Открытое занятие «Индийские сказки» в рамках проекта «Путешествие по странам. Индия – сказочная и прекрасная Индия сказочная страна

Визитная карточка Площадь страны: 3 млн. 288 тыс. км 2 Численность населения: 1 миллиард 10 миллионов человек Столица: г. Дели Форма правления: республика АТУ: федерация Индия - одно из древнейших государств мира. В прошлом была колонией Великобритании, после Второй Мировой войны добилась независимости.






Экономико-географическое положение От Китая отделяется горной страной Гималаи. Вдоль подножия Гималаев по низменности течёт великая река Ганг. Её считают священной рекой Индии. С открытием европейцами морских путей в Индию началась эпоха Великих географических открытий. Через Индию проходят мировые морские торговые пути из Средиземного моря в Индийский океан, а также она находится на полпути между Ближним и Дальним Востоком.








Население По численности населения Индия занимает второе место в мире, после Китая. Учёные насчитывают здесь около 1,6 тысяч диалектов. Государственным языком считается хинди (язык хиндустанцев, самой крупной индийской нации) и английский. Широко распространено двуязычье. Размещение населения Индии отличается неравномерностью.


Население Наиболее плотно заселены плодородные низменности, равнины в долинах и дельтах рек и морское побережье. Уровень урбанизации (рост городов) в Индии сравнительно невелик (30 – 40%). Крупные города Индии: Дели, Калькутта, Бомпей, Ченнаи. Преобладающая часть населения живёт в деревнях (их более 600 тысяч) больших и многолюдных. Почти ¼ жителей Индии имеет достаток ниже официального уровня бедности.








Религия индуисты, мусульмане 80% населения - индуисты, мусульмане составляют самое значительное религиозное меньшинство - 11%, сикхи буддисты 2,2% - сикхи, буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно. Индия - светское государство, и любая дискриминация по религиозному признаку преследуется законом.


Промышленность В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Развивается фармацевтика. Индия - мировой экспортер хрома. Она занимает ведущее место по запасам графита, берилла, тория, циркония, и второе место в мире по добыче титана. Лёгкая промышленность – традиционная отрасль экономики Индии, особенно хлопчатобумажная и джутовая. Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления и на экспорт. По экспорту чая Индия занимает 1 место в мире.


Сельское хозяйство Индии Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии – растениеводство. В Индии выращивают: зерновые культуры: рис, пшеницу, кукурузу, просо. Главные технические культуры: хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (арахис, рапс и др.) Также выращивают кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.


Животноводство Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству. Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних по потреблению мясных продуктов, так как религиозные воззрения индуизма поддерживают вегетарианство, запрещают употреблять в пищу говядину и убивать коров (в древней Индии они были символом плодородия и благоденствия). В приморских районах большое значение имеет рыболовство.




Также развит авиационный, автомобильный, морской и речной транспорт. Индийский автомобиль «Tata Nano» Ан-32. ВВС Индии Индийский военный корабль "Табар"


Индийская кухня характеризуется большим разнообразием региональных стилей и изысканным использованием кухонных кореньев, трав и приправ. Основным продуктом питания в регионах является рис и пшеница. Наиболее известной приправой, изначально появившейся на индийском субконтиненте и в настоящее время употребляемой по всему миру является чёрный перец.



Индия - страна сказка, страна загадка, страна магнит, колыбель цивилизации и человечества.

Во все века Индия манила к себе путешественников своими яркими красками и колоритом жизни, историей и разнообразными архитектурными памятниками прошлых столетий.


Вот и нас она поманила настолько, что пришлось совершить невероятно сложное и яркое путешествие по её необъятным просторам.


Побывали во многих городах, селениях, бесчисленном количестве дворцов, храмов, гробниц, крепостях, музеях, а также искупались и позагорали на Гоа.

Есть на земле страна - извечная загадка!
И мало лишь желания её понять.

Там чудеса, там быль, там сказка,
Её возможно только искренне принять!

Там гармонично всё, глубинно и достойно,
Там вдохновенье жизни в каждом камне и цветке!

Там чувствуешь себя уютно и спокойно,
И нет там места грусти и тоске!

Вот такое красивое стихотворение я нашла об Индии. Конечно, не с каждой его строчкой можно согласиться.


Далеко не во всех уголках необъятной страны чувствуешь себя уютно и спокойно.


А слова "нет там места грусти и тоске" и вовсе неправильные.


В Индии живет самое большое количество неграмотных людей, их больше половины.


