История ирландии. Викинги в ирландии Викинги в Ирландии

Четвёртая часть рассказа, в книге “Путевые заметки” озаглавленная как “Скандинавия и Британские острова. По следам викингов”. В связи с правилами сайта я разделил её по направлениям, но в строгой последовательности хронологии и направления маршрута.

29 августа 2012 года я тронулся в обратном направлении из Голландии в Шотландию проездом через Ирландию. От Девентера до Утрехта (Utrecht) поездом Интерсити (Intercity), притом бесплатно, так как билет я не приобрёл, и, что иногда бывает в Голландии, без рутинной проверки кондуктором пассажиров. Поездка заняла два часа. В Утрехте в офисе “Евролайнс” (Stationplein, 57, Utrecht) за 53 евро купил билет на автобус, шедший в Лондон в 21.30, и остаток времени, порядка около шести часов, провёл в интернете в городской библиотеке недалеко от Центрального вокзала и на Яарбёрсплейн (Jaarbeursplein), откуда отходил автобус. За пять часов миновали расстояние в 332 километра между Утрехтом и Кале (Calais) с кратковременной остановкой где-то под Антверпеном (Antwerpen) в Бельгии. Но ни в Антверпен, ни в Брюссель (Bruxelles) не заезжали. Ночью в Кале прошли франко-британскую паспортную проверку (без багажа в этот раз) и на новом пароме “Дух Великой Британии” (Spirit of Great Britain, Stena Line), недавно спущенном со стапелей, пересекли пролив, и к 6 часам утра прибыли на автовокзал “Виктория”. Всего в Голландии я провёл 52 дня. Большая часть этого времени выпала на тёплые солнечные дни. Англия, напротив, как и два месяца назад по прибытии из солнечной Исландии, встретила пасмурной и промозглой с моросящим дождём погодой. Во второй половине дня, впрочем, небо прояснилось и выглянуло солнце, но к тому времени я был уже далеко за пределами Лондона на пути в Ливерпуль (Liverpool), который достиг за шесть часов автобусом “Национальный Экспресс” минуя Милтон-Кинс (Milton Keynes), Сток-он-Трент (Stoke-on-Trent) и Уоррингтон (Warrington).

Путешествие по Британским островам, 30 августа - 17 декабря 2012 года

Ливерпуль, где я оказался в начале пятого, 30 августа, - крупный портовый город на северо-западном побережье Англии в устье реки Мерси (Mersey). Отсюда ходят грузовые паромы в ирландский Дублин (Dublin) и в Дуглас (Douglas) на острове Мэн, который расположен в Ирландском море между Англией и Северной Ирландией. Но пассажирский транспорт из Англии в Ирландию обычно следует паромом из Холихеда (Holyhead) в Северном Уэльсе. Это наикратчайший морской путь в Дублин - 110 километров через Ирландское море. Из Лондона в Дублин ходят прямые автобусы в 18.00. Но в тот день, 30 августа, билетов на сей автобус уже не было. Я был вынужден отклониться от прямого маршрута и добираться вначале до Ливерпуля, а оттуда в 22.00 через Честер (Chester), что немного южнее Ливерпуля, и Бангор (Bangor) в Северном Уэльсе, до Холихеда, и далее паромом (Ullysses, Irish Ferries) в Дублин.

На пути из Лондона в Дублин, Ливерпуль (Liverpool, England, United Kingdom), 31 августа 2012 года

31 августа, около 6 часов, утра мы достигли Ирландского побережья в районе впадения реки Лиффи (Liffey), на которой расположен сам город, в Дублинский залив. Переход через Ирландское море занял почти три часа. Прошли пограничный контроль, не менее строгий, чем на границе в Кале, учитывая, тем более, что Ирландия не входит в Шенгенскую зону, и всё тем же самым автобусом через 20 минут были доставлены на конечную остановку Бусарус (Busárus) - центральную автобусную станцию. Дублин предстал передо мной просыпающимся в ранней утренней полутьме очертаниями серых громоздких сооружений из прошлого и настоящего, и прежде всего исполинского Таможенного дома (Custom House) - символа городской архитектуры конца XVIII века. Это самый большой город на острове и в республике, хотя в XIX - начале XX веков он уступал по значению и численности населения Белфасту. Но в отличие от Белфаста, Дублин, как впрочем и вся территория нейтральной республики, не подвергся опустошительным бомбардировкам немецкого Люфтва́ффе (Luftwaffe) в годы Второй мировой войны.

Дублин (Dublin, Ireland) Таможенный дом, Дублин (Custom House, Dublin, Ireland)

Ирландия - третий по величине остров в Европе (после Великобритании и Исландии), западный из двух крупнейших Британских островов. Берега Ирландии, особенно на севере, юге и западе, скалистые и сильно расчленены заливами со множеством мелких островков. Поверхность острова в основном равнинная. На окраинах острова возвышаются невысокие горы. На острове много рек, важнейшая из которых Шаннон (Shannon) на западе, озёр и болот. Климат, также как и в Великобритании, умеренный и влажный; зима мягкая, лето прохладное. Благодаря мягкому климату Ирландия весь год покрыта зеленью, в основном вереском и травой. Животный и растительный мир Ирландии скуден, так как остров оказался изолированным уже двенадцать тысяч лет назад. Две трети острова занимает Республика Ирландия (англ. Republic of Ireland, ирл. Poblacht na hÉireann). Её название происходит от ирландского Éire - государство. На северо-востоке расположена Северная Ирландия (англ. Northern Ireland, ирл. Tuaisceart Éireann), входящая в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Улица O’Конел, Дублин (O"Connell Street, Dublin, Ireland), 4 сентября 2012 года

Население острова составляет почти 6 миллионов 200 тысяч человек, большая часть из которых живёт на восточном побережье. В республике проживает более 4 с половиной миллионов и в Северной Ирландии почти 1 миллион 800 тысяч человек. Основным государственным языком в республике является ирландский (Irish Gaelic) - один из кельтских языков, наряду с шотландским и мэнским (на острове Мэн), но на нём мало кто говорит достаточно свободно - несколько десятков тысяч. Регионы, где до сих пор сохраняется ирландский язык, называются гэлтахты (gaeltachts), в основном в западной части острова. Но независимо от того на каком языке говорят ирландцы - английском или ирландском - они остаются ирландцами на острове или за его пределами.


С середины XVII до середины XX веков в результате усилившегося доминирования Англии и экономической отсталости страны эмиграция за границу, прежде всего в Северную Америку, стала неотъемлемой частью ирландской эволюции, точнее деволюции, так как до середины XX века численность населения острова неуклонно снижалась. В результате около 80 миллионов человек во всём мире считают себя ирландцами или происходящими от ирландцев. Половина из них живёт в Соединённых Штатах. Увеличение населения произошло главным образом в 1990е - начале 2000х годов, но уже за счёт иммигрантов из Африки, Азии, Центральной и Восточной Европы, вместе с экономическим бумом, окрещённым не как иначе “Кельтский тигр”. В эти годы Ирландия шла впереди Европы всей по темпам экономического развития. Впрочем, с началом всеобщего кризиса в 2008 году тигр ушёл обратно в спячку и Ирландия вернулась на более естественный и традиционный путь развития топтания на месте глазея по сторонам, и прежде всего в сторону соседней Британии, в поисках кредитов и инвестиций. Иммиграционный лагерь, Финглас (Balseskin Accommodation Centre, Finglas, Dublin, Ireland), 3 сентября 2012 года

Первоначально я намеревался пробыть в Ирландии два-три дня, не больше. Но умудрился попасть в иммиграционный лагерь с полным пансионом на окраине города в Фингласе (Balseskin Accommodation Centre, St. Margaret’s Road, 2, Finglas, Dublin 11). Здесь оставался до 26 сентября. Появилось достаточного много времени ближе познакомиться с ирландской столицей, где был несколько раз, посетив её основные достопримечательности. Среди прочих, с бесплатным входом Национальную галерею (National Gallery), старейшее и самое престижное высшее учебное заведение страны Тринити колледж (Trinity College), основанный в 1592 году королевой (1558-1603) Елизаветой I (Elizabeth I), который является частью Дублинского университета, и музей викингов Дублина (Dublinia and the Viking World), что явилось закономерным продолжением моих скандинавских похождений.

Музей викингов, Дублин (Vikings" Museum, Dublin, Ireland), 4 сентября 2012 года

Свои набеги на Ирландию викинги совершали с 795 года. В 841 году норвежцы основали город Дублин, заложив крепостные стены, хотя на этом месте уже было небольшое кельтское поселение. Дублин оставался оплотом королевства викингов в Ирландии на протяжении двух столетий. Начиная с конца IX века колонизация Ирландии переселенцами из Норвегии, бежавшими от Ха́ральда I, усилилась. Были заселены Оркнейские, Шетландские, Гебридские острова в Шотландии, Фарерские острова, остров Мэн. После битвы при Клонтарфе (Clontarf) в 1014 году вблизи Дублина между ирландцами, с одной стороны, и норвежскими и датскими викингами, с другой, влияние последних на острове уменьшилось до прибрежных районов. Окончательно власть они потеряли после вторжения в Ирландию в 1169 году английских войск под предводительством короля (1154-1189) Генриха II Плантагенета (Henry II Curtmantle). Но более значительное, чем в Англии, влияние скандинавов на ирландскую культуру и язык пережило столетия и сохранилось до наших дней.

26 сентября, в 10 часов утра с той же самой станции Бусарус автобусом ирландской линии (Bus Éireann) за 17 евро я выехал в Белфаст (Belfast) куда прибыл через два часа пятьдесят минут (Europe Buscentre). Расстояние между Дублином и Белфастом составляет 154 километра. На западном побережье Ирландии все последние дни стояла прохладная дождливая погода, и день 26 сентября не стал исключением. Почти всё время шёл дождь. Но дорога проходила по вполне красочным местам. Автобус шёл без остановок, если не считать торможение у платного контрольного поста при пересечении Моста мира через реку Бойн (Boyne) в портовом городе Дроэда (Drogheda) в 56 километрах к северу с момента отъезда. Ирландия - в основном сельскохозяйственная страна, и крупных городов помимо Дублина, здесь не очень много. Местность вполне обычная для сельских районов Британских островов. Тот же самый ландшафт, та же самая архитектура, те же самые влажные зелёные пастбища, и те же самые мирно пасущиеся овцы, потряхивающие от удовольствия своими хвостами.

На пути из Дублина в Белфаст, провинция Лейнстер (Leinster, Ireland), 26 сентября 2012 года

И всё же, реющие повсеместно зелёно-бело-оранжевые флаги ирландской республики, вывески и информационные табло на английском и ирландском гаэлик, расстояния и скорость в километрах, а не в милях, полиция, называемая здесь Гарда (ирл. Garda), но не полис (англ. Police), евро, а не фунты стерлингов, в качестве валюты, напоминали, несмотря на близкую схожесть, что это другая страна, со своими особенностями и со своей бурной историей на протяжении столетий в основном борьбы против английского владычества, финалом которой явилось установление в 1922 году на большей части острова преимущественно с католическим населением ирландского свободного государства (Irish Free State), провозглашённого через 27 лет республикой. Но протестантская Северная Ирландия, историческое название которой Ольстер (Ulster), хотя этот регион включает в себя ещё и небольшую часть ирландской республики, осталась в составе Соединённого Королевства. Ирландцы-католики не смирились с таким положением дел и под лозунгом “Ирландия для ирландцев” с 1967 года развернули настоящую войну против Великобритании, длившуюся тридцать лет. Итогом этой войны стали три с половиной тысячи погибших и соглашение о принадлежности территории Северной Ирландии Великобритании до тех пор, пока за это выступает большинство её жителей. В конце 60х и 70-80е годы основной ареной кровавых столкновений были Белфаст и Лондондерри (Londonderry). Безработица и патрули североирландской полиции (Royal Ulster Constabulary) и регулярной британской армии на бронетехнике были обычным явлением на серых угрюмых застывших в оцепенении от ужаса кровопролития улицах. Дела давно минувших дней. О той войне сегодня напоминают только граффити на стенах домов в духе “Ты записался в добровольцы?” с изображениями боевиков Ирландской республиканской армии (Irish Republican Army) и их оппонентов ольстерских юнионистов и лойялистов - сторонников Соединённого королевства.

Между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, как оказалось, нет даже охраняемой границы. Едва мы проехали последний населённый пункт в республике Дандолк (Dundalk) в направлении на Ньюри (Newry) - североирландский город только британские флаги “Юнион Джек” (Union Jack), развевающиеся на флагштоках вдоль дороги, возвестили о въезде в Соединённое королевство. Проверка паспортов, как я убедился, осуществляется только при посадке на паром для переправы с острова на остров, в данном случае из Северной Ирландии в Шотландию. Конечным пунктом моего нынешнего маршрута был Эдинбург. Переезд из Белфаста в Эдинбург обошёлся мне в 30 фунтов.

