). Особняк Н

В 1802 году граф Румянцев выкупил здание на Английской набережной у семьи Голицыных. Впоследствии этот дом под руководством графа стал центром наук и хранилищем исторических экспонатов.

Предыстория

Когда Румянцев был за рубежом по долгу службы, он начал коллекционировать предметы русской культуры и истории, уделяя особое внимание первым печатным книгам, старинным рукописям, церковным книгам, государственным документам. Ему удалось воссоздать собрания, удивляющие качеством и богатством.

Историческая справка

В 1814 году Румянцев подал прошение об отставке и полностью занялся изучением русской истории. Он собрал около себя ученых, итогом научной работы которых стало издание нескольких десятков книг и основание музея.

В 1824 г. граф начал реконструкцию Румянцева был оформлен величественным 12-колонным портиком. Под крышу этого роскошного строения был помещен горельеф известного скульптора И. Мартоса со сценой из древнегреческой мифологии. Таким предстает перед нами дворец и в наше время.

В 1826 году граф Румянцев ушел из жизни, поручив своему брату сделать из дома со всеми его коллекциями музей. Желание графа было исполнено, и в доме основан музей, в экспонаты которого вошли все предметы, собранные графом. Посещение музея какое-то время оставалось полностью бесплатным, и войти внутрь и познакомиться с представленными экспонатами мог любой человек. Но после кончины брата графа, на деньги которого жил музей, в истории особняка начался период регресса.

Ближе к концу XIX века музей перенесли в Москву. Сам особняк Румянцева поменял многих хозяев. После 1917 года его комнаты и залы разобрали самые разные структуры.

В 1938 году особняк Румянцева был сдан во владение Музею истории и развития Ленинграда.

Современность

К 2003 году особняк Румянцева в Санкт-Петербурге был полностью отреставрирован. Интерьер залов был восстановлен согласно их виду и убранству в 1880-х годах. На сегодняшний день в особняке располагаются экспозиции проходят тематические выставки и музыкальные вечера.

Особняк Румянцева, точнее, музей, обустроенный внутри, располагает 4 постоянными экспозициями: "История здания и его владельцев", "НЭП. Образ города и человека", "От будней к праздникам. Этюды из 30-х гг." и "Ленинград в годы войны".

В помещениях первой экспозиции можно увидеть историческую документацию, связанную с самим особняком, копии его архитектурных планировок, посмотреть интерьер особняка в начале XX века, познакомиться с данными обо всех собственниках этого дома и увидеть их лица на портретах. Один из подразделов экспозиции рассказывает о самом графе Румянцеве.

Вторая экспозиция отражает времена НЭПа в истории города. В помещениях и комнатах воссозданы типовые виды Петербурга того времени: "Мастерская сапожника", "Ресторан", "Ателье модистки", "Коммунальная кухня" и другие. Звучащая музыка и пробегающая на экране городская кинохроника позволяют посетителям целиком погрузиться в атмосферу тех лет. Кроме того, в экспозиции есть различные печатные материалы: афиши кинофильмов, календари, газеты, книги.

Третья экспозиция поведает гостям о 30-х годах. Здесь можно посмотреть одежду тех времен, предметы обихода и фотоснимки, продукцию, которую производили фабрики того периода.

Четвертая экспозиция посвящена блокаде Ленинграда. Здесь можно увидеть бомбоубежище и знаменитую записную книжку школьницы рассмотренную на Нюрнбергском процессе, а также доказательства голода во время войны ‒ заменители продуктов и блокадный хлеб.

Особняк Румянцева в СПб: отзывы

Место это действительно заслуживает внимания. Жители Петербурга и гости города выделяют интересные коллекции, которыми располагает особняк Румянцева. Фото есть в статье, и можно сказать, что само здание имеет поистине впечатляющий вид.

Заключение

Особняк графа Румянцева уже со времен своего основания стал жизни Северной столицы. Граф выполнил бесценную просветительскую работу на безвозмездных началах: он собрал уникальную коллекцию самых разных исторических предметов, древних рукописей, церковных книг и других памятников русской истории и культуры.

Первый каменный дом, расположенный на участке набережной Невы(Английская наб.,44), предположительно принадлежал князьям Голицыным, и был построен еще в 1740- х годах.

В 1738 году в Северной столице была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которая контролировала планомерную городскую застройку. На набережной Невы возводились «образцовые дома», одним из них и был дом Голицыных - двухэтажное здание, центральный ризалит в три этажа отмечен портиком с небольшим фронтоном. На гравюре М.И.Махаева «Перспективный вид Невы от Галерной верфи и 13-й линии Васильевского острова вверх по течению» видно, что дом Голицыных ничем не выделяется из ряда окружающих домов, имя архитектора, спроектировавшего здание, осталось неизвестным.
После смерти Голицына дом перешел по наследству к его сыну, который умер, не оставив наследников. Следующими владельцами особняка были английские купцы Фаркварсан, а затем Варра. В этом районе домовладельцы часто сдавали иностранным купцам внаем свои дома, освобождаясь от повинности - воинского постоя. Постепенно богатые особняки на набережной были заселены преимущественно англичанами, что определило к концу XVIII века название набережной- Английская.
В 1802 году особняк на Английской набережной приобрел граф Николай Петрович Румянцев (1754- 1826), сын прославленного полководца времен Екатерины II – Петра Александровича Румянцева- Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. При новом владельце особняк превратился в «центр наук» и «храм муз».

Находясь на дипломатической службе, Н.П.Румянцев собирал памятники русской культуры и истории. Особый интерес граф проявлял к письменным памятникам – инкунабулам (первопечатным книгам, изготовлявшимся с наборных форм до 1501 года), древним рукописям, церковным книгам, государственным актам. Румянцев так же коллекционировал медали, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства.

Прекрасное образование, способность к систематизации и наличие капитала позволили ему собрать уникальные по качеству и составу коллекции. Выйдя в отставку в 1814 году с сохранением пожизненного звания Государственного канцлера, Н.П.Румянцев до конца жизни занимался организацией и финансированием научных исследований по изучению истории России. Работа в архивах, археологические раскопки, этнографические изыскания осуществлялись членами кружка - «Ученой дружины», сложившегося вокруг Румянцева. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и О.Е.Коцебу, руководитель Московского архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш – Каменский, ученый И.И.Кеппен и др. внесли большой вклад в развитие исторической науки. Благодаря им в России появились такие науки, как археография и источниковедение.
В 1824 году по проекту архитектора В.А.Глинки началась перестройка особняка на Английской набережной, прежний скромный облик здания не отвечал новому назначению. Глинка практически не изменил пропорции архитектурного объема, при этом создал новый торжественный фасад. Двенадцатиколонный портик, установленный на высокий цоколь, сразу привлекает внимание. Коринфские колонны, придают фасаду особую нарядность. Горельеф в тимпане треугольного фронтона «Аполлон – Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», созданный скульптором И.П.Мартосом, тематически связан с назначением здания – первого в России частного публичного музея. По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
В 1826 году Н.П.румянцев скончался, поручив своему младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нем коллекциями под музей. На фронтоне здания появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение». По воле покойного брата, С.П.Румянцев осуществил переделки внутренних помещений под нужды музея. В одном из залов особняка разместилась галерея с портретами представителей рода Румянцевых. В 1828 году Сергей Петрович заказал портрет старшего брата английскому живописцу Д.Доу.