Индия - чудовищно грязная страна. Кругом можно видеть кучи мусора.


В Индии ж ивут в очень бедных условиях, дети голодают и попрошайничают.


Реки загрязнены, от этого возникает множество болезней...


Стране предстоит решить огромное количество проблем. Пожелаем ей в этом успехов.


Важной отраслью экономики Индии является туризм.


С каждым годом все больше иностранных туристов посещает Индию.


Индийцы - позитивный, общительный и улыбчивый народ.


Они искренне умеют радоваться солнцу, людям, природе и куску обычного хлеба.


Экзотики там... хоть отбавляй.


Индийцы с удовольствием фотографируются.


Хотелось бы дать несколько советов. Прихватите из дома упаковку бахил, а также теплые носки. В храмы не разрешается входить в обуви.


Важнейший закон - не пить воду из под крана. Даже чистить зубы лучше питьевой водой.


Также обязательно везите с собой несколько рулонов туалетной бумаги. В Индии она - только в отелях. В остальных, даже самых посещаемых местах, её не увидите.


Прежде чем забраться на слона, верблюда или еще куда-то, точно обговорите цену, при оплате в конце вояжа будьте непреклонны, как бы ни канючили хозяева экзотического транспорта.


Индию можно сравнить с монетой, долго пролежавшей в земле. И только от вас зависит, увидите вы на ней грязь или за грязью золото. Мы увидели золото!


Впечатлений через край! Предстоит немного придти в себя, прежде чем приступать к рассказам.


А начинать рассказы, думаю, следует с обезьянок. Ведь они - символ этого года.

Все фотографии собственные.

  • Каковы были отличительные черты индийского и китайского общества?

§ 26.1. Индия - страна сказочных богатств

В сказках и легендах Индия изображалась страной несметных богатств, в этом же убеждались оказавшиеся в стране иноземцы. Главными источниками богатств Индии были её природа, благоприятная для развития сельского хозяйства, и неустанный труд земледельцев и ремесленников. Крестьяне, отвоёвывая землю у джунглей и орошая её, дважды в год получали высокие урожаи зерновых, пряностей, фруктов.

Страна была богата полезными ископаемыми, в том числе драгоценными камнями. Ремесленники Индии отличались мастерством, они умели изготовлять тонкие, как паутина, ткани. В городах шла бойкая торговля, всегда было много иноземных купцов. В XV веке в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин; его описание своего путешествия является ценным источником по истории страны.

Мать и дитя. Скульптура VIII-IХ вв.

Защищенная почти со всех сторон морем, джунглями и высочайшими горами мира - Гималаями, Индия лишь с северо-запада была относительно доступна.

В этом направлении проходили основные сухопутные торговые пути, отсюда же нападали враги.

В V-VI веках нашествия кочевников разрушили могущественную державу Гуптов. После этого Индия долго оставалась раздробленной. Возникавшие государства во главе с князьями - раджами боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. На жизнь простых людей всё это влияло не так уж сильно. Отчасти это было связано с особой ролью общины. В Индии она нередко отличалась большими размерами и сложным устройством, объединяя жителей целой области. Общины строили и ремонтировали оросительные каналы, организовывали жизнь своих членов, а при необходимости и самооборону.

Танцующий Шива. Статуэтка XII-XIII вв.

С древности индийское общество делилось на четыре варны: жрецы-брахманы, воины, земледельцы (вместе с ремесленниками и торговцами) и зависимые люди - «слуги». Вне этого деления находились «неприкасаемые».

Позже появилось более дробное деление на касты, причём часто для индийцев важнее была принадлежность к касте, чем к варне. Кастой была любая группа людей, занимавшаяся одним видом деятельности и отделявшая себя от других каст. Принадлежность к касте передавалась по наследству, обычно её члены заключали браки друг с другом.

Храм бога Солнца в Конараке. Фрагмент. XIII в.

    Одни касты возникли в результате выделения новых профессий, другие - в ходе присоединения к различным индийским государствам прежде независимых племён. Все вместе касты образовывали сложную иерархическую структуру. Число их менялось. Сейчас в Индии не менее трёх тысяч каст.

Как правило, высокому кастовому положению соответствовало богатство, а низкому - бедность. Кастовая система утверждала «естественность» неравенства и необходимость каст друг для друга.