Белфаст - типичный промышленный город, довольно серый и невыразительный со стандартными для среднего люда одно-двух этажными бунгало и многоэтажками раскиданными по окраинам города, заводами и фабриками с возвышающимися повсюду трубами и прочими сооружениями. Впрочем, таким он показался на первый мимолётный взгляд из окон мчавшегося автобуса. Но неискушённый турист даже здесь найдёт для себя немало мест достойных посещения. Одним из таких мест является площадь Донегалл (Donegall Square), окруженная впечатляющими памятниками викторианской эпохи. На площади Донегалл расположена ратуша - причудливый образец смешанных архитектурных стилей. Здесь также находится библиотека Линен Холл (Linen Hall Library), в которой хранятся основные сокровища ирландской литературы. Достойными упоминания также являютcя пышное здание Большой оперы, Ольстерский музей, в котором представлены история и культура города, и расположенные в пригороде зоопарк, загородный парк Кейв Хилл (Cave Hill), Белфастcкий замок (Belfast Castle) XII века и Стормонт (Stormont) - место заседаний североирландского парламента (Northern Ireland Assembly), воссозданного после тридцатилетней смуты в 1998 году.

Ничего этого я не увидел. Мой следующий автобус (Ulsterbus) на паром в Шотландию отходил через полтора часа. В 15.00 мы погрузились на паром “Каледония” (Caledonia, Stena Line) в гавани Белфастского залива (Belfast Lough) и медленно отплыли к шотландским берегам так что было ещё достаточно времени насладиться плоскими почти лишёнными всякой растительности очертаниями оставляемого позади изумрудного острова, название которого прочно укоренилось в легендах о кельтах увековеченных в древних манускриптах ирландских монахов-христиан начиная со Святого Патрика (Saint Patrick), пришедших из Кумбрии (северо-западной Англии) в Ирландию в 432 году именно в этой части острова. Спокойствие, царившее здесь, благоприятствовало теологической философии раннесредневековых мудрецов, и именно с тех пор Ирландия сделалась центром западной учёности. Из её монастырских школ выходили проповедники христианства в другие западноевропейские страны.

❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

На крестах острова Мэн нередко изображены известные сцены, относящиеся к эпохе викингов. Некоторые, вероятно, включают мотивы из языческой мифологи и в этом случае являются прекрасными примерами сочетания язычества и христианства в переходный период. Другие без сомнения изображают сцены из знаменитой героической саги о Сигурде, убийце Фафнира. Это самые древние из сохранившихся изображений данной группы саг, которые были записаны позднее.

Ирландия

Эпоха викингов в Ирландии началась с отдельных набегов в 790-е годы и завершилась в 1170 году завоеванием Дублина английскими норманнами. События той эпохи освещаются в довольно многих письменных источниках, в особенности, в Ульстерских анналах. Кроме того, об активности викингов в Ирландии свидетельствуют некоторые важные археологические находки, отдельные скандинавские географические названия и языковые заимствования.

Большой остров находился в конце долгого пути из Норвегии и Исландии через Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова и остров Мэн. Он был расположен поблизости от Англии и Европейского материка. Походы и поселения в Ирландии играли большую роль и оказали влияние на ситуацию в других регионах, как экономическую, так и культурную. Скандинавские поселения в Ирландии имели свои особенности по сравнению с поселениями в других регионах Западной Европы, Здесь в основе экономики лежали обширные торговые связи. Ясно, что здесь поселенцы не были заинтересованы в крупных земельных владениях и усадьбах или практических возможностях для развития сельского хозяйства. На протяжении всего периода многие викинги получали здесь большие доходы, благодаря своему военному ремеслу. После первых больших набегов их военное умение и их мобильные корабли нередко участвовали в междоусобных столкновениях в самой Ирландии, и зачастую викингов использовали в борьбе за власть в районах, окружавших Ирландское море, в Шотландии или Северной Англии. Викинги также обогащались, благодаря грабежам, а то и кладам, зарытым ирландцами в той земле, что переходила во владение к викингам. Подобная, традиционная для викингов экономика была осуществима здесь дольше, чем в других районах Западной Европы, вследствие перехода власти из одних рук в другие. Деятельность викингов в Ирландии имела огромное экономическое и культурное значение для Скандинавии, в особенности для Норвегии и Исландии, и более поздние ирландские саги представляют этот период почти в романтическом ореоле.

Викинги в Ирландии

История пребывания викингов в Ирландии может быть поделена на четыре фазы, которые, в основном, соответствуют периодам активности викингов в других местах. Это взаимодействие не может, однако, быть четко прослежено, поскольку письменные источники приводят не так уж много имен хевдингов, действовавших в Ирландии, а между тем лишь благодаря им, мы можем говорить об активности викингов на этом острове.

Первая фаза - примерно, от 795 года до начала 830-х годов - характеризуется краткими набегами разрозненных и едва ли больших банд, которые нападали, как правило, на изолированные монастырские общины, находившиеся на маленьких островках побережья. В 795 году они напали на Инисмюррей и Инисбофин у северо-западного побережья, а в конце 812-813 годов добрались до юго-западных районов Ирландии. В 820-х годах они действовали вокруг острова, и настроение, царившее в одном из таких изолированных монастырей, отражено в стихотворении, которое некий монах написал на полях рукописи. Он благословляет ненастные ночи, бури и шторма, которые мешают викингам выходить в море. В 832 году викинги трижды за один месяц грабили большой и богатый монастырь Армак, который стоял несколько в глубине материка, а его настоятель был главой всей ирландской церкви. Защититься от подобных молниеносных набегов было почти невозможно, но несколько раз ирландцам все же удавалось обращать викингов в бегство.

Причиной их «внимания» к монастырям была отнюдь не особая ненависть язычников к религиозным институтам христиан. Все было гораздо проще. Здесь их ожидала большая добыча. В тот период в Ирландии не было городов в собственном понимании этого слова. Но многие монастыри были своего рода монастырскими городами, важными экономическими и политическими центрами, иногда с большим количеством жителей, и тут могли скапливаться большие богатства, храниться много ценностей. Кроме того, общины были хорошо организованы, они могли пережить не одно нападение, и их можно было грабить раз за разом. Так было, например, и в Армаке. Церковные предметы не были основной целью наживы для викингов, поскольку они не имели большой ценности. Обычно только маленькие орнаментированные накладки были из золота или серебра. Многие изготовлялись из позолоченной бронзы, хотя и были красиво украшены. Викинги срывали эти накладки и увозили домой в качестве сувениров, которые они затем дарили женам и возлюбленным. Часть из них переделывалась на украшения. Огромное количество таких накладок от реликвариев (ларцов с мощами святых), священных книг и других церковных вещей из Ирландии, а также Шотландии и Северной Англии попало в захоронения Норвегии, откуда, собственно, и совершалось большинство набегов. Интерес представляли также красивые мирские предметы, как, например, ирландско-шотландская застежка с красивыми навершиями, которая была найдена в Усебергском кургане. Была ли эта вещь добыта грабежом или куплена, сказать трудно. Но в целом викинги, как и повсюду в других местах, прежде всего искали золото, серебро, рабов и славы.

