Контрасты индии. ​Индия – экзотическая страна контрастов

Не боится цветов, Индия сама есть цвет. Женщины одеты в сари ярких пурпурных, оранжевых, желтых, розовых голубых или зеленых оттенков, разноцветные дупатты (платки), украшенные многочисленными блестками. Запястья, руки, щиколотки, пальцы – все украшено разнообразными браслетами и кольцами. Женщины никогда не носят одежду черного, серого и темно-синего цвета. Здесь даже мужчины одеваются в яркие рубашки. Может быть в стране, население которой составляет 1.6 миллиарда человек, это своеобразный способ выделиться, цвета подходят для этого как нельзя лучше.
Нет более приятного зрелища, чем созерцать группу гуляющих женщин, одетых в наряды, отливающие всеми цветами радуги. Это оживляет серые однотонные улицы. Уголок сари развивается по ветру, когда женщина едет, устроившись на боковом сидении мотоцикла. Создается ощущение, что ты и в самом деле попал на радугу. А все вокруг копошатся в поисках горшочка с золотом (старинная легенда, смысл которой состоит в том, что тот, кто найдет место, где радуга упирается в землю, найдет там горшочек с золотом – прим. пер.). Контраст виден в каждом элементе общей картины: мусор, сваленный в кучу посреди тротуара, совсем рядом с небольшим открытым рестораном, иногда эти мусорные кучи поджигают, а иногда они просто тухнут на солнце. В этих кучах в поисках пищи постоянно ковыряются собаки и коровы, и если бы только они, бедняки тоже не гнушаются повозиться в мусорной куче. Если вы просто будете гулять по улицам одного из городов Индии, очень скоро вы обнаружите, что покрыты толстым слоем пыли. А теперь представьте себя женщин, одетых в яркие сари, прогуливающихся по пыльным улицам, заваленным мусором, то, как им удается сохранять эту милую частичку радости – настоящая загадка.

Достаток и бедность
Наверное, это самый яркий контраст Индии. Индия - второе по численности населения государство-миллиардер. Однако почти 75% населения живет на сумму менее чем 2 доллара в день. Добавьте к этому систему каст и философию кармы. Если ты беден, значит таков твой удел в жизни, так и должно быть, это никоим образом не значит, что кто-то делает что-то не так (по крайней мере, в этой жизни).
Западный мир привык расценивать бедняков как ленивых людей. Как людей, которые не в состоянии получить хоть какую-то работу или просто удержаться на ней. Как правило, мы считаем, что им следует усерднее стараться, работать, чтобы стать функциональным элементом общества. Это усложняет процесс понимания бедности и нищеты как социального явления. В крупных городах очень много автомобильных дорог – развязок, почти под каждым таким мостом живет целая колония. В принципе, что в этом такого удивительного, наверное, в каждой стране под мостом можно найти бродяг, однако все же не в таком количестве. В конце концов не самое ужасно место для жилья - по крайней мере здесь есть тень и зеленый газон.
Еще одна интересная деталь: если двигаться вокруг Дели , можно увидеть целый ряд правительственных учреждений, прямо за которыми начинаются трущобы. В городе вообще сложно найти «дурной квартал», здесь все перемешано. Одной из теорий, объясняющих эту мешанину, служит идея, что люди, живущие в трущобах, нанимаются в услужение в особняки состоятельных индусов, при чем все занимаются своим делом: здесь есть прачки, уборщики мусора, повара, водители, гладильщики и садовники. Эти люди не могут позволить себе жить где-нибудь подальше, они не в состоянии оплатить дорогу до места своей работы, именно поэтому они вынуждены селиться где-нибудь поблизости. А поскольку бедность здесь воспринимается спокойно, никто не смотрит на бедняков свысока, нет ничего страшного, что два различных сообществ так тесно перемешались.

Ароматы улиц
Индия – это настоящее испытание ваших чувств. Когда вы проходите мимо рынка, вы погружаетесь в аромат масалы (смесь специй). Повсюду снуют мальчишки, разносящие стаканы с горячим чаем (индийский напиток «чай» не является тем, что понимают под этим понятием европейцы, индусы заваривают чай в кипящем молоке). В горячий воздух города иногда проникает аромат цветов, если вы проходите рядом с храмом, украшенным разноцветными живыми гирляндами. Рядом с храмами сидят люди, делающие эти самые гирлянды из оранжевых цветов.
Однако ко всей этой смеси ароматов примешивается еще один, довольно неприятный – это запах мочи. А что делать: слишком много народу и слишком мало туалетов, в результате люди справляют нужду где придется. Мужчины мочатся везде. Это не считается неприличным, так поступают все от бедняков до достаточно состоятельных людей. Добавьте к этому тот факт, что и коровы справляют нужду повсеместно, огромное количество машин испускают черные выхлопные газы.

Отношение к иностранцам
В Индии людям нравиться открыто глазеть на туристов. У вас может сложиться мнение, что с вами что-то не так, однако вы просто вызываете у них чрезмерный интерес. В столице люди более ли менее привыкли видеть белых туристов и вы будете привлекать меньше внимания, однако как только вы попадаете в пригород, то автоматически переноситесь «под свет софитов». Здесь не существует социального барьера, так что не удивляйтесь, если к вам подойдут и захотят потрогать, прикоснуться к одежде, будут следовать попятам просто, чтобы послушать вашу речь, понаблюдать за выражением вашего лица.

Индия – один из центров информационных технологий
Сегодня Индия считается одним их мировых центов по электронике, индийские компании состоят в партнерских отношениях со многими мировыми компаниями. То есть иными словами мир информационных технологий заглянул и сюда. Где-то в Индии возвышаются здания, в которых кишат программисты, работающие на компьютерах последнего поколения. Жаль, что обычный турист их никогда не увидит, зато он видит многочисленные Интернет-кафе со страшными старинными и медлительными компьютерами.
Однако после того, как вы провели несколько недель в Индии , вас уже ничего не удивит. Слоны на улицах – нет проблем, сбои в электропитании по три раза на дню – вы даже глазом не моргнете. Путешествуя по Индии – просто принимайте все: и хорошее и плохое. Вы точно будете помнить местных жителей, их радушие и гостеприимство, их улыбки, их любопытные лица и даже их любопытные взгляды, готовые прожечь в вас дыру.

На чтение 5 мин.

Они не отличаются особой чистоплотностью, но при этом не отравляются. Они кушают много острого, но при этом их организм здоров, и мало того, среди них самый низкий процент заболеваний сердца. Они не соблюдают правила дорожного движения,

Они не отличаются особой чистоплотностью, но при этом не отравляются. Они кушают много острого, но при этом их организм здоров, и мало того, среди них самый низкий процент заболеваний сердца. Они не соблюдают правила дорожного движения, но ни одной аварии не было замечено мной. Внешне можно увидеть полнейший хаос и бардак, бедность и нужду. Внешне это выгладит порой отталкивающе, а порой просто не поддается описанию. Но при этом во всем проносится тонкой нитью ощущение восторга и удивления. Как?! Как они так могут жить? Как у них получается?

Индия – страна контрастов и мистицизма . Там за внешней обыденностью и хаотичным ритмом жизни, не обремененным лишними правилами, скрывается тонкое волшебство, гармония и красота. Не каждый сможет почувствовать на себе их влияние. Лишь только те, кто умеет «видеть» сердцем и ощущать глубинную Суть.

Именно здесь я очень явно поняла - всё не такое, каким кажется. Эта фраза давно сопровождала меня по жизни, однако ее очевидность проявилась именно сейчас. Нигде реальность не была столь пластична, как здесь. И это не просто слова – это магия, испытанная на себе.

Индия – стpана, в котоpой есть всё: пyстыни и джyнгли, тpостниковые лачyги и двоpцы махаpаджей, нищие попpошайки и pеспектабельные бизнесмены, жестокое пypитанство и целые кваpталы “кpасных фонаpей”, запpещенная, но поныне живая кастовая система и госyдаpственное yстpойство, оставшееся от англичан-колонизатоpов.

Величественные Гималаи и таинственный Тибет, священная река Ганг и тропические леса Западных Гат, десятки морских курортов и “золотой треугольник”, многочисленные памятники прошлых веков и огромное количество музеев – всё это составляет национальную гордость этой страны.

Дели – Мавзолей Востока

Согласно легендам, современный Нью-Дели – уже восьмой по счету город на этом месте, а самый ранний появился на этом месте задолго до X тысячелетия до н. э.

Среди исторических памятников столицы особенно выделяются знаменитый Красный Форт с расположенным внутри обширным дворцовым комплексом эпохи Великих Моголов и “разноцветным дворцом” Ранг-Махал, руины древнейшего памятника Дели – храма Бхайрона, самая высокая башня страны (72,5 м) – ансамбль Кутб-Минар, руины Лалкота, “Старая крепость” Пурана Кила, дворец Радж Гхат, старейшая в Индии обсерватория Джантар Мантар, развалины Раи Питхора, комплекс Джахаз-Махал (“дворец-корабль”), “башня-плаха” Чор Минар, мемориальная арка Индийских Ворот, здание бывшего британского Секретариата, в котором сейчас расположен Университет Дели, Дом Парламента, Мемориал восстания 1857 г., официальная резиденция президента страны – Президентский дворец “Раштрапати бхаван”, колонна Ашоки (250 г. до н. э., высота более 12 м.) из цельного куска песчаника, одно из чудес света – нержавеющая металлическая колонна (895 г. до н. э.) возле мечети Кувват-уль-Ислам и др.

Город буквально насыщен храмами всех мировых религий, зачастую настолько плотно стоящих друг к другу, что за минаретом мечети виднеется буддийская ступа, а купол христианской церкви контрастирует с индуистскими сооружениями.

Наиболее интересны сикхский храм гурудвары Cиc Гандж, храм Йогмайи (сестра Кришны), храм Лакшми Нараян, джайнистский храм Дигамбар Джайн с уникальной “больницей птиц”, самый старый христианский храм страны – баптистская церковь на Чандни-Чоук, англиканская церковь Св. Джеймса, главный тибетский храм столицы – буддистская Вихара, бахаистский Храм Лотоса, храм богини Кали в Калкаджи и множество других.

Величественные мечети Дели считаются лучшими образцами исламского искусства – Джама Масджид (Пятничная или Соборная), Кила-Кухна Масджид, Кхер-ул-Миназель, Мотх-ки-Масджид (Мечеть одного зёрнышка), Сонехри (Золотая), Фатехпури, Калан Масджид, Джамат Кхана, Моти Масджид (Жемчужная), первая мечеть страны – Кувват-уль-Ислам и др.

Дели часто называют “Мавзолеем Востока” – так много здесь сосредоточено мемориальных сооружений легендарных правителей и государственных деятелей многих эпох.

К разряду культовых сооружений относятся мавзолей Адхам Хана, дарга (место поклонения) Кутбуддина Бахтияра Каки, гробница султана Шамсуддина Илтутмыша, дарга мусульманского святого Низамуддина Чишти Аулийи, архитектурный ансамбль усыпальницы султана Гури, гробница Фирузшаха Туглака, усыпальница Сафдарджунга, гробница единственной женщины-правительницы Востока – султанши Разии, шедевр могольской архитектуры – гробница Хумаюна, мавзолеи Джаханара-Бегам и Мухаммад-Шаха, а также целый комплекс усыпальниц в Садах Лоди.

По обилию музеев город может поспорить с любой столицей мира.

Стоит посетить Национальный музей, Национальную галерею современного искусства, Археологический музей Красного Форта, Национальный музей естественной истории, Мемориальный музей Дж. Неру “Тинмурти-Хауз”, Мемориал Индиры Ганди с знаменитой “хрустальной рекой” (1988 г.), Музей национальных ремесел, Международный музей кукол, Национальный детский музей и аквариум во Дворце Детей, музей Тибет-хауз на Лоди-Роуд, неплохой Музей ВВС в аэропорту им. Индиры Ганди, Академию изящных искусств “Лалит Кала Академи”, Музей прикладных промыслов в большом выставочном центре Прагати Майдан, Академию музыки и танца с оригинальным Музеем музыкальных инструментов, уникальный Музей туалетов Сулабх и Делийский зоопарк – один из самых крупных и богатых в мире.

И при всём при этом Дели – достаточно зеленый город. Здесь множество очаровательных садово-парковых комплексов и небольших зеленых зон – Могольские сады в Президентском дворце, Рошанарские и Шалимарские сады с павильоном Шиш-Махал (Зеркальный) к северо-западу от “старого Дели”, парки Коронации, Будда Джайнати, им. Неру, Панча-Шила-парк, сады Кудсия, сады Махатаб-багх в Красном форте и др.

Агра – жемчужина Индии

Агра – столица империи Великих Моголов и жемчужина Индии, расположена в 204 км от столицы. Здесь сосредоточено множество настоящих “чудес света” – знаменитый беломраморный мавзолей Тадж-Махал, Великая Крепость Агры (Красный форт) с целым комплексом величественных дворцов, площадей, мечетей и парков внутри двойной стены цитадели, Жемчужная мечеть и Нагина-Масджид, два огромных зала для аудиенций – Кхаз-Махал и Зеркальный дворец, мраморный мавзолей Джахангри-Махал, изящная усыпальница Итемад-уд-Даулы и водный парк “Павильон рыб”.

В Сикандре, пригороде Агры, расположен окруженный садом мавзолей Акбара из красного песчаника. В 40 км от Агры находится “город-призрак” Фатихпур-Сикри, бывшая столица Акбара. Сегодня город из-за недостатка воды совершенно опустел, но зато прекрасно сохранились внутренняя крепость, “Великие ворота” Буланд Дарваза, “чудотворный” мавзолей шейха Салима Чишти, Императорская мечеть, дворцы, бани, королевский монетный двор, многочисленные площади и парки.

Западная Индия – территория контрастов

Гористые участки Гат перемежаются здесь с низменностями и лесами Гуджарата, сменяясь пустынями Раджастхана, а прекрасные пляжи Гоа – разнообразной архитектурой старых кварталов Бомбея или Джайпура.

Мумбай (Мумбаи, Бомбей) – “ворота Индии”, “индийский Голливуд” и столица штата Махараштра. Современный Мумбай славится своей разнообразной архитектурой – колониальные особняки старых кварталов соседствуют с здесь высотными зданиями южной части города. Наиболее интересны триумфальная арка “Ворота Индии”, Форт, церкви Св. Иоанна и Св. Апостола Фомы, Музей Принца Уэльского, индуистский храм Махалакшми, мавзолей и мечеть Хаджи-Али.

На холме Малабар расположены живописные Висячие сады и Парк им. Камала Неру с детскими аттракционами, здание бывшей британской правительственной резиденции Радж-Бхаван, храм бога песка Валкешвара, зороастрийские “башни молчания”, Монплезир, культовые источники Банганга-Тэнк, появившиеся по легенде от удара стрелы (“бана”) Рамы в склон холма, а также пещеры Джогешвари и Бассейн.