В ходе своих завоеваний арабы покорили северную часть Индии. В начале XIII века здесь возникло мусульманское государство со столицей в Дели - Делийский султанат. Султаны подчинили своей власти большую часть Индии. В середине XIII века на султанат не раз нападали монголы, но захватить его так и не смогли. Однако в конце XIV века новый завоеватель, Тимур, разорил Дели, перебил и увёл в плен сотни тысяч людей. В результате страна раздробилась. Султанат включал теперь лишь территорию вокруг Дели, а в 1526 году был захвачен завоевателями, вторгшимися с севера.

Cлайд 1

Cлайд 2

Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.

Cлайд 3

Cлайд 4

Ворота индии. Ворота Индии - известная достопримечательность Нью-Дели, они представляют собой арку, строительство которой было окончено в 1931 году. Посвящены Ворота Индии солдатам, погибшим во время Первой мировой войны. Обойдя арку вокруг, можно увидеть множество имен погибших солдат, высеченных на каменных блоках. Арка построена из базальта золотистого цвета, она меняет оттенок при разном освещении. В темное время суток арку освещают, вместе с близлежащими фонтанами получается красивый архитектурный ансамбль.

Cлайд 5

У подножия Ворот Индии горит Вечный огонь, а рядом находится могила неизвестного солдата, которую создали в 1971 году после окончания Третьей войны между Индией и Пакистаном. Рядом с аркой находится парк, в который приходят отдыхать местные жители и туристы.

Cлайд 6

Музей индии. Музей Индии, или Индийский музей, - это один из самых старых музеев на земле. Он был открыт недалеко от Калькутты в 1814 году по инициативе биолога Натаниэля Уэллиша. Со времени основания в музее хранились многие исторические, биологические и минералогические коллекции.

Cлайд 7

Тадж-Махал. Это мечеть-мавзолей, находящийся в Индии, у реки Джамна, построенный в середине 17 века. Тадж-Махал еще называют чудом света Индии. Тадж-Махал известен по всему свету как лучший пример архитектурного строения стиля моголов. Самым известным элементом этого архитектурного шедевра является белый мраморный купол.

Cлайд 8

Cлайд 9

Мемориал Виктории - одна из достопримечательностей Калькутты. Он был построен в начале 20 века в честь королевы Виктории, официальное открытие произошло в 1921 году. Это настоящий дворец в британском стиле, поражающее своей сдержанной красотой белоснежное здание. Построен мемориал из мрамора и украшен множеством изображений королевы Виктории. Вокруг мемориала разбиты красивые сады.

Cлайд 10

Cлайд 11

Заповедник Бондла по сути представляет собой большой зоопарк, его площадь не превышает 8 кв.км. Тем не менее, это очень интересное для посещения место, в котором можно познакомиться с животным и растительным миром этой части Индии. Заповедник находится в 55 км от столицы штата Гоа Панджима.

Светлана Царькова

ЦЕЛЬ : Расширять представления детей о природе и обществе людей. Уточнять и расширять знания детей об Индии . Продолжать знакомить детей с глобусом, формировать понятия : «страны » , «граница» , «материки» . Продолжать учить называть животных этой страны (повадки, среда обитания) .

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ : презентация «Индийские сказки » , натуральные объекты6 предметы одежды, посуда, музыкальное сопровождение.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы вас приглашаем в путешествие в сказочную страну , которая есть на земном шаре. А куда мы отправимся придётся догадаться… Звучит музыка. (танец девочек «хатуба» ).

ВОСПИТАТЕЛЬ : Вы догадались о какой стране идёт речь ? Ответы детей

ВОСПИТАТЕЛЬ : Давайте мы вам расскажем про эту страну полную тайн и волшебства. Название своё страна получила в честь реки ИНД.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН : СЛАЙД№3

ФЛАГ : представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос равной ширины : верхний - шафранового, средний- белого и нижний- зелёного цвета. В центре флага расположено изображение колеса с 24 – мя спицами, тёмно-синего цвета. Оранжевый цвет означает- духовность, белый- миролюбие, зелёный- плодородие, круг- религиозный символ.

ГЕРБ : На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников .

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Далеко, далеко, за морями и лесами, за реками и пустынями стоит высокая гора и имя ей Эверест, это самая высокая точка нашей планеты. Представьте, что вы поднялись на эту гору и под вами далеко, далеко, внизу раскинулась прекрасная сказочная страна Индия .

Индия . Вид с Эвереста (СЛАЙД№5) .

Дети декламируют стихотворение.

На земле нет выше места,

Чем вершина Эвереста.

Заберись на Эверест -

И увидишь всё окрест.