Викинги были далеко не единственными, кто занимался в Ирландии грабежами. Так, ирландские анналы отмечают 26 викингских набегов в первой четверти столетия. Но в тот же период времени было зафиксировано 87 набегов, совершенных самими ирландцами. Ирландское общество было очень воинственным. На территории Ирландии было множество мелких государств, каждое со своим королем и со своими сложными династическими правилами. И эти государства постоянно вели между собой борьбу, в частности, за верховную власть. В тот период авторитетом, распространявшимся на всю Ирландию, обладали только аббаты из Армака. Политическая власть постоянно менялась, и, ввиду особого экономического положения монастырей, а также их весьма тесной связи со светскими властителями, грабежи и поджоги монастырей являлись составной частью междоусобной борьбы, которая велась в Ирландии. Имели место также враждебные действия одного монастыря против другого и войны между монастырями, принимавшими сторону разных королей.

Вторая фаза истории завоевания викингами Ирландии охватывала годы с 803 по 902. В 830-х годах набеги участились, как в государствах франков, так и в Англии. Обширные пространства подвергались ограблениям, огромные флотилии викингов плыли по рекам Эрн, Шаннон, Лиффей и Войн. В 839 году флотилия викингов действовала в озере Лох-Ней в Ольстере, а в 840-841 годах викинги здесь перезимовали. В 841 году они основали укрепленные базы в Дублине и чуть севернее, на восточном побережье, где к ним присоединились новые флотилии. В 845 году набеги достигли высшей точки. Была основана укрепленная база у озера Лох-Ри, в самом центре острова, и здесь повсюду было много викингских отрядов, но, по всей вероятности, они были столь же независимы друг от друга, как и ирландские королевства внутри страны.

Самым знаменитым хевдингом викингов в этот период считался Тургесиус, который в 845 году был захвачен в плен ирландским королем Маэлем Сехнаиллом и утоплен в море. Это, в основном, все, что о нем достоверно известно. Его невероятная слава была связана с выходом 250 лет спустя политико-пропагандистского сочинения под названием «Война против чужеземцев». Драматические повествования о его неслыханных подвигах, в действительности, имели целью воспеть великого ирландского короля Бриана Бору, весь его род и его приверженцев. В этом сочинении Тургесиус представлен как языческий супервикинг, который действовал повсюду и был предводителем всех викингов в Ирландии. Рассказывается также, что он захватил монастырь Армак, присвоил себе сокровища аббатства и попытался приобщить ирландцев к поклонению богу Тору, а его жена Ота совершала языческие ритуалы в главном алтаре монастыря Клонмакноисе.

В первую очередь потомков викингов следует искать на их исторической родине – в Швеции, Норвегии и Дании. Но, как показали исследования, норманны смогли наследить и в других странах Европы.

Нашествие

Наиболее активно викинги колонизировали Европу в VII-XII веках. В большей степени нашествию подверглись островные территории – Британия, Ирландия, Исландия и Фареры, в меньшей – земли континентальной Европы: норманны вторгались вглубь материка насколько им позволяла речная сеть, связанная с дельтами Северного и Балтийского морей.

Отряды викингов, как правило, возглавляли представители верхушки норманнского общества – хёвдинги или короли. Целью захватнических войн викингов было обретение богатства и положения. Но это были не обычные разорительные набеги, а продуманная экспансивная политика, итогом которой стало экономическое и политическое использование подчиненных территорий. Именно благодаря викингам в северной Европе стала активно развиваться торговля и начался рост городов.

Характерная особенность колониальной политики викингов заключалась в том, что многие жители Скандинавии – земледельцы, скотоводы, ремесленники – навсегда покидали родные места и оседали в чужих странах. Так, восточную Англию облюбовали преимущественно выходцы из Дании, а на Шетландских островах обосновывались норвежцы. Последние добрались и до Исландии, Фарерских островов, Гренландии и, вероятно, Северной Америки. Параллельно скандинавы проникали вглубь восточно-европейских территорий, прокладывая знаменитый путь «из варяг в греки». Судя по средневековым хроникам, норманны дошли до Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Арабского Халифата и Византии. Часть из них осталась на просторах Евразийского континенты навсегда.

Великобритания

Историки установили, что первые корабли викингов прибыли в Великобританию в 793 году н. э. Вплоть до знаменитой битвы при Стамфорд-Бридже в 1066 году норманны хозяйничали на большей части Британских островов. По словам ученого-генетика Джима Уилсона, несмотря на то, что с со времени изгнания викингов прошло почти 1000 лет, их наследие в Великобритании и Ирландии по-прежнему живо. Не так давно компания Britains DNA провела генетические исследования путем сравнения маркеров Y-хромосом-ДНК (унаследованные от отца к сыну) более чем 3500 мужчин (коренных англичан) с образцами ДНК из норманнских захоронений. Эксперимент преследовал цель выявить, сколько потомков викингов сегодня живет на территории Великобритании. В результате ученые установили, что в наши дни на Британских островах проживают как минимум 930 000 мужчин, в чьих жилах течет кровь воинственных викингов. «Исследования показывают, что концентрация норвежской крови довольно изменчива, но поскольку Y-хромосома относится только к мужской популяции и только к одной наследственной линии каждого человека, есть очень реальный шанс, что многие из нас связаны с викингами», – говориться в докладе Britains DNA.

Майкл Херст, автор телешоу «Викинги», отмечая, что Британия до сих пор испытывает влияние культуры викингов, в какой-то мере был даже восхищен: «...У многих из нас все еще может быть кровь этих страшных и знаменитых воинов – это невероятно...» Выше всего процент норманнской наследственности у жителей Шетландских островов – 25,2%, далее идут жители Оркнейских островов – 25,2%, Кейтнесса – 17,5%, Острова Мэна – 12,3%, Западных островов – 11,3%, Северо-Западной Шотландии и Внутренних Гебридов – 9,9%. Чем ближе к югу Британии, тем ниже процент потомков викингов.

Ирландия

Генетическая карта ирландцев весьма разнообразна, и в ней также нашлось место норманнским корням. Считается, что Дублин основали викинги в 841 году. Это было первое норманнское поселение в Ирландии. После концентрация скандинавов на «Изумрудном острове» постоянно росла. В дальнейшем норманны основали Уэксфорд, Уотерфорд, Лимерик и Корк.

Ситуация резко изменилась после поражения викингов в битве при Клонтарфе в 1014 году, когда их численность сократилась. Тем не менее присутствию норманнов в Ирландии это серьезно не помешало. В 1169 году пошла вторая волна норманнского вторжения в Ирландию, после чего викинги постепенно слились с местным населением. О скандинавском присутствии в Ирландии сегодня свидетельствуют некоторые ирландские фамилии: МакСуин (сын Свена), МакОлифф (сын Олафа), Дойл (потомок датчанина), О’Хиггинс (потомок викинга). Наибольшая концентрация потомков викингов наблюдается в Южном и Центральном Лейнстере, в Коннахте и в Северном Ольстере.