При С.П.Румянцеве обогатилось собрание будущего музея большим количеством книг и произведений живописи и скульптуры. 28 мая 1831 года музей был открыт. Посещение было бесплатным для всех желающих, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
В 1838 году С.П.Румянцев скончался, после чего состояние здания и коллекции стало ухудшаться. В 1845 году управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке, но из- за отсутствия должного финансирования ситуация не улучшилась. В 1860 году комиссия в которую вошли известные архитекторы, признала состояние дома. В 1861 году по решению Кабинета Министров Румянцевский музей, несмотря на возражения Петербургской интеллигенции, был переведен в Москву.
Средства, вырученные от продажи дома Румянцевых, ушли на благоустройство нового музейного здания в Москве(Дом Пашковых).
В 1863 году дом на Английской набережной приобрел Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский- журналист, писатель и переводчик, второй редактор ежемесячного журнала «Библиотека для чтения». При нем по проекту архитектора А.И.Цима были капитально перестроены корпуса и частично перестроены внутренние помещения, которые необходимо было обустроить для проживания, превратив общественные залы в жилые. Перестройка оказалась слишком дорога для нового владельца, и в 1868 году дом был выставлен на торги и продан.
С 1868 по 1882 годы дом сменил нескольких хозяев. В 1882 году владелицей особняка стала супруга его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского – Зинаида Дмитриевна Богарне(1856-1899).

Е.М. Лейхтенбергский (1847-1901) был потомком правящих династий. Его предками были российский император НиколайI и императрица Франции Жозефина. З.Д.Богарне обладала экстравагантным характером и изысканным вкусом. По ее заказу началась перестройка дома под руководством архитектора А.А.Степанова.

Внешний облик сохранился неизменным, а интерьеры были оформлены в стиле эпохи. Владелица превратила дом в модный особняк, отвечавший вкусам аристократии. Строительные работы длились около двух лет. После продажи Мариинского дворца в 1884 году резиденцией Лейхтенбергского и Богарне стал дом на Английской набережной.
Дочь герцога Лейхтенбергского от первого брака- Дарья(Долли) поселилась в особняке после возвращения с обучения в Сорбонне. В 1893 году она вышла замуж за князя Л.М.Кочубея, в доме на Английской набережной прошло детство их детей Натальи и Евгения, последний владел особняком до 1916 года.
В 1916 году здание приобрело «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городская управа утвердила проект капитальной перестройки дома, но из- за начавшейся февральской революции 1917 года, проект не был реализован. После октябрьской революции 1917 года особняк был национализирован. Часть помещений заняли различные организации, другую часть отдали под жилые квартиры.
В 1938 году в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. С 5 апреля 1953 года музей стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда, сохранив краеведческий профиль. Постепенно к Музею перешли и некоторый другие городские здания, в 1964 году отдел истории города и дирекция музея были переведены в Петропавловскую крепость. В 2003 году, к 300- т летнему юбилею Санкт-Петербурга, в парадных залах особняка Румянцева были завершены реставрационные работы. По состоянию на 1880- е годы были воссозданы интерьеры залов, выходящих окнами на Неву: Парадная лестница …… На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ».
В настоящее время особняк Румянцева является филиалом Государственного музея истории Санкт- Петербурга.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004; Особняк Румянцева и его владельцы, Государственный музей истории Санкт- Петербурга 2004. Буклет издательского отдела ГМИ СПб./автор текста Пияева Э.Е./

© Е. А. Паршина, 2011

Особняк Румянцева – архитектурный памятник в Северной столице, в котором расположен филиал Государственного музея истории Петербурга. Посетителей здание заинтересует уникальной архитектурой, историей и обширными музейными коллекциями.

Особняк является полностью отреставрированным и переработанным вариантом возведенного в 1740 г. каменного дома князей Голицыных. В 1802 г. князья продали дом видному государственному деятелю, канцлеру Н. П. Румянцеву.

Канцлер был большим любителем искусства, из заграничных поездок он привозил множество древних манускриптов, статуй, картин, документов и книг. Коллекции Румянцева славились на всю Российскую империю. Николай Петрович сформировал вокруг себя кружок выдающихся ученых и исследователей, которые помогли ему создать музей древностей, известный во всей Европе.

В 1824 г. архитектор В. А. Глинка по поручению канцлера приступил к реставрации дома Голицыных. Фасад здания был закрыт красивейшим каменным портиком с 12-ю колоннами. Портик венчал фронтон с горельефом, изображающим бога Аполлона, богиню Мнемозину и 9 муз. Выполнил горельеф знаменитый скульптор И. Мартос.

Канцлеру не удалось в полной мере насладиться результатом своих трудов: в 1826 г. он тяжело заболел и умер. Перед смертью Николай Петрович поручил своему брату С. П. Румянцеву довести дело до конца, создав в особняке первый в Российской империи частный музей для бесплатного посещения всеми желающими.

Сергей Петрович сдержал слово, данное брату. В 1831 г. прошло торжественное открытие музея: каждый житель Петербурга и гость столицы мог своими глазами увидеть ценнейшие предметы искусства.

В 1861 г. коллекции Румянцевского музея по неизвестной причине были перевезены в Москву и размещены в (ул. Неглинка). Особняк Румянцева начал переходить из рук в руки. Последней хозяйкой здания стала герцогиня З. Богарне, купившая дом в 1882 г. По заказу Богарне архитектор А. Степанов отреставрировал дом, сделав акцент на жилое назначение строения.

После революции в особняке Румянцева размещались коммунальные квартиры и казенные учреждения. В 1938 г. здание было отдано Музею истории Ленинграда. В 2003 г. дом был отреставрирован, интерьеры приведены к состоянию, характерному для 1880-х гг.

В настоящее время в особняке размещены постоянные экспозиции Музея истории Петербурга, здесь проходят временные выставки, научные конференции, лекции, детские мероприятия, фестивали, концерты классической музыки.

По выходным проходит экскурсия по парадным залам особняка Румянцева. Экскурсия начинается в 13.00, ее стоимость – 200 рублей. Гости увидят невероятные интерьеры 19-го века, Невскую анфиладу, Дубовый кабинет, зеркальную стену, Белый зал, дубовые лестницы. Экскурсоводы расскажут об истории особняка и его обитателей.

Постоянные экспозиции в особняке Румянцева

Выставка расскажет туристам о владельцах особняка, в нее включены архитектурные планы, строительная документация 18-19 вв., фотоснимки начала 20-го века, портреты людей, проживавших в доме, гербы князей Голицыных и графов Румянцевых.

Отдельные выставки в рамках экспозиции посвящены Н. П. Румянцеву и существованию особняка Румянцева во времена ВОВ.

Новая экономическая политика (НЭП) была объявлена большевиками в 1921 г. и свернута в 1929-ом. Это был интереснейший период в истории Ленинграда и всей страны. Именно этому времени посвящена постоянная экспозиция в особняке Румянцева.

Туристы узнают, как НЭП в считанные годы преобразил страну, вернул ей относительное благополучие. В этот период в Ленинграде процветала частная торговля, ежедневно открывались новые магазины, мастерские, объекты досуга.

В экспозиции представлено больше 1000 экспонатов: это предметы быта эпохи НЭПа, старинные фотоснимки, обувь, одежда и мебель 20-х гг. Залы разделены на специальные зоны, воспроизводящие интерьеры коммунальной квартиры, ресторана, модного ателье, сапожной мастерской.

Посетители окунутся в атмосферу того уникального времени, посмотрят оригинальные кадры кинохроники.

Отдельный зал в составе экспозиции выделен под выставку плакатов, афиш, картин, графики, газет и журналов 20-х гг.

Экспозиция «От будней к праздникам» посвящена Ленинграду 30-х гг. Это было время первой пятилетки, когда люди, полные энтузиазма к перестройке своей жизни, полностью изменили промышленную и индустриальную базу города на Неве.

В 30-е годы в городе открылись заводы, выпускавшие передовые для того времени продукты. Гости увидят образцы каучука, выработанного синтетическим путем, первый алюминий, выплавленный в СССР, телевизор марки ВРК. Большой интерес у посетителей вызывают превосходно выполненные макеты транспортной техники: троллейбуса, лесовоза, прицепа-холодильника, танкера.