Вы бы сразу разглядели

Каликут, Мадрас и Дели (СЛАЙД№6)

Город сказочный Бомбей

С танцем ядовитых змей (СЛАЙД№7,8)

Йогов, пляшущих на углях,

Обезьян и тигров в джунглях (СЛАЙД№9)

Носорога, что как танк

Движется вдоль речки Ганг.

С высоты видны все храмы :

Будды, Вишну, Кришну, Рамы (СЛАЙД№10)

Виден Шивы третий глаз.

Панорама - высший класс!

Стул поставьте на вершину

И любуйтесь свысока.

Если только всю картину (СЛАЙД№11)

Не закроют облака.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Когда говорят про Индию сразу вспоминается великая река Ганг (СЛАЙД-12) . Ганг - одна из самых полноводных и длинных рек Южной Азии. Ганг считается священной рекой. Ещё считается небесной рекой, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

Главным городом Индии считается – Дели . В городе находится знаменитый на весь мир музей Тадж Махал- памятник любви. Музей считается 8чудом света.

ВОСПИТАТЕЛЬ : В Индии коренные жители считаются вегетарианцами. (спросить детей знают ли они кто такие вегетарианцы) . Это объясняется тем, что во первых в Индии очень жарко , быстро портится мясо и рыба, во вторых употребление мяса коров запрещено, т. к. коровы считаются в индии священными животными и свободно разгуливают по улице.

СЛАЙДЫ-15,16.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Из-за благоприятного климата Индия отличается большим разнообразием растительного и животного мира. Здесь обитает огромное количество различных видов животных, насекомых, растёт множество видов растений. В Индии созданы национальные парки, заповедники, тигровые заказники, 200 зоопарков.

ВОСПИТАТЕЛЬ : В прошлом слон - символ власти и величия правителей страны - махараджей , а сейчас - трудолюбивый помощник крестьян. Это животное является героем многих индуистских и буддийских притч и легенд. Самый лучший комплимент для индийской девушки - это сказать ей , что у неё походка, как у слона.

А сейчас мы вас познакомим с животными Индии через загадки .

Загадки про животных Индии :

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон) СЛАЙД-18

То сидит на задних лапах,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку

Прыгает, как скороход.

Очень любит покататься

На больших лианах.

Вы, наверно угадали – это (Обезьяна) . СЛАЙД-19

Величава, грациозна.

Пасть её, знай, смертоносна.

Коль раздует капюшон,

Убирайся лучше вон! (Кобра) СЛАЙД-20

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный. (Тигр) СЛАЙД-21

Изящна, красива, сильна и ловка,

Легендами издавна окружена.

Глаза изумрудами ярко горят,

К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера) СЛАЙД-22

ПЕДАГОГ : А вот еще одна загадка, она о мальчике. Назовите его имя.

Мальчик вырос в волчьей стае,

Волком он себя считает,

Дружит с мишкой и с пантерой,

Ловким он слывёт и смелым. СЛАЙД-23

ПЕДАГОГ :

Правильно – Маугли, а вы знаете, что действие этой сказки происходит как раз в Индии . Давайте вспомним героев этой замечательной истории (Дети называют животных) ну вот теперь вы имеете представление о богатейшем животном мире индийских джунглей .

ВОСПИТАТЕЛЬ : А теперь давайте поближе рассмотрим чудеса, которые спрятаны среди запутанных улиц старого Дели. Смотрите как необычайно украшена улица.

Слайд-25. Смотрите вот сидит йог. (ребёнок рассказывает кто такой йог ) .

Это люди, посвятившие свою жизнь совершенствованию тела и духа. Говорят и этому есть множество подтверждений, что опытный йог может не только ходить босыми ногами по горячим углям или острым гвоздям, но и даже летать. А вы бы хотели стать немножко йогами?

Дети с педагогом показывают упражнения.

Дыхание животом :

I. Свободно положите руки на живот.

2. Медленно и глубоко вдохните воздух через нос, выпячивая живот как надувной шар.

3. Медленно выдыхайте воздух через нос, напрягая мышцы живота.

Дыхание «кузнечные мехи» :

I. Поместите руки на грудную клетку.

2. Медленно и глубоко вдохните воздух, расширяя грудную клетку.

3. Медленно выдохните воздух, сокращая грудную клетку.

4. Повторите упражнение три раза.

Поза птички

Птички к солнцу полетели,

А потом на травку сели.

Посидели, посидели,

Снова в небо улетели.

Стоим прямо, прогибаем спинку назад. Затем наклоняемся вперед. Ножки стараемся не сгибать

Поза пилота

В небе синем самолет,

В самолете я – пилот.