Россия

Впервые о появлении скандинавов на территории будущего Древнерусского государства упоминается в византийских хрониках. Так, в одной из них сообщается об учреждении константинопольским императором в конце IX века варяжской гвардии, воины которой, вероятно, были присланы киевским князем Владимиром.

Правители Древней Руси и Скандинавии поддерживали довольно тесные связи вплоть до XII века. Известно, что Ярослав Мудрый и Мстислав Великий взяли себе жен из Швеции: первый женился на Ингегерде, дочери Олава Шётконунга, второй – на Кристине, дочери короля Инге Старого. Впрочем, на Русь прибывали не только скандинавские жены, но и солдаты, и ремесленники. Наиболее известным поселением норманнов в Древнерусском государстве считается Сарское городище, находящее на территории Ярославской области.

По данным генетической лаборатории при Институте общей генетики им. Вавилова, около 18% населения Вологодской области происходит от предков, живших в Скандинавии. В Архангельской области скандинавские корни имеют 14,2%, в Рязанской – 14,0%. Речь идет об обладателях гаплогруппы I1, типичной для Норвегии и Швеции. К примеру, в современной Норвегии выявлены 37,3% носителей субклада I1-М253, в Швеции – 38,2%, в Германии - 12,5%.

23 апреля 1014 года недалеко от Дублина, в местечке под названием Клонтарф, состоялась самая кровавая битва ирландского средневековья. Объединившись вокруг своего первого и последнего верховного короля Бриана Бору, ирландцы вышли на поле боя, чтобы навсегда положить конец «северной угрозе».

Викинги в Ирландии

Эта история началась 8 июня 793 года, когда монахи островного монастыря Линдисфарн, недалеко от Британии, заметили в море алые паруса. Вначале это не вызвало у них никакого беспокойства – путешественникам случалось заглядывать на этот богом забытый остров. Но когда они вышли встретить гостей, на них напали вооружённые до зубов воины. Выбив дверь монастыря, они хватали всё, что попадалось под руку, срывая даже рясы с монахов, а сопротивлявшихся либо убивали на месте, либо топили в море.

Монастырь Линдисфарн

Линдисфарн стал первой жертвой викингов. Вскоре за ним последовали и другие священные обители: ирландское аббатство Айона, монастырь на острове Сент-Патрик, Скеллиг Майкл. Монахи, вооружённые лишь Священным писанием, мало что могли противопоставить бывалым воякам с топорами и мечами.

Нашествие викингов в Ирландию не было однократным, оно продолжалось несколько столетий. С IX века захватчики начинают постепенно ассимилироваться, основывают свои поселения (Дублин, Лимерик, Уотерфорд), заключают династические браки с детьми местных вождей «rí» и даже принимают христианство. Правда, сохраняя при этом вполне языческое мышление. Так, «Фрагментарные анналы» Ирландии упоминают о данах, призывавших ради победы «местного бога» – Святого Патрика: «Совершили наши враги (норманны) много зла против него, помолимся же ему искренне и поднесём ему достойные дары ради удачи и победы против наших врагов».

Даже те, кто принимал христианство, не гнушались периодическими набегами на монастыри, которые в те времена были главным сосредоточением богатства. Кроме того, на смену ассимилировавшимся и «остепенившимся» викингам приплывали новые волны завоевателей – разбою не было конца. Было ясно, что противостоять захватчикам может лишь сильный король, способный сплотить разрозненные силы ирландцев.

150 королей

Исторический опыт показывает, что в любой стране есть период бесконечных смут, когда сильные мира сего не могут разобраться, кому же будет принадлежать власть. Рано или поздно приходит сильный правитель, который наводит порядок, после чего на какое-то относительно долгое время устанавливается мир и благополучие. Эта историческая закономерность работает где угодно, но только не в Ирландии. На Изумрудном острове разрозненность и династические междоусобицы были не временным явлением, а единственным способом взаимодействия местных князей.


Похищение быка из Куальнге

В то время как континентальная Европа переживала время первых империй и таких монархов, как Карл Великий и Оттон I, в Ирландии одновременно «правило» около полутора сотен «королей» разного толка. Низшую ступень в иерархии занимал король одного «туата» (поселения) – «rí», за ним следовал король нескольких туатов – rí tuath, потом король пятины «rí coicid» – одной из пяти провинций Ирландии. Над всем этим возвышался верховный король, или «ard-rí» – тот, кому принадлежала древняя королевская резиденция в Таре. К сожалению, власть последнего была не более чем мифом. Титул короля Тары был скорее сакральным, его обладатель мог иметь ряд особых ритуальных обязанностей, но сам он обычно обладал властью над одной или двумя пятинами. Централизованной власти не было. Многочисленные «rí» творили с соседями, что хотели, и порой вели себя не лучше викингов. Так, один из королей Юга – Келлахан Кашельский – прославился тем, что грабил монастыри вместе с викингами. Другим популярным «развлечением» у местных князей был угон скота – главной местной валюты, сопровождающийся в сагах яркими сражениями не на жизнь, а на смерть.

Бриан Бору

Впрочем, в истории Ирландии иногда попадались амбициозные короли, в чьих силах было объединить остров. Одним из них был король южной провинции Мунстер, Федельмид мак Кримтанн (умер в 847 г.), про которого принято говорить, что он «сжёг монастырей и церквей больше, чем все викинги вместе взятые». Но он не дожил до своего триумфа, умерев при загадочных обстоятельствах (по легенде, во сне его пронзил копьём Святой Киаран, хотя скорее всего на него было совершено успешное покушение). Следующим кандидатом был король Маэль Сехналл из клана Южных Уи Нейллов, который в IX веке какое-то время весьма успешно воевал против захватчиков, но героически погиб в одном из таких сражений.

Бриан Бору в битве при Клонтарфе. Джон Уорд

В общем, настоящая верховная власть в Ирландии так и оставалась «святым Граалем», которого никому не удавалась достичь вплоть до XI века, когда в Мунстере появились два успешных военных предводителя – братья Матхамайн и Бриан мак Кеннетиг из неизвестного доселе клана Дал Кайс. Первый вскоре погиб в борьбе за мунстерский престол. Бриан, занявший его место, не только добился титула короля Мунстера, свергнув правившую там более 500 лет династию Эоганахтов, но и начал победоносное продвижение вглубь страны, подчиняя и облагая данью всё новые и новые туаты. Отсюда и его прозвище: «Борума», что переводится как «дань». В 1002 году он сокрушил своего главного оппонента – короля Тары Маэлсехнайла, став первым и единственным реальным королём всей Ирландии, которого потом источники назовут «императором».