Штат Раджастхан широко известен своей военной историей и множеством старинных крепостей и фортов. Здесь, среди пустынных районов Тар, сформировалось много древних цивилизаций и построены такие колоритные города, как Джайпур, Джайсалмер, Джодхпур и Биканер.

Столица штата Раджастхан – Джайпур – один из самых интересных городов страны. Основанный в 1727 году, он получил свое второе название – “Розовый город” – из-за использовавшегося при строительстве многих зданий розового песчаника.

Дворцовый комплекс Чандра-Махал расположен в самом центре города среди живописных садов.

Не менее интересны дворцы Радж-Махал, Джал-Махал (Озерный дворец), Хава-Махал (Дворец ветров) и Рамбагх, лежащая в 11 км. от города крепость Эмбер, расположенные на отвесных скалах форты Джайгарх и Нахагарх, храмы, а также огромная обсерватория под открытым небом – Джантар-Мантар.

Недалеко от Джайпура расположены такие культовые места, как город Абу с его храмовым комплексом Дилвара-Мандир – священным местом джайнистов. В 15 км от Джайпура, в Гейторе, находится беломраморный мемориал махараджи Джай Сингха II, основателя Джайпура.

Штат Гоа лежит к северу от Мумбаи и считается лучшим морским курортным районом страны. Гоа – первый штат Индии, оккупированный европейскими колонизаторами, поэтому наряду с бесконечными пляжами с белым песком здесь множество старинных монастырей и крепостей, вилл и факторий в колониальном португальском стиле.

Наиболее привлекателен в историческом плане Велха-Гоа (Гоа-Велья, Старый Гоа), который называли когда-то “Лиссабоном Востока” – здесь расположены окруженная величественными храмами Соборная площадь, базилика Бом-Иисус – место хранения мощей Св. Франциска Хавьера, церкви Санта-Моника и Св. Августина, португальский католический собор Се, церковь Св. Каэтана, королевская часовня Св. Энтони, собор Франциска Ассизского и считающийся самым большим христианским собором в Азии кафедральный собор Св. Екатерины.

Но главным “сокровищем” штата, несомненно, являются его замечательные пляжи, перемежающиеся живописными бухтами и скалами. Кроме того, регион знаменит многочисленными праздниками, среди которых особенно выделяется карнавал Марди-Гра.

Религии

Индийская духовность – предмет национальной гордости индийцев и основная статья экспорта Индии в развитые страны Европы и Америки. Еще с конца прошлого века передовая западная интеллигенция, разочарованная тупым прогрессизмом европейской цивилизации, устремила полный надежды взор на мистический Восток.

Ни одна страна мира не может предложить религиозному искателю такого разнообразного выбора эзотерических систем, религий, сект и практик. Странствующие аскеты и ашрамы, буддистские монастыри, древние храмы и святые места – в Индии есть всё! Если вы разочарованы в жизни и находитесь в экзистенциональном кризисе – немедленно поезжайте в Индию! Медитируйте и молитесь, совершайте паломничества и омовения, поститесь и заключайте тантрические браки.

Индуизм

Истоки индуизма берут начало в Индской цивилизации, существовавшей в III–II тысячелетии до н. э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.

Термин “индуизм” – европейского происхождение. В Индии религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме – Брахма, Вишну и Шива – воплощены в тройственном образе Тримурти.

Основные принципы индуизма – представление о карме, дхарме и сансаре. Индуисты имеют свой священные книги – Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

Буддизм

Если индуизм уделяет первостепенное внимание мифологии и ритуалу, то буддизм, в первую очередь, интересуется психологией. Цель Будды заключалась не в том, чтобы удовлетворять людское любопытство по вопросам происхождения мира, о природе божественного начала и т. д. Его в основном интересовала человеческая жизнь, наполненная страданиями и разочарованиями. Поэтому его учение было не метафизическим, а скорее психотерапевтическим.

Он указал причину страданий и способ их преодоления, воспользовавшись для этой цели традиционными индийскими понятиями, такими как майя, карма, нирвана и т. д., и дав им совершенно новое психологическое истолкование.

После смерти Будды в буддизме появилось две основные школы, Махаяна и Хинаяна. Хинаяна, что означает “Малая Колесница”, – ортодоксальна школа, придерживающаяся буквального истолкования наставлений Будды, в то время как Махаяны, “Великая Колесница”, характеризуется более гибким подходом, который воплощается в утверждении, что дух учения важнее, чем его буквальная формулировка. В самой Индии буддизм был, по прошествии столетий, поглощен более гибким и восприимчивым индуизмом, а Будда был признан одним из перерождений многоликого Вишну.

Священная Корова

В Индии Священная Корова считается Великой Матерью, силой, защищающей и питающей свое потомство, силой самопожертвования. Это символ жертвоприношения, так как Великая Мать – это жертва, постоянно приносимая во имя своего потомства. Но почему корова заслуживает эту честь? Потому, что она – ”вегетарианка”, у нее добрый нрав, и она бескорыстно дает молоко, не прося никакой благодарности.