Вот включаю полный ход, Как стрела лечу вперед!

Упражнение на равновесие. Встаем прямо. Медленно наклоняем корпус вперед, руки ладонями друг к другу вытягиваем перед собой. Одну из ног отводим назад. Возвращаемся в исходное положение и выполняем симметричную позу.

Поза львенка

Будет грива, как у папы,

И с когтями будут лапы.

Львенок - он ведь тоже кошка,

Только покрупней немножко…

Садимся на колени, пятки под себя, положив ручки на колени. Делаем полный вдох, втягиваем животик. Широко растопыриваем пальчики рук, выпрямляем ручки в локтях, вытаращиваем глазики, сводя их внутрь, высовываем язык и стараемся достать до подбородочка. Рычим : - ррр. Асана укрепляет носоглодку, делает речь более внятной. Рекомендуется деткам с нарушением речи.

Поза дерева

В поле дерево стоит

А над деревом сова летит. «Ух,ух,ух» говорит

Встаем ровненько. Представляем, что наши ножки словно корни могучего дерева. Берем ручками ступню одной ноги и поднимаем ее так высоко, как получается. Ручки сгибаем в локтях, соединяя ладошки вместе - это ветви дерева. Стоим в этой позе столько, сколько приятно. Затем меняем ножку.

ПЕДАГОГ : Посмотрите, кто это сидит на рыночной площади. Это ещё одно чудо Индии ! Факир- повелитель змей!

Звучит медленная индийская мелодия и на середину ковра выходит Факир (мальчик одетый в национальную индийскую одежду ) .

Танец с заклинанием змей. Факир под яркую, импульсивную индийскую мелодию пытается укротить змей, которую изображают девочки.

АППЛОДИСМЕНТЫ.


ПЕДАГОГ : Давайте рассмотрим мужскую индийскую национальную одежду . Главным в ней считается тюрбан. (рассказ ребёнка )

В Индии повсеместно мужчины носят тюрбаны. Это длинный кусок ткани, обычно 5 метров длиной, который оборачивают множество раз вокруг головы. Тюрбан изначально предназначался оберегать голову от жары и знойного солнца. Чтобы справиться с жаркими климатическими условиями пустыни этот длинный кусок ткани замачивали в воде на ночь и затем утром завязывали вокруг головы. Множество слоёв тюрбана сохраняют влагу в течении всего дня и так спасают от пылающей жары.

Звучит индийская мелодия . Входят девочки, одетые в индийские национальные костюмы.

Индианка девочка рассказывает

Почему индийская одежда такая необычная? Потому, что она сохранила свою традиционность и национальные особенности. Даже находясь под влиянием других культур, она взяла всё лучшее. Индийская одежда очень элегантна, комфортна и удобна. Несмотря ни на что, индийцы носят её с большой гордостью. Праздники, семейные торжества, официальные церемонии являются тем моментом, когда индийцы отдают особое предпочтение традиционной национальной одежде. Сари является одним из самых прекрасных нарядов, которые носят индианки . Когда кто-либо представляет себе индийскую женщину , первое, что приходит на ум - это сари, в которое одета женщина.

Сари - это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину, сотканный из нежного хлопка или шёлка. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным, расшитым золотыми нитями и блестками. Бесспорно одно - традиция ношения сари, существующая тысячи лет, не исчезнет здесь никогда.

Взрослая индианка продолжает , показывая свой наряд :

- Индийская одежда знаменита своей цветовой насыщенностью и исходящей от неё благостью. Одежда для женщин, такая, например, как сари, подчёркивает в них женственность, а мужская комфортна и удобна в условиях жаркого климата. Индийские наряды также разнообразны, как и вся индийская культура . Каждая деревня, город, регион отличаются друг от друга не только образом жизни, языком, пищей, но и стилем ношения, цветовой гаммой, способом драпировки одежды. Здесь не существует строгого единообразия, хотя и просматривается общий стиль.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ну, вот ребята, всё хорошее, когда то заканчивается. И наше путешествие подошло к концу . Обратите внимание на экран, здесь показано как мы с ребятами изучали эту сказочную страну .

СЛАЙД-29, 30,31.

В конце Факир и девочка-индианка приглашают детей рассмотреть и обследовать предметы, которые они принесли с собой : посуда, костюмы, книги. Педагог предлагает детям назвать из чего сделаны те или иные предметы, как выглядят, для чего они необходимы людям.