Роковая Гормлайт

Есть такая старая присказка – «ищите женщину», что означает: «едва ли найдётся конфликт или ссора, где причиной не была бы женщина». В случае битвы при Клонтарфе и нарушении хрупкого мира, который сложился при Бриане, тоже без неё не обошлось. Ещё до того как стать верховным королём, Бриан женился на дочери одного из местных королей – на Гормлайт, девице с весьма интересным прошлым. О ней говорили как о женщине «на редкость красивой, хорошей во всём, что не зависело от её воли. В том, что от неё зависело, она показывала себя только с дурной стороны».

Стоит начать с того, что это был её третий брак. Первый её муж, конунг Олаф Куаран из Дублина, принял ради неё христианство и впоследствии, отказавшись от мирского, отправился в паломничество на остров Айона. Второго мужа – короля Маэлсехнайла – она оставила сама после того, как тот был свергнут Брианом. Он-то и стал её следующим мужем. Таким образом Гормлайт оказалась связанной родственными узами со всеми главными фигурами грядущего конфликта: она была женой верховного короля Бриана Бору, а выступившие против него конунг Дублина Ситрик и король провинции Лейнстер Маэлморд приходились ей сыном и братом.

Саги описывают причину битвы при Клонтарфе и изгнание викингов из Ирландии следующим образом. Брат Гормлайт, упомянутый Маэлморд, как-то решил посетить своего сюзерена Бриана. Гормлайт встретила брата с презрением из-за того, что тот платил дань её мужу. В итоге разгорелась семейная ссора, в ходе которой кипящий от злости Маэлморд покинул двор и ускакал домой. Бриан попробовал вернуть его и извиниться. Он даже расторгнул брак с Гормлайт, но это не помогло. Вскоре Маэлморд подбил и своего племянника Ситрика, правителя Дублина, на восстание против короля. Тот же в свою очередь обратился за помощью к оркнейскому ярлу Бродиру. В дальнейшем к ним примкнули и другие недовольные властью Бриана.

Женщина из сидов, кровавый дождь и взбунтовавшееся оружие

На самом деле роль Гормлайт в разжигании конфликта – не более чем одна из многочисленных легенд, коими обросла самая эпическая битва в средневековой Ирландии. Ещё современники событий окружили битву при Клонтарфе такими подробностями, что она стала похожа скорее на миф, нежели на реальное историческое событие. Ирландцы рассказывали, что накануне сражения Бриану явилась женщина из потустороннего мира и предсказала смерть королю, добавив, что его наследником станет тот, кто первый его увидит. Бриан позвал своего сына Мурдаха, но на зов откликнулся проходящий мимо младший Доннхад, который после смерти брата унаследовал титул верховного короля и короля Мунстера.

По исландским преданиям, предводитель оркнейских викингов Бродир путём колдовства узнал, что король Бриан в любом случае победит, но погибнет сам, если будет сражаться в пятницу. Поэтому Бродир якобы убедил своих соратников дать бой именно в этот день. В «Саге о Ньяле» рассказывается, что незадолго до сражения над Бродиром и его людьми пролился кровавый кипящий дождь, потом на них напало их же оружие, а на следующий день атаковали вороны с железными клювами и когтями. Преувеличенные слухи о сражении докатились и до континента. По хронике монаха Адемара из Южной Франции, битва продолжалась три дня, все скандинавы погибли, а толпа их женщин бросилась в море и утопилась.

Расстановка сил


Бриан Бору обращается к своему войску перед битвой при Клонтарфе, 1014

Народу при Клонтарфе собралось немало. Если верить источникам, то в сражении участвовало по 20 тысяч воинов с каждой стороны. Впрочем, современные исследователи считают эти цифры преувеличенными и склоняются к 5–8 тысячам в каждом войске. На стороне Бриана выступала объединённая армия Мунстера, Коннахта (по некоторым версиям – ещё и Мида) и примкнувшие к ним скандинавские наёмники, возглавляемые бывшим соратником Бродира, конунгом Оспаком, рассорившимся с последним по дороге. На стороне Ситрика и Маэлморда выступали дублинские скандинавы, жители Лейнстера, а также войска оркнейского ярла Сигурда, сына Хлёдвира, и датчанина Бродира, вместе с которым прибыло около 20 ладей. Скандинавы были вооружены лучше ирландцев. У последних не было двуручных секир и практически полностью отсутствовала защитная одежда.

Армией Бриана командовал его сын и наследник – Мурхад, сам король почти всё сражение провел в своём шатре. «Сага о Ньяле» объясняет это тем, что, будучи истинным христианином, Бриан отказался воевать в Страстную пятницу. Но причиной был скорее его возраст – на момент сражения верховному правителю Ирландии было уже за восемьдесят, а его сыну Мурхаду в районе шестидесяти.

Развязка

Существует несколько версий описания битвы при Клонтарфе, варьирующихся в зависимости от политической принадлежности автора. Согласно «Войне ирландцев против чужеземцев», армия Бриана образовала компактную и дисциплинированную фалангу, где воины стояли так тесно, что по их головам могла проехать колесница. Само сражение, «ужасное, кровавое, убийственное», продолжалось от рассвета до заката. Мурхад поразил уйму врагов, но погиб от руки умирающего скандинава, которому сам перед этим нанес смертельную рану. Другой пятнадцатилетний сын Бриана был найден после сражения в болоте сжимающим уже мёртвой хваткой труп врага. Сам Бриан, принимавший в этой версии участие в бою, был зарублен Бродиром в момент своего контрудара.


«Битва при Клонтарфе». Хью Фрайзер, 1826

Исландская «Сага о Ньяле» практически не содержит описаний доблести ирландских воинов. Если верить ей, Бриан в битве не участвовал, а находился позади войска вместе со своим внуком. Там престарелого короля и настиг клинок Бродира, сумевшего пробраться к Бриану, пока большая часть ирландского войска преследовала отступающих викингов. Впрочем, Бродиру выжить тоже не удалось – его взяли в плен и предали самой ужасающей казни – вспороли живот и заставили бегать до тех пор, пока его кишки не намотались на дерево.

Смерть Бриана Бору. Гравюра Х. Уоррена

Несмотря на все разночтения, источники сходятся в одном – то была кровавая сеча, подобно которой ещё не было в Ирландии. Объединённому войску Бриана удалось одержать победу над дублинскими викингами, чьё королевство после этого так и не смогло оправиться. Но какой ценой! Король, его сын и наследник Мурхад были убиты вместе с доброй частью старой ирландской аристократии. После смерти Бриана его хрупкая «империя» пала, а династические распри, последующие за этим, похоронили последнюю реальную попытку объединить остров. Через столетие, воспользовавшись местными междоусобицами, в Ирландию вторгся английский король Генрих II Плантагенет. Ирландцы попали в «английское рабство», освободиться из которого им удалось лишь в XX веке.