Ускоренная индустриализация требовала железной дисциплины. Население страдало от больших цен на продукты, от карточной системы распределения продовольствия. Впервые талоны на товары первой необходимости были введены в 1929 г. Гости увидят хлебные карточки, пропуска в спецраспределители продуктов, талоны на мясо, рыбу, мыло и спички.

Туристы познакомятся с бытом ленинградцев 30-х гг., узнают, какая одежда была в моде, какие фильмы показывали в кинотеатрах. Среди экспонатов выставки – личные вещи знаменитых ленинградцев, афиши, фотоснимки, флаги, предметы быта и многое другое.

Отдельная экспозиция посвящена ученому-филологу, общественнику и историку литературы Д. С. Лихачеву. Центр Лихачева в особняке Румянцева - это также место встреч творческих людей, проведения лекций, научных конференций, съемок телевизионных передач.

В экспозиции гости увидят личные вещи ученого, его книги, письма, мебель из кабинета Лихачева. Рядом с креслом находится мантия доктора наук, которую Дмитрию Сергеевичу вручили в Оксфорде. Одним из самых ценных экспонатов музея является медаль «За оборону Ленинграда»: Лихачев прошел всю войну, был неоднократно ранен.

В коллекции фотографий – совместные снимки ученого с писателями, литературоведами, историками. Большой интерес у гостей вызывает фото Дмитрия Сергеевича с Иоанном Павлом II: снимок был сделан во время визита Лихачева в Ватикан в 1986-ом г.

Важнейшей экспозицией особняка Румянцева считается выставка, посвященная жизни Ленинграда во времена ВОВ. Эта выставка была открыта в 1964 г. Создатели использовали принцип музейной хронологии, расположив экспонаты по временным периодам, начиная с блокады города в 1941 г. и заканчивая Победой.

В 12-ти залах размещено больше 2 тыс. предметов. Это уникальные фотоснимки, документы, знамена ленинградских полков, коллекция стрелкового оружия, обмундирование бойцов Красной Армии, личные вещи блокадников, дневники жителей осажденного города, коллекции живописи, диорамы города и крупнейших сражений, макеты танков и артиллерийских установок.

Посетители узнают, как выживал блокированный город, как формировалось в Ленинграде народное ополчение, какие меры предпринимались для спасения бесценных памятников архитектуры и культуры.

Специальные экспозиции посвящены «Дороге жизни», прорыву блокады, разгрому немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом.

Видео:

В 1740-х годах на участке Английской набережной между Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, был построен первый каменный дом. Для строительства собственного особняка князь Михаил Васильевич Голицын был вызван из Москвы специальным указом императрицы Анны Иоанновны. Двухэтажное здание, построенное согласно общему плану застройки набережной, ничем не выделялось из окружающих его построек.
После того, как в 1749 году владелец здания скончался, особняк перешел к его бездетному сыну Александру. Александр Михайлович Голицын умер в 1774 году. После этого участок принадлежал английским купцам, что не было редкостью для того района города. Именно поэтому набережная и получила название Английской.

В 1802 году особняк купил граф Николай Петрович Румянцев, сын русского полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. На противоположном берегу в сквере Невы установлен памятный обелиск "Румянцева победам", посвящённый отцу Николая Петровича.

В 1808 году будучи министром коммерции граф получил одновременно еще назначение на должность министра иностранных дел. Он стал государственным канцлером за заключение им Фридрихсгамского договора, согласно которому России отошла Финляндия. В 1814 году граф Румянцев ушел в отставку, но будучи человеком деятельным, он занялся организацией научных исследований в области русской истории. В его доме образовалась богатая коллекция письменных памятников, медалей, монет, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь имелась библиотека из почти тридцати тысяч книг, в том числе русских летописей, трудов русских учёных XVIII - начала XIX века, работы русских исследователей и путешественников. Более трети книг было на иностранных языках. Под хранение этих коллекций был отдан весь третий этаж особняка.
Хозяин же обитал в парадных помещениях второго этажа. Здесь располагались три роскошных зала с золотой лепниной на стенах, с наборным паркетом, с изразцовыми печами.