Коровы в Индии повсюду. Их головы смотрят со стен храмов, их прогуливают на веревочке, они лежат на центральных улицах (даже в столице) на разделительной полосе, безразлично глядя на потоки несущихся справа и слева оглушительно ревущих машин, мотоциклов и моторикш. Убийство коровы в Индии – это тяжкое преступление.

Фестивали и праздники Индии

Сезон фестивалей начинается с дня Республики в Дели и проходит каждый год на протяжении января. Празднование включает в себя парад королевских войск и праздничную процессию с слонами. Праздник Холи – один из наиболее важных индусских фестивалей, он проходит в феврале на севере Индии и знаменует собой окончание зимы.

Ноябрь – время для еще одного огромного и красочного фестиваля – парада Верблюдов в Пушкаре. Дивали – самый счастливый фестиваль индусского календаря и празднуется более пяти дней в ноябре. Конфетти, красочные фонарики и фейерверки – главные украшения праздника, проходящего в честь множества богов.

Количество красочных народных фестивалей и празднеств во много раз превышает даже число национальных праздников страны. Каждый день в каком-либо населенном пункте страны обязательно проходит какие-то фольклорные, танцевальные и музыкальные представления, выставки, ярмарки ремесел и кулинарии.

Наиболее колоритны парад в Нью-Дели по случаю Дня Республики, Водный фестиваль и Фестиваль слонов в Керале (январь), целый каскад празднеств во время крестьянского праздника Лори (январь), Международный фестиваль воздушных змеев в Ахмадабаде (январь), красочный парад карнавальных автомобилей в Мадурае и Тамилнаде (февраль), Неделя йоги в Ришикеше и Уттар-Прадеш (февраль), ежегодный фестиваль танца в Кхаджурахо (февраль), общегосударственный фестиваль Шивратри Натьянджали (февраль-март), весенний фестиваль Дулхенди (Пушпадолотсав) и весенний праздник Шигмо в Гоа (март).

Каждый год 16 марта на севере Индии, в городе Джайпуре, проводится Фестиваль слонов. Нигде в мире больше нельзя увидеть такого количества этих гигантских животных, собравшихся в одно время в одном месте. Все они одеты в разноцветные ткани и гирлянды. В день праздника туристы могут увидеть процессию слонов, шествующих под музыку, посмотреть гонки на слонах или на настоящие спортивные соревнования по поло на слонах.

Сари – украшение индийской женщины

Каждый иностранец, попадающий в Индию, поражается красоте и изяществу индийских женщин. Необычная яркая одежда придает их облику неповторимое очарование и таинственность. Каждая женщина становится похожей на богиню. На самом деле, секрет этой одежды прост, как все гениальное.

Сари – национальная одежда индийской женщины, представляет собой полотно ткани длиной от 4–5 (для девушек) до 7–8 метров (для женщин), богато украшенное прекрасными орнаментами, часто вышитыми золотой или серебряной нитью. Ткань для сари, как правило – хлопок или шелк, берут самого лучшего качества, ручной работы. Ткут его обычно мужчины, и эта ткань пропитывается энергией любви и желания дать счастье той, которая наденет на себя эту волшебную одежду. Разнообразие орнаментов и цветовых гамм говорит о почитании и любви к женщине в Индии.

История сари насчитывает многие тысячелетия. Сари является непременным атрибутом одежды индуистских богинь. Например, на иллюстрациях в сари изображены Радха, Дурга и Лакшми. Также известно множество пуранических историй, связанных с сари.

Самые лучшие сари производятся и продаются в Канчипураме, одном из семи сакральных городов Индии, или городе тысячи храмов, где издавна известны практики поклонения Великой Богине. Искусство создания сари – одна из таких практик.

В комплект для ношения сари входит еще маленькая кофточка – чоли и нижняя юбка. Сари – это очень удобная одежда, в которой женщина чувствует себя комфортно в условиях жаркого климата Индии. По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.

Индийский танец

Талант истинной танцовщицы – девадасси – сродни талантам йогов, способных жаром своего тела на несколько метров растопить вокруг себя снег и лед Гималаев. Но, пожалуй, классом превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том, чтобы преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального танца – привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Неслучайно заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа – это “мокша”, освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом.

Танцор выступает как великий экстрасенс, целитель недугов души и тела. Мощным излучением исходящей от него энергии объясняется тот удивительный факт, что немало зрителей, созерцающих храмовый танец, не только испытывают особое чувство умиротворения, но и освобождаются от болей, особенно психосоматического происхождения. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.

Статуэтку четырехрукого Шивы в этом образе, наверное, видели почти все. В одной его руке – барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке – огонь, уничтожающий всё отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога – символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Покой среди движения – характерная черта основных фигур индийского танца, называющихся “каранами”. Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индуистского мировидения: мужское начало – пассивное, созерцающее сознание, женское – активная, творящая мир энергия.

С помощью языка жестов, именуемых “хастами” и “мудрами”, ведется повествование. Например, скрепленные вместе пальцы рук обозначают близость и дружбу. В древнеиндийских трактатах о танце приводится 28 положений одной руки и 24 положения рук вместе.