Викинги в Ирландии. Сражение при Клонтарфе

Хотя и считается, что флот, устроивший набег на Гебридские острова и Северную Ирландию в 617 г., мог быть скандинавским, первое подтвержденное нападение викингов на Ирландию датируется 795 г., когда подвергся разграблению остров Ричренн (часто ассоциирующийся с островом Лэмби поблизости от Дублина, но более вероятно, являвшийся островом Рэтлин, что примерно в 8 км к северо-востоку от основной ирландской территории) и были захвачены два монастыря на западном берегу. Поначалу все действия выражались в простых набегах небольшими силами, однако после 830 г. они участились, а примерно в 840 г., с прибытием некоего Тургесия, или Тургейса - полулегендарного персонажа, который, если верить ирландским хронистам, сделался «королем чужаков в Эрине», - началась колонизация. Викинги впервые перезимовали у брода через реку Лиффи в 841–842 гг., в то время и вырос там форт - будущий замок Дублина. Прошло немного времени, прежде чем лагеря и заставы викингов появились во множестве мест на протяжении всего морского побережья Ирландии, а также и в глубине суши, где судоходные реки позволяли продвигаться на ладьях. Как наиболее крупные следует упомянуть Корк, Лимерик, Уотерфорд, Уэксфорд и Уиклоу (хотя большинство из перечисленных приобрели какую-то важность только в X столетии). За исключением краткого периода 902–919 гг., Дублин с момента основания представлял собой центр сосредоточения власти викингов в Ирландии, где правили самопровозглашенные короли.

Эфес меча, найденный в Боллиндерри (Уэстмит), в Ирландии. Орнамент на крестовине и на головке эфеса из серебра (Государственный музей Ирландии).

Одним из неизбежных следствий появления в Ирландии общин викингов (преимущественно норвежского происхождения) стало вовлечение их в нестабильную политическую жизнь Ирландии, где множество королей маленьких королевств находились в состоянии почти постоянной войны друг с другом. Посему после середины IX века союзы между викингами и ирландцами стали вполне обычным явлением: так, викинги Дублина даже превратились в постоянных союзников королей Ленстера. Фактически последний альянс привел в 1014 г. к наиболее крупному столкновению в истории викингов и ирландцев, когда король Дублина поддержал Маэльмурду Ленстерского в его мятеже против верховного короля, Бриана Бору (может встречаться Брайен. - Прим. пер .). Речь, конечно же, идет о битве при Клонтарфе.

Бриан Бору, энергичный и честолюбивый вождь с большими претензиями, стал одним из очень немногих верховных королей средневекового периода, который хоть с какими-то основаниями имел право претендовать на звание не просто номинального, а пользующегося реальной властью короля Ирландии, что, естественно, не могло не поставить его в конфликтное положение по отношению к многочисленным и отчаянно отстаивающим независимость малым династиям. В самом конце X столетия, в заключительные месяцы 999 г., Маэльмурда Ленстерский и король Дублина Сигтрюгг Шелковобородый восстали против Бриана, который выступил навстречу им в предгорья Уиклоу и нанес сокрушительное поражение у Гленн-Мама, при этом Маэльмурда избежал гибели или плена, только удачно спрятавшись в дупле в стволе тиса. Хотя впоследствии великодушный победитель восстановил Сигтрюгга в правах короля в его королевстве, унижение, испытанное им в сражении с Брианом, стало незаживающей раной, которую, если верить одному источнику, в 1012 г. беспардонно разбередил скорый на слова и решения сын Бриана, Мурхад. История представляет все следующим образом: Мурхад, проиграв партию в шахматы вследствие совета, который Маэльмурда подал его оппоненту, обругал короля Ленстера и заметил, что рекомендации того не всегда бывали столь полезны для тех, кому он их давал: «Какой дельный совет подал ты норвежцам, когда мы разметали их у Гленн-Мама!» Глубоко задетый, Маэльмурда отозвался: «Я снова дам им совет, но на сей раз исход будет другим», - на что Мурхад отпарировал: «Не забудь заготовить для себя тис!»

Боевые топоры и копья викингов из Темзы близ Лондонского моста, датируемые периодом приблизительно 840-1020 гг. Оружие, вероятно, осталось лежать там после битвы или же его бросили в воду, принося жертвы богам (Лондонский музей).

Оскорбленный Маэльмурда в злобе покинул двор Бриана, собрал вождей и подтолкнул к мятежу северных королей. К 1013 г. война полыхала уже во многих районах. Однако Мурхад вскоре обратил Маэльмурду в бегство, и вот на исходе лета тому пришлось искать спасения в укрепленном Дублине у Сигтрюгга. Там Мурхад и Бриан осаждали их до Рождества, когда войско Бриана из Манстера снялось с лагеря и рассеялось, чтобы зимовать дома. Стремясь как следует воспользоваться неожиданной передышкой, Сигтрюгг на корабле отправился на север, к викингам Западных островов, в надежде найти союзников. Если верить «Хроникам Иннисфалена», он в итоге получил войска от гайллов, или «иностранцев», со всего Западного мира. Разные записи позволяют сделать вывод о прибытии подкреплений викингов с Гебридских островов, из Кейтнесса Кинтайра, Аргайлла (т. е. из Шотландии. - Прим, пер.), Норвегии и - что уж и вовсе невероятно - из Франции, Фландрии, Фризии и даже из Руси. Несомненно, эрл Сигурд Сильный (или Храбрый. - Прим, пер.) из Оркни подал помощь Сигтрюггу, как поступил и некий Бродир из Мэна с 20 ладьями (хотя его товарищ Успак, располагавший десятью судами, встал на сторону Бриана).

Весной 1014 г. все эти силы собрались под Дублином, где ближе к концу апреля верховный король отважился дать им бой силами армии, численность которой оценивается в 20 000 чел., набранных в Манстере, в Миде (в Средних землях) и в Южном Коннахте (провинция Ирландии; может встречаться Коннаут или Коннот. - Прим. пер .). 23 апреля - в страстную пятницу - обе стороны построились для битвы на равнине возле Клонтарфа.

Предпринималось немало попыток установить диспозиции обеих армий, хотя ни одна из них не кажется совершенно убедительной. Однако ученые, в общем-то, сходятся на одном фундаментальном предположении, что викинги с их союзниками из Ленстера образовали пять или семь отрядов, встав слишком тонким строем в попытке прикрыть не только путь отхода к Дублину по мосту через Лиффи, но и стоявшие на якорях в гавани Дублина на противоположном крыле ладьи заморских викингов. Автор «Ньяловой саги» отводит Бродиру один фланг, а королю Сигтрюггу - другой, ставя эрла Сигурда в центре, однако не упоминает о Маэльмурде и его воинах из Ленстера, несмотря на тот факт, что те, по всей видимости, минимум вдвое превосходили викингов числом. Автор допускает ошибку в отношении роли Сигтрюгга в разыгравшемся сражении, поскольку он на протяжении всей битвы оставался в Дублине, тогда как командовал войском Дублина его брат Дубгалл. Вероятно, заморские викинги под началом Сигурда и Бродира занимали левый фланг с целью защитить корабли, тогда как дублинский отряд - правый, поближе к мосту, тем временем Маэльмурда расположился на господствующей высоте в центре. Установление диспозиции войск Бриана еще более сложная задача. Нам известно, что правый фланг им обеспечивала река Лиффи, а левый - протекающая параллельно река Толка. «Ньялова сага» сообщает нам, что верховый король, достигший к тому времени возраста 73 лет, «не желал обнажать меча в страстную пятницу, а потому его окружили воины валом из щитов, а перед ним построилась и вся его армия». Следовательно, командовал Мурхад вместе с кузеном Коненгом и 15-летним сыном Тойрделбахом. Автор саги утверждает, что присутствовал и самый младший из сыновей Бриана, Тагд. Написанная в XII столетии «Война гэдилов с гайллами», где сказано, что Бриан молился в шатре в лесу Томар, описывает ирландские порядки как очень плотное построение, говоря, что «запряженная четверкой в ряд колесница могла бы проехать по их головам, так близко стояли они один к другому», однако упоминает об отдельных «баталиях» (battal), или отрядах, и о трех линиях.

«Армии столкнулись, и разгорелась жаркая битва», - повествует «Ньялова сага». В центре Маэльмурда устремился вниз с холма и глубоко врубился в порядки Мурхада, однако дела у союзников-викингов на флангах пошли не так благоприятно. После ожесточенного боя численное превосходство Мурхада, несмотря на уход людей из Мида, стало сказываться на ходе сражения. Воины из Ленстера, слишком углубившиеся во вражеский строй, причем без поддержки, были отброшены в беспорядке, как и викинги. Дублинский отряд на правом крыле стал откатываться к городу, однако преследователи наседали им на пятки, так что всего 20 чел., а согласно другой версии и того меньше - только девять, смогли добраться до крепости. Левое крыло викингов собралось, и отряды из Ленстера попятились, отступая к нему, но к тому моменту викинги очутились в почти полном окружении, охваченные слева и справа победоносными солдатами Мурхада из Манстера. Не оставалось никакого выхода, кроме как отступать к морю, однако и там почти не предоставлялось шансов на спасение, поскольку из-за прилива ладьи викингов оказались на очень большом расстоянии, покрыть которое было бы под силу только очень хорошим пловцам. Потому неизбежно очень многие нашли смерть в воде на пути к спасительным, но слишком далеким кораблям.

Изображенные здесь викинги демонстрируют одежду, типичную для них в IX–X столетиях. Обратите внимание на различия в рубахах, шлемах и штанах. Мечи, секиры, копья и щиты являлись основным вооружением воинов.

Между тем, несмотря на то что прошло уже 12 часов, как началась битва, сражение еще не завершилось. В отчаянии некоторые из викингов - и среди них Бродир - сумели прорубиться через ряды армии Мурхада и достигли лагеря короля, расположенного в тылу у ирландцев. «Ньялова сага» детализирует события:

Бродир увидел, что войско короля Бриана преследует бегущих… и что лишь немногие мужи остались с ним, чтобы прикрывать государя стеной из щитов. Он проложил себе путь через лес и прорубился через заслоны к королю. Юный Тагд простер руку, дабы защитить Бриана, но меч отсек ее и голову короля… Затем Бродир воскликнул: «Пусть же все знают, что Бродир срубил Бриана».

Однако ему недолго пришлось праздновать триумф, поскольку телохранители верховного короля окружили отряд и взяли в плен всех викингов, которых затем предали смерти.

Автор «Войны гэдилов с гайллами» приводит данные о потерях викингов и их союзников из Ленстера: 2500 чел. у скандинавов и 3100 у ирландцев - итого 5600 чел. В других источниках говорится где о 6000 чел. всего, а где о 6000 «иностранцев»; самые высокие данные в «Лебар Оирис», где называется цифра 6700 убитых викингов и 1100 ленстерцев, тогда как часто говорится, что урон у викингов составил не меньше 3000 чел., включая 1000 бойцов в кольчугах, которыми, по всей видимости, командовал Бродир. Вдобавок ко всему едва ли не все предводители погибли, включая эрла Сигурда, Бродира, Дубгалла и Маэльмурду: утверждается, что ни один из викингов высокого ранга, вышедших на поле битвы в тот день, не остался в живых. Однако победу ирландцев можно назвать до известной степени пирровой - мало того что пал сам верховный король, но судьбу его разделили Мурхад (он скончался на заре следующего утра от смертельной раны), внук Тойрделбах, который утонул во время преследования, а также и племянник Коненг. По меньшей мере еще семь других королей и 1600 нобилей нашли смерть в тот день. В одном источнике сумма потерь воинов из Манстера и Коннахта составляет всего 4000 чел.

Несмотря на большую ее значимость со многих точек зрения, битва при Клонтарфе не являлась решающей настолько, насколько мы привыкли думать. Она не поставила точку во власти скандинавских выходцев в Ирландии, которая начала убывать уже с середины X столетия, и король Сигтрюгг продолжал править в Дублине на протяжении следующих 20 лет. Однако, если не считать отдельных пиратских рейдов (как кампания Магнуса Голоногого [имеется в виду норвежский король Магнус III, прозванный так из-за ношения килта; в 1103 г. он погиб в Ирландии. - Прим, пер.]), пройдет еще полтора столетия, прежде чем скандинавская армия ступит на ирландскую землю.

Боррестадский мемориальный камень в Юттергерде, что в Уппланде (Швеция) с руническими письменами по туловищу змея Нормунганда, рассказывает о трех походах в Англию, совершенных в начале XI столетия человеком по имени Ульф. Надпись гласит: «Карси и Гербьерн повелели поставить сей камень в честь их отца Ульфа. Бог и Божья Матерь да спасите его душу. Ульф трижды брал датский выход в Англии. В первый раз поднес его Тости. Затем Торкел [Длинный]. Затем Кнут». Когда давал дань Тости, неизвестно, однако Торкел и Кнут расплачивались соответственно первый в 1012, а второй - в 1016 г. (Национальный музей древностей, Стокгольм, Швеция).

Императорская стража с византийского манускрипта, хранящегося в Мадриде, состоит из чужестранцев, включая франков, руссов, германцев и викингов (Национальная библиотека, Мадрид).