Высоко и по достоинству оценивая свою коллекцию, граф Румянцев решил передать её государству вместе с особняком под музей. Для постоянного финансирования нужд музея было решено превратить в доходные дома жилые корпуса по Галерной улицы. В 1824 году Румянцев пригласил молодого еще тогда архитектора Василия Алексеевича Глинку для перестройки здания под музей. Зодчий постарался сохранить объём и пропорции здания, но полностью преобразил фасад. Теперь особняк был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане размещён барельеф "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины", выполненный скульптором И. П. Мартосом. Рядом с ним размещены атрибуты наук и искусств, которые символизируют увлечения владельца дома. За этот проект молодому архитектору было присвоено звания академика.

Перестроили внутренние помещения, приобрели специальную музейную мебель. В одном из залов разместили галерею портретов родственников Румянцева, в том числе и портрет основоположника музея графа Румянцева, кисти английского художника Доу. 28 мая 1831 года музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без различия сословий и званий. Но после смерти младшего брата основателя музея финансовые дела его пошли всё хуже и хуже. Вследствие чего музей был перевезен в Москву и размещен в доме Пашкова.

В конце 19 века архитектор Александр Александрович Степанов переустроил особняк для семьи Богарне, тогдашних владельцев особняка. Необходимо было делать срочный ремонт из-за деформации цокольного этажа. Для укрепления его нижняя часть дома была существенно усилена, был сделан крытый каменный подъезд. Две боковые двери превратились в окна, а центральную дверь расширили. В доме была установлена мраморная лестница, для чего архитектор Степанов придал стене здания, выходящей во двор, полукруглую форму. В стиле историзма были оформлены парадные залы особняка: Белый (Танцевальный) зал, Дубовый кабинет, Концертный зал.

После революции в особняке размещались различные конторы и коммунальные квартиры. В 1938 году особняк Румянцева передали Музею истории и развития Ленинграда, который тогда размещался в Аничковом дворце. Здание снова подверглось реконструкции, поэтому музей открыт был тут только в 1955 году. Сейчас "Особняк Румянцева" является отделением Государственного музея истории Ленинграда.

Особняк Румянцева, прежде чем «попасть в руки» хозяина, чье имя он носит сегодня, ранее принадлежал другому знатному роду – Голицыным. Еще при правлении Анны Иоанновны князь Михаил Васильевич в срочном порядке был вызван в Северную столицу для обустройства здесь своего поместья. Двухэтажный, построенный в 1740-х годах, дом не выделялся из общего плана застройки городской Английской набережной, ставши первым каменным домом, ее украшающим.

Через несколько лет особняк перешел в руки сына покойного князя Голицына – Александра. Скончался тот в 1774 году, не оставив после себя потомков. Поэтому участок неоднократно побывал во владении английских купцов, арендующих его.

В начале XIX века здание приобрел граф Николай Румянцев. Спустя несколько лет он стал министром иностранных дел, одновременно пребывая в должности министра коммерции. Такое событие пышно отпраздновали в именном особняке: обед собрал до 50-ти WIP-персон – министров, членов дипломатического корпуса и высших чинов империи. В дар граф Румянцев получил, среди прочего, огромную библиотеку книг отменной печати и переплета. Много лет посвятив работе и затем, уйдя в отставку, граф Румянцев занялся организацией научных исследований, касающихся русской истории. Все располагало к этому «хобби»: и личная библиотека, состоящая из 30 тысяч книг с трудами ученых, русскими летописями и работами путешественников, письменные памятники, медали и монеты, а также многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства.

Я сам музей себе воздвиг…

Атмосфера особняка словно располагала к работам в области изучения русской истории. Сам хозяин удобно разместился в парадных помещениях второго этажа: в его распоряжении были три огромных зала с паркетом, стенами, украшенными золотой лепниной, и изразцовыми печами. А вот третий этаж был отведен под хранение коллекций.

Граф Румянцев, зная о бесценности своей коллекции, по велению сердца принял решение передать ее государству вместе с драгоценной «оправой» – особняком. Таким образом сам дом на английской набережной должен был стать первым российским частным публичным музеем, а жилые помещения на улице Галерной – доходными домами, вся прибыль которых покрывала бы потребности музея.

Идея зародилась – оставалось воплотить ее в жизнь. Сие серьезное дело Румянцев отдал в руки молодого архитектора Василия Глинки. Зодчий сохранил и пропорции, и объем здания, но фасад перетерпел полное изменение. Благодаря стараниям Глинки особняк приобрел новое «стильное» украшение – двенадцатиколонный портик и барельеф работы скульптора Ивана Мартоса. Размещенные друг подле друга характерные для науки и искусства предметы, красноречиво свидетельствовали об увлечении хозяина особняка. За все это архитектурное великолепие Глинку удостоили звания академика.

Граф Николай Румянцев скончался в 1826 году, а продолжил создание музея его младший брат – Сергей Петрович.

Так уже под его руководством были переоборудованы внутренние помещения, а комнаты украсила специальная музейная мебель.

Как дань памяти знатному прошлому рода Румянцевых, в одном из залов поместили портретную галерею предков. Сергей Петрович даже заказал портрет своего старшего брата художнику-англичанину Джорджу Доу. Открытие музея припало на 28 мая 1831 года. Его особой примечательностью стало бесплатное посещения для всех желающих. Заведение сразу стало использоваться для публичных чтений, лекций и концертов. Кроме того, около 25 лет в румянцевском особняке размещалось Общество поощрения художеств.

Переезд музея в Москву

Музей процветал благодаря капиталовложениям Сергея Румянцева, а вот после его смерти состояние и здания, и коллекций стало стремительно приходить в упадок. Музей передали Императорской Публичной библиотеке, что тоже не лучшим образом отразилось на его финансовом состоянии: прибыль с доходных домов шла на содержание библиотеки. Видя положение дел, высшие чины стали предлагать перевести музей Румянцева в Москву. Это решение вызвало негативную реакцию среди общественности. Ученые писали письма-протесты, общество негодовало, но переезд таки состоялся. С тех пор коллекции располагаются в доме на столичной Неглинке.

Когда зданию суждено быть музеем…

Участь дома Румянцевых предрешил журналист и писатель Старчевский, приобретя его в 1863 году. Общественное здание начали переустраивать в жилое, но средств для подобной работы не хватило. Около 20 лет особняк менял своих владельцев, пока его не купила жена герцога Лейхтенбергского. Чета поселилась на Английской набережной вместе со взрослыми детьми. Переустройством особняка занялся архитектор Александр Степанов, укрепив нижнюю часть дома и создав крытый каменный подъезд. Претерпели изменения и окна с дверьми, появилась мраморная лестница. Парадные помещения оборудовали в историческом стиле. Уже в начале XX века особняк Румянцева перешел к зятю герцога – князю Льву Кочубею, а затем и к сыну князя.

В 1916 году дом опять должен был поменять владельца, но из-за революционных событий план не был реализован. После 1917 года помещения особняка Румянцева занимали коммунальные квартиры и офисы. А в 1938 году здание передали Музею истории и развития Ленинграда, но музей открылся лишь спустя годы – после Великой Отечественной, получив название Государственного музея истории Ленинграда. Его отделение работает здесь до сих пор.

Вернуть прежний облик парадным залам музея было решено в 2003 году. Так к 300-летнему юбилею города в особняке завершились реставрационные работы. Посетители могут лицезреть воссозданные по состоянию на 1880-е годы интерьеры залов.

Спустя столетия потомки помнят об уникальном человеке – меценате и просветителе графе Румянцеве, собравшем редкостную коллекцию древностей. А особняк графа, бывший в свое время одним из центров культурной жизни города, сейчас является памятником огромного историко-культурного значения.