Индийский классический танец сочетает в своем абстрактном виде (нритта или чистый танец) сюжет рассказа или тему, передаваемую в повествовательной форме через абхинаю (мимику) и грациозность. Танцовщица использует свое тело как инструмент.

Обычаи индусов

В северной Индии люди в качестве приветствия произносят “намасте”, “намаскар” и “рам”.

“Намасте” – сложенные в приветствии ладони – традиционная форма индийского приветствия, и если вы воспользуетесь ею, индийцы это оценят. Однако мужчины без колебаний поздороваются с вами за руку, если вы мужчина. Рукопожатие будет оценено как жест исключительного дружелюбия.

Однако для индийских женщин неприемлемы свободные нравы в общении между мужчинами и женщинами, принятые на Западе, поэтому следует избегать физических контактов, таких как рукопожатие, если вы женщина. Не здоровайтесь с женщиной за руку (если только она первой не протягивает ее) и не кладите руку на плечо женщине или мужчине.

В частных домах туристов принимают как почетных гостей, и к вашему незнанию традиций отнесутся с пониманием и снисходительно. Если вам захочется попробовать есть руками, то помните, что надо пользоваться только пальцами правой руки (левая считается нечистой).

Приходя в гости и знакомясь с кем-нибудь, хорошо знать, что имя индуса обычно состоит из его личного имени, затем имени его отца, касты, к которой он принадлежит, и названия местности (деревни) в котором он живет. Фамилии не имеют значения, замужняя женщина сохраняет свое имя и в документах обозначается как такая-то, жена такого-то.

Старайтесь, чтобы подошвы ваших туфель не были обращены в чью-либо сторону, так как это может быть расценено как знак неуважения. Не показывайте указательным пальцем, пользуйтесь жестами или вытянутой руки, или подбородка.

Перед входом в храмы или мечети обязательно следует снимать обувь, также в доме принято снимать обувь и ходить босиком. В храмах за небольшую плату вам предложат оставить обувь на хранение или предложат чехлы на обувь, обычно разрешают проходить в носках. Не берите с собой в храмы любые изделия из кожи, это могут посчитать оскорблением.

К туристам обычно относятся доброжелательно, иногда позволяют присутствовать при религиозных ритуалах. Посещая священные места, обратите внимание на свою одежду, она должна быть скромной (не стоит одевать короткие юбки, топы или шорты). В сикхских храмах следует находиться с покрытой головой, в мечетях женщины должны закрывать головы и плечи, им следует также быть в длинных одеждах. По традиции, опускайте немного денег в ящик для пожертвований.

В Индии принято приветствовать учителей, почтенных религиозных наставников, а также старших, кланяясь и касаясь своих ног (иногда возможно просто прикоснуться к ногам Учителя руками, наклонившись, без глубокого поклона), а затем выпрямляясь и касаясь своей головы.

Во многих местах в Индии практикуется разделение мужчин и женщин, особенно в храмах и местах поклонения. Необходимо придерживаться этого обычая. Если вы пользуетесь джапамалой (четками), старайтесь не показывать их и носите под одеждой, так как все предметы духовной практики священны и не должны попадать на глаза случайным людям.

Считается неуважительным носить длинные или средней длины распущенные волосы, поэтому индийские женщины собирают волосы в пучок или в косу.

Не принято проявление чувств прилюдно, таких, например, как объятия и поцелуи, это является неприличным для местных жителей. Не стоит и держаться за руки мужчине и женщине на публике (возможно только мужу и жене, и то – наедине). При разговоре с индийцами старайтесь никогда не кричать и не выходить из себя, иначе они просто не будут общаться.

Во время пребывания в ашрамах имейте в виду, что пальмовые листья, которые раздаются в столовой, служат тарелками, а не подстилками. Следует также уважать культовые святыни, такие как алтари, шива-лингамы, ступы и т.п. Не позволяйте себе вольность садиться верхом на них для того, чтобы сфотографироваться.

Индийская йога

Безусловно, большинство людей что-то слышало про йогу или имеет смутное представление о ней, такие как “завязывание тела в узлы”, “лежание на гвоздях”, “созерцание пупка” и т.д.

Слово “йога” в основном рассмотрении означает “единение”, “сосредоточение”, “обуздание”, “слитие воедино”. Раз речь идёт о единении, слиянии, то возникает закономерный вопрос – что под этим подразумевается? Единение чего с чем? Традиционный ответ – единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его проявлением в каждом из человеческих существ. Йога – это система методов и практик работы с телом и сознанием.

Йога не требует от адепта принадлежности к определённой конфессии, хотя исторически сложилось, что свое развитие йогические практики получили в контексте духовных учений Востока – индуизма, буддизма, даосизма.

Самые первые свидетельства о йоге из ныне известных – из раскопок древнейших индийских городов Мохенджо Даро и Харраппа. В результате этих раскопок, среди прочего, были найдены печати, например, так называемая печать Пашупати (относят к III тысячелетию до нашей эры), на которой изображено некое Рогатое Божество, предположительно “прото-Шива” сидящий в йогической позе. Этот и некоторые другие факты дают основания предполагать, что йогические техники имеют весьма древнее происхождение.

Существуют различные школы, направления или линии преемственности, где по-разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно, это определяет название школы. Например, Карма-йога – практика бескорыстной деятельности с целью помощи живым существам, развития непривязанности, уничтожения негативной кармы, а Кундалини-йога – система практик, нацеленная на работу с внутренней энергией, где самореализация достигается через подъём энергии Кундалини.

Бхакти-йога – йога любви и поклонения Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством. Джняна-йога – практика изучения и постижения священных текстов – Вед, Упанишад и других духовных учений, получаемых из уст Гуру.

И, конечно, Раджа-йога – практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Если разобрать значение этого словосочетания, то становится очевидно, что “Раджа-йога” означает “царское единение”. Реализация состояния Раджа-йоги – цель всей йогической практики. В более конкретном смысле это обычно система духовных упражнений, связанная с визуализацией энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической практикой.

Калари-паятту

Калари-паятту – древнейшее боевое искусство, сохраненное в своей первозданности со времен Арджуны и битвы при Курушетре.

Техника Калари-паятту родилась из наблюдений за движениями восьми свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры. Основой Калари-паятту являются 4 вида садхакам (упражнений): кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль садхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела). Слово “садхакам” означает каждодневную практику до стадии приобретения сиддхи – особой концентрации в теле физической и духовной энергии, дающей экстраординарные способности.

В традиции Калари-паятту нет систем поясов, наград, поощрений и званий. Это искусство является путем физического и духовного развития.

Возможности практикующих уникальны, в зависимости от конкретной личности, конечно. Калари – не просто боевое искусство, а стиль жизни. “Представления” учеников керальских школ калари очень красивы и впечатляют. Кстати, один из основных принципов Калари-паятту – абсолютную координацию разума, тела и энергии – можно увидеть также в индийских танцах (и не только классических).

Сейчас Керала является единственным штатом в Индии, в котором в полном объеме сохранилось боевое искусство, воспитывающее настоящих воинов-кшатриев, Калари-паятту. Боевая часть Калари включает совершенное владение почти всеми видами холодного оружия, включая владение гибким мечом, и ведение рукопашного боя без оружия. Также в Калари много комплексов динамической йоги, изучается астрология и аюрведическая медицина.

Индийская кухня

Кулинарные традиции народов, населяющих многомиллионную Индию, настолько разнообразны, что говорить о единой национальной кухне не приходится. На севере – свои блюда, южане любят совсем другое. Однако есть и то, что объединяет жителей разных регионов страны в их кулинарных пристрастиях. Это – пряности.

Индия – родина огромного числа специй, которые в далекие времена продавались на вес золота. Именно ради пряностей Христофор Колумб отправился искать новый путь в Индию, а открыл Америку. Именно пряности придают индийской кухне присущий только ей особый колорит. Индийцы используют общеизвестные – кориандр, тмин, гвоздику, кардамон, корицу – и очень много экзотических пряностей: например, порошок манго или асафетиду. Но, пожалуй, самая знаменитая индийская пряность – карри.

Еще одна особенность индийской кухни, объединяющая северян и южан, – обилие бобовых и овощных блюд. Белки бобовых культур обладают высокой пищевой ценностью, а растения, в отличие от мяса, не содержат холестерина.

Индия – родина вегетарианства, что объясняется отчасти климатическими условиями, но в значительной степени – религиозными предписаниями. На большей части Индии жаркий климат, мясо здесь быстро портится (кстати, его можно отлично сохранять при помощи всё тех же специй, что и делают многие индусы), зато в некоторых районах страны собирают по три-четыре урожая овощей за год. Однако мясо не употребляют в основном по религиозным причинам. Мусульмане, населяющие преимущественно северные штаты, не едят свинину, а сторонники индуизма – говядину. Интересно, что даже члены одной семьи могут питаться отдельно, следуя своему вероисповеданию: жена не ест мяса вообще, а муж избегает только говядины.

Самое характерное индийское блюдо, которое можно встретить как в высококлассном ресторане, так и в уличной забегаловке, – это дал, что-то вроде похлебки из бобовых, в которую обязательно добавляют массу специй, лук и морковь. Подают дал обычно с рисом или роти – обычными пшеничными лепешками из муки грубого помола, испеченными в тандуре. Дал делают из гороха, сои, белой и красной фасоли. Блюдо это калорийное, но и очень острое, как, впрочем, практически все местные кушанья. Так что основа основ индийской кухни – это острые приправы и соусы.

Индусы очень любят сладости. Некоторые из них весьма своеобразны. К примеру, гаджар-халва – это халва из моркови, или расмалаи – биточки из панира в сгущенном молоке. Распространены также сладкие пловы из фруктов. Впрочем, некоторые индусы всё-таки употребляют в пищу мясо – муглай.

На севере, где живет много мусульман, едят мит карри – баранину, тушеную в простокваше со знаменитой пряностью. Или киму – фарш из баранины со специями. На юге одно из самых изысканных блюд – тандури чиккен – курица, запеченная на углях. На западе и востоке, где страна омывается водами Аравийского моря и Бенгальского залива, готовят много рыбных блюд: рыбный соус из Гоа или треску по-бенгальски.

Буквально с первых минут пребывания туристов в Индии на них обрушивается водопад ярких красок национальных одежд, острый запахов пряностей и курящихся благовоний, роскошь древних храмов и нищета узких улочек, пестрота тантрийских храмов и молчаливое безмолвие Тадж-Махала.

Амбивалентность Индии проявляется во всем: здесь и уникальные пляжи с чистейшим песком и теплым морем, и кривые улочки, по которым тяжело пробраться из-за многочисленного мусора, и невообразимые краски традиционных одежд, и белое безмолвие древнейших дворцов, и разрушенные храмы древних царей, и высотные современные небоскребы крупнейших бизнес-центров, и уникальное смешение современных технологий и кустарного ручного труда.

Индия вся состоит из противоречий. В ней так много намешано, что это сбивает с ног, выворачивает душу наизнанку, чтобы потом расставить все на свои места.

Будучи одной из самых густонаселенных стран после своего соседа Китая, Индия имеет статус республики. Обладая большой площадью, она поражает природным разнообразием. Здесь расположены труднодоступные и манящие «обители снегов» Гималаи и бескрайняя пустыня Тар с верблюдами и кочевниками, а также уникальные пляжи Аравийского моря и Индийского океана. Множество рек, берущих начало в горах, напитывают свои русла в период таянья ледников и сезона дождей и зачастую приводят к обширным наводнениям в некоторых штатах страны.

Поражает воображение представители флоры и фауны Индии. Слоны, священные коровы, многочисленные собаки спокойно разгуливают по улицам городов. Кроны саловых и джатовых деревьев приветственно машут многочисленным туристам. Пальмы, оплетенные лианами, склоняются на многочисленных пляжах.

Тем не менее прославляют Индию не только уникальные климатические условия, а многовековая культура. Обычаи, традиции, которые застыли в вечности. Здесь невозможно разграничить будущее, настоящее и прошлое. Это абсолютно другой мир. Мир, который показывает человека без прикрас цивилизации, без многочисленных стереотипов, без лживых масок.

Глубоко религиозная страна щедро дарит миру свою культуру и многовековое наследие. Практически все население Индии - глубоко верующие люди, отличающиеся необыкновенной толерантностью к другим религиям. Именно терпимость к другим религиям и вероисповеданиям и дает возможность увидеть не только многовековые храмы, но и новые архитектурные сооружения. Древние храмы и дворцы Индии поражают воображение разнообразием. Здесь можно найти роскошные, огромные, и аскетичные, строгие архитектурные формы. Можно окунуться в ярко раскрашенную пестроту традиционных храмов и дать отдохнуть уставшим глазам, рассматривая тусклые краски многочисленных пещерных комплексов.

Особое место в уникальной культуре страны занимает кухня, которая является частью древнейшей индийской культуры. Кухня такая же фантазийная, как и сама эта загадочная страна. Здесь смешиваются яркие и острые блюда с нежными и мягкими, дарующими изумительные вкусовые ощущения. Чего только стоит манка, жареная с овощами, или острый рис с добавлением сладких кусочков манго. Как настоящие художники, искусные индийские повара смешивают на своих кулинарных палитрах многообразие трав и специй. Здесь можно встретить в любом блюде и семена горчицы, и корицу, и имбирь, и тмин, и множество других семян, растений и трав, которые редко встречаются в европейской кухне. Очень широко представлен спектр вегетарианской кухни: начиная с чечевицы с острой подливой и заканчивая горячими блюдами из специального творожного сыра - панира.

Невозможно не упомянуть самобытные и колоритные индийские праздники. Всех их можно символично разделить на государственные, отмечающиеся по всей Индии, региональные и религиозные. Растекаясь по многочисленным улицам городов, индийский праздник стирает границы, существующие между людьми в этой стране: религиозные и национальные. Водоворот представлений, классические индийские танцы, буйство красок национальных одежд, обильная иллюминация - вот что значит праздник в Индии. Их многообразие не только завораживает, позволяет отдохнуть и расслабиться, но и притягивает своим гостеприимством множество туристов.

Индия - страна, в которую хочется попасть. Она отзывается в каждом сердце восточной сказкой. Приехав в Индию, вы попадаете в ее плен, состоящий из пронзительных криков зазывал, душного аромата специй и благовоний, мычания коров и разносящихся звуков мантр, напевной речи и ярких лиц и красок. Из этого плена невозможно вырваться. Индия своими противоречиями мягко ломает все ваши сложившиеся представления об окружающем мире и месте человека в нем. Ломает, чтобы показать жизнь во всем своем разнообразии. Индия - загадочная, многообразная, чарующая, яркая и напевная. Страна, которая только и ждет, чтобы рассказать свои многовековые сказки всем желающим ее услышать.