Рима обелиск доставили морем из Египта, потом он некоторое время украшал столицу Империи, затем его нашли при раскопках проводимых уже в XVII-XVIII веках и установили на новые постаменты. Все обелиски установлены по повелению Римских Пап.



Площадь Ротонды в Риме с египетским обелиском

Т.е. отцы римско-католической церкви не усматривают в установке языческих обелисков в своей столице ничего странного. Для примера замечу, что в Санкт-Петербурге в лесопарке «Сосновка» уничтожили деревянных идолов буквально весной 2015 года по религиозным соображениям, хотя, я и быстрее всего и большинство горожан никогда не усматривали в деревянных скульптурах, установленных в лесопарке никакого языческого подтекста. Вот такие мы разные.

Или может быть правы новые хронологи А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский? И раньше Египет тоже был христианской страной, разумеется со своим национальным колоритом, и Папы на этом основании украшали Рим обелисками.

Мне кажется, что все таки в определении возраста Пантеона закрались ошибки, возможно потеряны сообщения о перестройке купола или всего здания.

Любопытно, что после реставрации и пристального изучения знаменитой скульптуры Капитолийской волчицы был установлен её реальный, а не летописный возраст. Оказывается скульптуру изготовили в XII веке, а не в 500 году до нашей эры, как об этом сообщалось ранее. Бывает, что древние летописцы писали про одно сооружение, а историки отнесли эти записи совсем к другому. Может быть после дополнительных исследований и возраст Пантеона будет пересмотрен, а с ним и всего Древнего Рима.

Хотя утверждения о древности города или рода, сулят такие привилегии, что сделать что-то подобное будет не просто. Табличку в музее рядом с Капитолийской волчицей так и не поменяли.

Совсем рядом с Пантеоном находится не менее . Во-первых сразу же удивляет её название, совмещающее не совместимое — древнегреческую богиню и Святую Деву Марию, а во-вторых эта церковь была опорой инквизиции, именно там произносили свои отречения от ереси многочисленные осужденные, в её дворе раскладывали костры. В храме хранится одно из произведений Микеланджело…

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .