Грандиозные проекты китайских строителей (20 фото). Метро доверили китайцам

Пять-шесть этажей, высокие потолки, лоджии с панорамным остеклением, закрытый для проезда машин двор - будь этот дом построен в Минске, его бы сразу отнесли к категории элитных, уникальных. Маркетологи и риелторы уж точно нашли бы подходящие эпитеты, чтобы выделить его на фоне безликих многоэтажек. Как ни странно, выбивающаяся из шаблонов новостройка появилась не в столице и даже не в прогрессивной «Новой Боровой», а на окраине деревни Быкачино Смолевичского района. Она стала первым жилым домом нового города, который растет рядом с Национальным аэропортом Минск. Onliner изучил этот дом снаружи и внутри.

Подарок Китая за $15 миллионов

Большая стройка, призванная сделать Беларусь узловой платформой нового Шелкового пути, началась еще в 2014 году. За это время ландшафт в районе аэропорта претерпел значительные изменения. Там, где еще недавно шумел лес, выросли складские терминалы, громадный выставочный комплекс, гостиница, производственные здания, протянулись километры асфальтированных улиц и велодорожек. Все это - стартовая площадка китайско-белорусского мегапроекта под названием «Великий камень». Проектирование жилого района велось давно, и вот в ноябре прошлого года на окраине деревни Быкачино торжественно заложили символический камень в основание первого дома.

Если на предварительных макетах жилой район «Великого камня» напоминал обычный минский спальник, утыканный типовыми панельками, то в жизни все оказалось намного интереснее. Уже по первым эскизам стало понятно, что первый дом будет построен по индивидуальному проекту, воплотившему в себе современные тенденции в архитектуре.

Невысокая этажность, комбинированная отделка фасада, окна в пол и панорамное остекление лоджий - так будущий дом выглядел на рендерах. Посмотрим, что же получилось в итоге.

Взглянем с похожего ракурса на актуальное состояние дома. Как видим, изменился разве что цвет вентилируемого фасада. Вместо черного был выбран серый.

Нельзя не отметить, что дом возведен ударными (по белорусским меркам) темпами. Первый камень заложили в конце ноября прошлого года, а сейчас заканчивается благоустройство территории, новостройка практически готова к заселению. С финансированием никаких проблем не было. Строительство обошлось в $15 миллионов, которые были выделены Беларуси в качестве технико-экономической помощи. Другими словами, это подарок нашей стране от правительства Китая. Подрядчиком выступала 25-я компания китайской корпорации по железнодорожному строительству (CRCC), а ее банком-партнером – «Банк Дабрабыт», который решал вопросы по операциям между странами и брал на себя общение с китайскими финучреждениями. На стройке трудились около 200 рабочих, 50 из них - белорусы, остальные - китайцы.

Кто здесь будет жить

В новостройке 156 квартир с выполненной отделкой, при этом ни одна из них не поступит в продажу. Дело в том, что дом арендный. Ключи получат сотрудники компаний-резидентов индустриального парка, которые пока добираются на работу из Минска. Узнать размер арендной платы нам не удалось. Известно лишь, что цены будут конкурентоспособны по отношению к уровню цен на съемное жилье в пригороде.

Помимо жилья в доме на первом этаже расположены встроенные помещения. Там должны открыться аптека, ЖЭС, парикмахерская, почтовое отделение, фельдшерский пункт, пункт охраны правопорядка - минимальный набор социальной инфраструктуры, которой будут пользоваться жильцы дома и жители деревни Быкачино.

Китайский проект, адаптированный под наши нормы

Изучим новостройку в деталях. Конструктивно она представляет собой железобетонный каркас с утепленными внешними стенами из газосиликатных блоков. С внешней стороны дома применен комбинированный вентилируемый фасад, со стороны двора стены оштукатурены и покрашены.

В доме восемь подъездов. Четыре из них имеют высоту 5 этажей, еще четыре - 6 этажей. Внутри П-образного контура сформирован двор, закрытый для движения машин, парковки же оборудованы по периметру здания (из расчета одно место на одну квартиру). Такой соразмерный человеку формат застройки можно встретить в Вильнюсе, Копенгагене, Стокгольме - да в любом европейском городе, где девелоперы думают о качестве жилой среды и комфорте людей.

Интересуемся, типовой ли это проект для Китая, можно ли встретить такие дома в Пекине, других городах.

- Проект китайский, но адаптированный под белорусские нормы и требования, - говорит руководитель China Desk «Банка Дабрабыт» Хайбо Чжун. - У нас в Китае в городах такие низкие дома почти не строят. Обычно 25-30 этажей. А 5-6 этажей - это где-нибудь в провинции.

Но надо понимать, что проект этот не коммерческий. Если бы перед заказчиком стояла цель заработать деньги, все выглядело бы иначе. Как - можно увидеть на примере района Лебяжий, где китайская компания BUCC возводит жилой комплекс «Променад».

Как выглядят квартиры

Заходим в один из подъездов, где уже выполнена отделка мест общего пользования и квартир. На каждом этаже здесь по четыре квартиры. Первое, что удивляет, - огромные по высоте входные двери. Ни в одной минской новостройке видеть такие не доводилось. Высота потолков здесь - 3,1 метра. Впечатляет!

Чистовая отделка добротная. Здесь нет привычных для государственного арендного жилья обоев в цветочек и линолеума. На полу - ламинат и плитка (с подогревом), стены выкрашены в светлые тона. Квартиры обставляются новой мебелью, бытовой техникой, всей необходимой сантехникой. Кухни комплектуются духовым шкафом, варочной панелью и холодильником. В санузлах установлены стиральные машины.







На момент нашего визита оформление квартир еще не было завершено. Но общая картина, в принципе, уже понятна.







Мне это нравится Больше не нравится 7 Мне это не нравится Отменить 5

Добро пожаловать в Китай ! Как мы знаем, Китай – это не только главная мировая фабрика и вторая экономика мира, но и полтора миллиарда человек, которым надо где-то жить. И строительство нового жилья здесь поставлено на поток, как производство айфончиков. Куда бы вы ни поехали, повсюду будут поля одинаковых муравейников. Строят китайцы невероятно быстро, так что леса новых районов появляются буквально за несколько месяцев.

Давайте посмотрим, как строят в Китае и можно ли чему-то у китайцев поучиться.

Начнём с того, что рынок жилья в Китае – это гигантский пузырь. Это непрерывное строительство миллионов квадратных метров жилья. Это огромный маховик, который раскручен так, что теперь власти стараются разными способами его придержать.

Я уже был свидетелем последствий бесконечной стройки, когда приезжал в Ордос, крупнейший город-призрак в Китае.
Но то же самое можно встретить и в других китайских городах, даже в Пекине. По всей стране идёт строительство бескрайних полей однотипных муравейников.

Проблема Китая в том, что огромная доля этой недвижимости строится в инвестиционных целях. То есть это не те дома, куда заселяются люди. Как и россияне, китайцы думают, что надёжнее всего вкладываться в недвижимость.

В прошлом году объём рынка недвижимости в Китае составил 1,5 триллиона долларов США (93 триллиона рублей). Это не считая важных сопутствующих производств типа производства стали для арматуры или производства мебели, которой все эти квартиры потом обставляются. Сумма просто гигантская! Это в 6 раз больше, чем доходная часть бюджета РФ в 2018 году.

01. Начнём с самого простого жилья на окраине Пекина. Купить жильё в таком доме нельзя – только социальный наём. Аренда простой двушки в этом доме обойдётся в 2000 юаней (около 20 000 рублей), а в соседнем с ним обычном доме – уже в 5000 юаней (около 50 000 рублей).

Мне это нравится Больше не нравится 12 Мне это не нравится Отменить 21

02. Территория никак не охраняется – заходи кто хочет! Единственное, стоит защита от скутеров и машин, но, как мы позже увидим, это не спасает.

Мне это нравится Больше не нравится 5 Мне это не нравится Отменить 26

03. Дома – примитивные панельки.

Мне это нравится Больше не нравится 8 Мне это не нравится Отменить 19

04. Первый плюс – двор без машин. Да, встретить двор-парковку в новых районах невозможно даже в самом дешёвом жилье. Поэтому даже в экономе будет хоть какое-то благоустройство.

Мне это нравится Больше не нравится 40 Мне это не нравится Отменить 5

05. Понятно, что всё это примитивно, очень просто, но не забывайте, что мы смотрим самое дешёвое жильё. В России и такого благоустройства нет. Ещё обратите внимание, что даже в стандартных дворах дешёвых домов тут высаживают взрослые деревья.

Мне это нравится Больше не нравится 63 Мне это не нравится Отменить 2

06. Местные жители сразу натягивают на эти деревья верёвки и сушат бельё! Что с них взять: в основном это переселенцы из деревень.

Мне это нравится Больше не нравится 10 Мне это не нравится Отменить 38

07. А зачем ещё нужны деревья?

Мне это нравится Больше не нравится 7 Мне это не нравится Отменить 35

08. Во дворе бардак. Так как тут живут люди бедные, двор вокруг подъездов обычно завален всякими телегами, скутерами и прочим барахлом.

Мне это нравится Больше не нравится 8 Мне это не нравится Отменить 26

09.

Мне это нравится Больше не нравится 11 Мне это не нравится Отменить 6

10. Кто-то вынес старую мебель и сделал общественное пространство.

Мне это нравится Больше не нравится 19 Мне это не нравится Отменить 9

11. Подъезды все открыты – добро пожаловать!

Мне это нравится Больше не нравится 25 Мне это не нравится Отменить 1

12. На 22-м этаже кто-то припарковал скутер) Как мило! Отделка самая дешёвая: просто бетонный пол и стены под покраску.

Мне это нравится Больше не нравится 6 Мне это не нравится Отменить 26

13. Основной транспорт – велосипед.

Мне это нравится Больше не нравится 23 Мне это не нравится Отменить 6

14. Под домом есть даже велопарковка, но она, судя по пыли, заброшена.

Мне это нравится Больше не нравится 6 Мне это не нравится Отменить 14

15. Никаких мусоропроводов нет – раздельный сбор во дворе у подъезда.

Мне это нравится Больше не нравится 47 Мне это не нравится Отменить 9

16. Улица

Мне это нравится Больше не нравится 43 Мне это не нравится Отменить 5

Государство предпринимает попытки снизить количество инвестиционных сделок в сфере недвижимости. То увеличит первоначальные взносы при покупке квартир, то введёт повышенную ставку по ипотеке, то ещё что-нибудь. Например, только за 2017 год в Пекине было закрыто более 1000 агентств недвижимости.

Кроме того, власти стали больше земли выделять под девелопмент. В прошлом году в Пекине отдали под застройку 10 млн кв. метров земли. В 2016-м общая площадь таких участков была в 4 раза меньше. Тут надо отметить что далеко не вся эта территория будет застроена именно жильём. Часть земли отведена под коммерческую застройку, разные торговые центры, парковку и т.д. По опыту прошлых лет, жилыми домами застроят примерно 1/5 этой площади.

Все эти меры приводят к снижению цен на рынке. Сейчас в китайской прессе этот момент активно освещается. Местные жители осыпают Партию благодарностями за то, что они не купили квартиру в 2016-м, потому что теперь квартиры стали дешевле!

17. Давайте теперь посмотрим недвижимость подороже. Такие же башни, только отделка уже под кирпич.

Мне это нравится Больше не нравится 7 Мне это не нравится Отменить 13

18. На входе уже домофон и будка охраны. Правда, меня никто не спросил, куда это я иду.

Мне это нравится Больше не нравится 5 Мне это не нравится Отменить 9

20. Внутри красота! Пруды и зелень.

Мне это нравится Больше не нравится 92 Мне это не нравится Отменить 1

21. Аккуратные дорожки и кусты. Жители уже не сушат своё бельё на деревьях.

Мне это нравится Больше не нравится 74 Мне это не нравится Отменить 0

22. Дома сдали несколько лет назад, но, опять же, обратите внимание на взрослые деревья! Вспомните, в каком виде сдают дома в России: первые 10-20 лет нет вообще никакой зелени. Выжженная земля.

Мне это нравится Больше не нравится 80 Мне это не нравится Отменить 3

23. Здесь же – цветущие сады.

Мне это нравится Больше не нравится 61 Мне это не нравится Отменить 2

24. Парковка подземная, двор полностью без машин. Для гостей на въезде есть краткосрочный паркинг с ограничением.

Мне это нравится Больше не нравится 40 Мне это не нравится Отменить 1

25. Сами подъезды уже чистые и опрятные. Вход по карточке, лифт тоже по карточке работает, как в отеле.

Мне это нравится Больше не нравится 47 Мне это не нравится Отменить 0

26.

Мне это нравится Больше не нравится 20 Мне это не нравится Отменить 0

27. Во дворе стоит вендинговый аппарат и продает яйца!!!

Мне это нравится Больше не нравится 63 Мне это не нравится Отменить 2

28.

Мне это нравится Больше не нравится 47 Мне это не нравится Отменить 1

29. На улице парковка на тротуаре.

Мне это нравится Больше не нравится 2 Мне это не нравится Отменить 30

На конец 2017 года средняя цена квадратного метра жилья в Пекине составляла около 37 800 юаней – это $5980. Речь идёт именно о квадратном метре в новостройках. Вторичное жильё намного дороже: 59 100 юаней за кв. метр (около $9300).

В прошлом году в Пекине было совершено 26 253 сделки с жильём, а оборот жилья в китайской столице составил 276 млрд юаней. В 2016 году сделок было почти в 2 раза больше, а оборот составил 500 млрд юаней. Это примерно сопоставимо с показателями Москвы . За прошлый год в столице РФ было куплено 47 518 квартир в новостройках.

Жильё в новостройках стоит в среднем дешевле, чем вторичка, из-за государственного контроля. Власти КНР могут указать крупным девелоперам, что и по какой цене продавать, а продажи вторички отследить сложнее, поэтому цены в этом случае ближе к рыночным. Например, в районе Чаоян (это деловой центр Пекина с небоскрёбами; там ведётся самое дорогое строительство) в 2017 году жильё в новостройках нельзя было продавать дороже 68 924 юаней за кв. метр – это $10 412.

Едем дальше? Перенесёмся в Гуанчжоу , на юг Китая, и посмотрим недвижимость получше. В принципе, по всему Китаю строят примерно одинаково. Это многоэтажные комплексы с закрытыми дворами, которые называют "Garden".

30. Ух!

Мне это нравится Больше не нравится 19 Мне это не нравится Отменить 27

31.

Мне это нравится Больше не нравится 10 Мне это не нравится Отменить 21

32. Здесь уже турникетная система входа, как в офисный центр! У каждого жильца есть карточка, которую он прикладывает, чтобы пройти через турникет.

Мне это нравится Больше не нравится 37 Мне это не нравится Отменить 16

33. Благоустройство ещё богаче.

Мне это нравится Больше не нравится 51 Мне это не нравится Отменить 1

34.

Мне это нравится Больше не нравится 23 Мне это не нравится Отменить 3

35. По сути всё то же самое. Дорожки, зелень.

Мне это нравится Больше не нравится 33 Мне это не нравится Отменить 4

36.

Мне это нравится Больше не нравится 43 Мне это не нравится Отменить 0

37. Внутри никаких машин

Мне это нравится Больше не нравится 56 Мне это не нравится Отменить 1

38.

Мне это нравится Больше не нравится 59 Мне это не нравится Отменить 0

39.

Мне это нравится Больше не нравится 61 Мне это не нравится Отменить 1

40.

Мне это нравится Больше не нравится 49 Мне это не нравится Отменить 0

41. Есть бассейн... правда, после зимы его пока не наполнили водой. Но летом тут плавают жильцы.

Мне это нравится Больше не нравится 58 Мне это не нравится Отменить 1

42. Аппарат для раздачи чистой воды.

Мне это нравится Больше не нравится 34 Мне это не нравится Отменить 0

43.

Мне это нравится Больше не нравится 29 Мне это не нравится Отменить 0

44.

Мне это нравится Больше не нравится 24 Мне это не нравится Отменить 1

45. Кстати, в Китае у жильцов часто есть доступ на крыши. Там они сушат бельё, отдыхают, кто-то умудряется сделать себе огород.

Мне это нравится Больше не нравится 57 Мне это не нравится Отменить 6

46. И зоны отдыха:

Мне это нравится Больше не нравится 36 Мне это не нравится Отменить 6

47.

Мне это нравится Больше не нравится 44 Мне это не нравится Отменить 11

48. Ну и посмотрим ещё один жилой комплекс, на этот раз в Сямэне .

Мне это нравится Больше не нравится 33 Мне это не нравится Отменить 2

49. Ещё круче. Вход уже как в хороший отель. Кстати, в этот двор нас пустили по паспорту и внимательно следили за тем, куда мы пошли.

Мне это нравится Больше не нравится 38 Мне это не нравится Отменить 4

50. 8 башен, а между ними сады

Мне это нравится Больше не нравится 31 Мне это не нравится Отменить 0

51. Озеленение. Ещё раз напоминаю, что всё это с нуля сделали несколько лет назад.

Мне это нравится Больше не нравится 77 Мне это не нравится Отменить 1

52. Территория как в хорошем отеле.

Мне это нравится Больше не нравится 49 Мне это не нравится Отменить 0

53. Красота!

Мне это нравится Больше не нравится 34 Мне это не нравится Отменить 1

54.

Мне это нравится Больше не нравится 31 Мне это не нравится Отменить 15

1. Люби Родину, возрождай Китай, люби наш Сямэнь , участвуй в строительстве Сямэня.
2. Поддерживай общественную мораль, соблюдай порядок, следи за гигиеной, заботься об общественной собственности.
3. Охраняй окружающую среду, не загрязняй её, сажай деревья и цветы, украшай город-остров Сямэнь.
4. Общайся культурно, будь вежлив, старайся выглядеть нарядно, относись к людям радушно.
5. Рожай детей в соответствии с политикой плановой рождаемости, занимайся их воспитанием, стремись к гармонии в семье и дружбе с соседями.
6. Уважай науку, меняй привычки и обычаи, трудись усердно, будь старателен и экономен в ведении хозяйства.
7. Посвящай всего себя работе, соблюдай закон и дисциплину, испытывай радость от помощи людям, борись за правое дело.
8. Уважай учителей, уважай старших и не обижай младших, поддерживай армию и помогай семьям военнослужащих, поддерживай правительство и люби народ.

57.

Мне это нравится Больше не нравится 48 Мне это не нравится Отменить 0

66. Вдоль улицы есть отдельный блок с магазинами и общественными помещениями.

Мне это нравится Больше не нравится 50 Мне это не нравится Отменить 1

68. И повсюду растут всё новые и новые районы. Всё выше и выше.

Мне это нравится Больше не нравится 17 Мне это не нравится Отменить 28

За последние 50 лет некогда бедный Китай, славившийся только своей многочисленной дешевой рабочей силой, превратился в крупнейшего изготовителя всевозможных товаров. Помимо производства, рост экономики сильно повлиял на все отрасли жизни в КНР.

От страны-бедняка до мирового производителя

Начиная со времен Великой Китайской стены в этой стране делают любые вещи или события с грандиозным размахом. Так, только за последние 20 лет уже несколько десятков инфраструктурных проектов завершены, другие находятся в разработке.

Чего только стоит план переселения в течении следующего десятилетия более 80 миллионов человек (эквивалент количества жителей Индонезии) в строящиеся по всей стране системы мегаполисов. Китайские проекты затронули многие государственные отрасли, такие как строительство, транспорт, энергетика, космонавтика и другие.

Строительство

Благодаря инвестированию 200 млн. долларов в городе Гуанчжоу теперь есть красивейшее здание оперного театра, построенного по проекту архитектора Захи Хадида.

А это интересное сооружение, предназначенное для центрального китайского телевидения, представляет собой шесть вертикальных и горизонтальных секций. Общая площадь здания, стоимость постройки которого равна 760 миллионов долларов, составляет 500 тысяч квадратных метров.

Шанхайский финансовый центр, высота которого превышает 500 метров, является домом для второго в мире по величине отеля Park Hyatt Shanghai. Он занимает 79 из 93 этажей здания. Сума инвестиций в постройку центра превысила 1 миллиард долларов.

Китайцы возводят великолепные сооружения не только у себя дома. Так, наиболее дорогостоящим иностранным проектом стала "Балтийская жемчужина" - комплекс из жилой и коммерческой недвижимости в пригороде российского Санкт-Петербурга. Стоимость постройки равна 1,3 милларда долларов.

128-этажная Шанхайская башня является самым высоким зданием Китая и вторым по высоте в мире. На ее строительство было израсходовано почти 2,5 миллиарда.

Транспорт

Самый длинный в Китае туннель, протяженность которого превышает 15 км, находится в горах Чжуннань. На этот проект государство потратило почти полмиллиарда долларов.

Железнодорожная ветка, соединяющая все населенные пункты в юго-западной части Таримской долины, обошлась правительству в более чем 700 миллионов.

На миллиард больше потрачено на строительство моста через Янцзы в городе Ухань. По этому сооружению передвигаются как автомобили, так и поезда.

В приблизительно такую же сумму обошлось строительство метрополитена в городе Нанкин. С 2005 года, когда оно было официально открыто, метро ежедневно помогает добраться в нужное место двум миллионам человек.

А для строительства 20-километрового вантового моста в Шанхае понадобилась сумма в 1,8 миллиарда долларов.

В 2015 году был открыт международный аэропорт Чэнду, являющийся четвертым по загруженности в стране. За год он принял более 42 милионов пассажиров. На его строительство было потрачено 1,9 миллиарда.

Город Ухань славится своими суперскоростными поездами, способными преодолевать более 250 километров за час. Стоимость местного вокзала превышает 2 миллиарда долларов.

Огромный комплекс международного аэропорта Шоуду является шестым по величине зданием на земле. Для его постройки было потрачено 3,5 миллиарда.

На 100 миллионов больше стоит здание аэропорта Куньмина в Шанхае. Его терминалы занимают общую площадь почти 1 млн. квадратных метров.

Южный железнодорожный вокзал Пекина является крупнейшей станцией города. Стоимость постройки - 6,3 млрд. долларов.

Совсем недавно был подписан контракт, согласно которому предусмотрено возрождение легендарного "Шелкового пути". Эта сеть дорог должна связать Поднебесную с Индией и Европой. Сумма инвестиций со стороны Китая оценивается в 6,5 миллиардов.

Второй по длине в мире вантовой мост построен между городами Чаншу и Наньтун через реку Янцзы. Его длина - более 1200 метров, стоимость - почти 8 млрд. долларов.

Проект строительства Яншаньского морского порта предусматривает возможность захода в него самых крупных грузовых суден. Уже за 2015 год через него прошло более 36 миллионов морских контейнеров. Стоимость проекта превышает 12 миллиардов.

Линия Харбин-Далянь является первой в мире высокогорной железнодорожной веткой, рассчитанной на суперскоростные поезда. На ее строительство было потрачено 14 млрд. долларов.

Мост Цзяочжоу - это самый большой морской мост в мире. Его длина равна почти 40 км. Для его строительства правительством была выделена сумма в 16 миллиардов.

Более чем в два раз дороже (35 млрд.) обошлась Китаю скоростная железнодорожная линия Пекин-Шанхай. Это самая длинная прямая ветка в мире.

А еще Китай вместе с другими странами Азии будет строить сеть автомобильных дорог, охватывающих весь материк вплоть до Европы. Для этого будет потрачено более 43 миллиардов.

Энергетика

Гидроэлектростанция Тянхуаньпинь, являясь крупнейшей во всей Азии, обеспечивает энергией восточную часть Китая. На ее строительство было потрачено 900 миллионов долларов США.

Циньшаньская АЭС обладает самым большим количеством ядерных энергоблоков. На ее строительство государство выделило 2,2 млрд. долларов.

В 2014 году была запущена в эксплуатацию плотина Ксянджиаба. Ее генераторы за год способны вырабатывать 30,7 ТВт/ч электроэнергии. Стоимость проекта - более 6,3 млрд. долларов.

При национальной рекордной высоте плотина Ксилуоду является вторым по мощности источником электроэнергии в Китае. На ее строительство было потрачено более 6,5 миллиардов.

Наука

На днях Китай стал владельцем самого большого радиотелескопа на земле. Его диаметр превышает 500 метров. Строительство телескопа "Пингтанг" обошлось в 110 млн. долларов.

На 60 миллионов больше обошлось государству создание Шанхайской лаборатории синхронного излучения, показанной на главном фото. Именно здесь, в самом дорогом научно-исследовательском центре Китая, проводятся эксперименты, знаменитые на весь мир.

Для постройки космодрома Веньчань на Хайнане было потрачено более 12 миллиардов долларов. Это уникальное сооружение позволяет запускать на орбиту целые станции.

Чего ждать от Китая дальше?

В следующем году планируется прокладка второй ветки подводного энергомоста от материковой части Китая к южному острову Хайнань. На эти цели заложен бюджет в более чем полмиллиарда долларов.

Также к 2017 году ожидается открытие моста, который соединит Конконг, Чжухай и Макао. Бюджет проекта - более 10 млрд. долларов.

В 2020 году закончится возведение нового города Нанхея, рассчитанного на миллион жителей. На его строительство правительство выделило 4,5 миллиарда.

За ближайшие 15 лет китайские власти планируют объединить девять городов, расположенных в дельте реки Чжуцзян, в один мегаполис, в котором будут поживать не менее 80 млн. человек. На эти цели выделяется ошеломляющая сумма - 322 миллиарда.

Ни для кого не секрет, что китайская экономика развивается семимильными шагами. Конечно же, развитие экономики, промышленности и сельского хозяйства немыслимо без развития строительства, сферы услуг, бизнеса и развития инфраструктуры. Транспортная отрасль, транспортная инфраструктура – всегда являлись, являются и будут являться двигателями развития экономики любого государства. А без строительства новых дорог, железнодорожных путей и аэропортов невозможно построить успешно развитое современное государство.

Сегодня же в Китае строят более 700 метров дорог в час. Задумайтесь. Пока вы спите ночью, в Китае построят еще 5-6 километров новых современных дорог. В чем заключается это «восточноазиатское чудо», что мы можем позаимствовать из опыта строительства новых дорог у наших соседей?

Практически с нуля

Еще пятьдесят лет назад Китай был отсталой страной с преимущественно аграрно-ориентированной экономикой. Дорог с твердым покрытием почти не было, поскольку коммунистические власти Китая считали, что есть более актуальные проблемы в стране, нежели строительство дорог и путей сообщения.

Однако в 1980-х годах в Китае поняли, что без развития инфраструктуры, в том числе и автодорожной, развитие экономики в современном мире невозможно. Власти страны создали план строительства скоростных автотрасс, разработав при этом стандарты качества дорожного полотна. Средства на строительство дорог были найдены из бюджета КНР, бюджета местных властей, а также из сборов за обслуживание, дополнительных пошлин и налогов при приобретении автомобиля, акцизов на бензин. Уже при постройке первых скоростных автомагистралей, власти Китая установили денежный сбор за проезд по дорогам, с целью выплатить кредитные средства, потраченные на их строительство.

Первая автотрасса длиной почти 20 километров была построена в 1988 году. Уже после этого темпы строительства дорог из года в год начинают расти бешеными темпами. За 10 лет КНР построили столько километров дорог, сколько понадобилось ранее странам Европы и США построить за полвека. Вся транспортная отрасль в стране росла на глазах у всего мира не по дням, а по часам. И если ранее дороги строили с помощью двух рук, лопаты и тачки, прицепленной к велосипеду, то теперь в стране появились современные высокотехнологические машины.

В Китае и не думают сбавлять обороты и темпы строительства дорог. В 2001 году общая длина скоростных автомагистралей составила 10 тыс. км. В 2002 – 20 тыс.км., в 2008 – 60 тыс.км. В 2014 году общая протяженность автомагистралей составила более 4 миллионов километров, из которых более 100 тысяч километров – это скоростные автотрассы. В государственной Программе заложен проект, согласно которому к концу текущего года скоростные дороги должны связать все китайские города, в которых проживает минимум 200 тысяч человек. Более того, вместе со строительством дорог, Китай активно строит мосты, переправы и тоннели. Одних только мостов в стране насчитывается более 300 тысяч! И это все построено за 25 лет. На днях китайские власти анонсировали строительство моста из Гонконга в Макао, между которыми скоростной круизный лайнер преодолевает расстояние за два часа.

Современные технологии

Китайцы славятся тем, что они не столько изобретатели, сколько производители. Их технологии строительства позаимствованы из опыта строительства дорог в Европе, США и Японии. Однако Правительство страны, ученые и технологи заранее планируют развитие транспортной сети, учитывая приоритеты в развитии экономики, пассажиропотоков, транспортного потенциала отдельных регионов итд.

Государство и местные региональные власти осуществляют полный контроль за ходом строительства дорог, но подрядчик вкладывает в строительство исключительно собственные средства. И только после того, как объект будет сдан в эксплуатацию, государство и инвесторы заплатят подрядчику полную сумму согласно подписанному соглашению. И это мотивирует компании, взявшиеся за работы, выполнить их в кратчайшие сроки, чего очень не хватает нашим строительным компаниям не только в сфере дорожного строительства.

Китайский социализм

Проезд по китайским дорогам в большинстве своем бесплатный. Но существуют и платные автодороги – построенные за бюджетные средства и частные. Для простых автовладельцев особой разницы нет, однако государственная дорога после 15 лет от даты ввода в эксплуатацию автоматически становится бесплатной, частная же – после 25 лет. Оплата за проезд легковых автомобилей составляет от 1 до 3 рублей за километр, она зависит от погодных условий и времени суток. Для грузовых автомобилей плата за проезд находится в районе 3-7 рублей за километр. Но в Китае, в отличие от Западной Европы и Японии, в городах проезд по дорогам бесплатный. Также в Китае всегда платные автодороги дублируются бесплатными, которые строятся также за бюджетные деньги.

Опыт Китая для России

Уже сегодня Китай и Россия активно сотрудничают в области различных инфраструктурных проектов. Например, вместе создают проекты пограничных переходов и строят их совместными силами и средствами с обеих сторон. В планах также есть проект строительства моста из Благовещенска в соседний Хейхэ, а также моста из с. Покровка в Забайкалье в соседний Китай через реку Амур.

Многие строительно-дорожные компании Китая заинтересованы в инвестициях на территории России. Их интересуют не только проекты на Дальнем Востоке, Забайкалье и Бурятии. Китайцы хотят участвовать в строительстве скоростной магистрали из Западной Европы через Россию в западную часть Китая. Также две дорожно-строительные компании Китая интересуются проектом строительства Керченского моста.

В заключение стоит отметить, что строительство четырех полос автострады длиной в один километр в Китае обходится в сумму менее 3 миллионов долларов. У нас же – в 7 миллионов. Однако у нас другое законодательство и различные дополнительные расходы на перенос существующих объектов инфраструктуры занимают значительную сумму денег. Только вот в Китае строится в год больше 10 тысяч километров дорог, а в России – 600 километров.

Пустующие города – явление широко распространённое, и характерное не только для стран третьего мира, но и для экономически развитых государств. Старые и новые, большие и малые, со своей историей и без неё, города-призраки есть сегодня повсюду, на всех континентах. Кроме разве что Антарктиды.

Мёртвые города в Китае – это действительно современный феномен, который, впрочем, легко поддаётся рациональному объяснению.

Нужно понимать, что города-призраки в Китае – это не заброшенные некогда процветавшие центры. Это построенные с нуля мегаполисы со всей необходимой инфраструктурой. В этих мертвых городах никогда никто не жил!

Пустующие города в Китае расположены в центре страны, как раз на неосвоенной территории.

Для чего китайцы строят пустые города

Феномен городов-призраков в Китае легко поддается объяснению, если познакомиться с Поднебесной поближе.

Итак. Если посмотреть на демографическую карту Китая, по берегам южных морей китайцев проживает значительно больше, чем на севере или в центре страны. В этом нет ничего удивительного, т.к. весь бизнес, а соответственно и деньги сосредоточены именно в прибрежной зоне, которая и притягивает сюда работников со всей Поднебесной. Для примера в районе Гонконг, Шэньчжэнь, Макао проживает почти 300 млн. человек!

Чтобы изменить эту ситуацию (привлечь людей в центральную часть страны) существуют целые государственные программы, которые включают в себя строительство городов «про запас», различного рода льготы для бизнеса и производства, которые откроются на неосвоенных территориях. Люди не могут просто переехать в город, в котором негде зарабатывать деньги, а производство не может быть открыто там, где нет людей. Вот такой замкнутый круг.

Теперь пустые города в Китае фактически стали ещё одной достопримечательностью этой страны, правда, весьма и весьма своеобразной – сегодня они стоят абсолютно безжизненными, все эти китайские города-призраки, в которые практически ещё не ступала нога человека.

Впрочем, надо отдать должное китайским градостроителям – они всегда строят с грандиозным, поистине социалистическим размахом, и, как почти незыблемое правило, одновременно с готовым многоэтажным типовым жильём сдают в эксплуатацию всю необходимую городскую инфраструктуру: широкие проспекты, детские сады, школы и ВУЗы, больницы, крупные торговые центры, стадионы на тысячи мест, театры, музеи и даже административные здания – целые кварталы таких зданий.

Типичный пример китайской «бесхозяйственности» – «Нью Саус Чайна Молл» в Дунгуане, на юге Китая, второй по размерам в мире торгово-развлекательный комплекс после знаменитого «Дубаи Молл». Сданное в эксплуатацию ещё в 2005 году огромное сооружение, рассчитанное аж на 2350 (!) магазинов, фактически пустует. Исключение составляют несколько точек сетевых ресторанов быстрого питания и трасса для картинга на месте оказавшейся никому не нужной парковки. Причина здешнего запустения очевидна – данный торгово-развлекательный комплекс находится в труднодоступном месте, на отдалённой городской окраине, вдалеке от оживлённых автомагистралей. Вряд ли это была просто ошибка недальновидного архитектора или проектировщиков. Вероятнее всего таким образом хотят разгрузить перенаселенный Гуанчжоу, но пока местные не особо хотят перемещаться дальше от денег.

И если хоть какая-то часть этой самой инфраструктуры, к тому же очень благоустроенной, всё же худо-бедно используется впоследствии жителями прилегающих районов и населённых пунктов, то новое жильё десятилетиями простаивает в тщетном ожидании своих хозяев, а по пустынным улицам и проспектам таких городов в это время гуляет только ветер.

По некоторым данным, общий жилой фонд, по тем или иным причинам выведенный в Китае из оборота с самого начала его создания на сегодня составляют… 60 млн квартир и отдельных домов со всеми удобствами и благоустроенной прилегающей территорией, не говоря уже о вышеупомянутой городской инфраструктуре.

Самые известные китайские города-призраки

На сегодня известно, по крайней мере, о полутора десятках таких городов Поднебесной, и в их числе следующие заброшенные города и районы, которые всё ещё ждут своих жителей:

  • Кангбаши – крупный город, главным предназначением которого должна была быть пресловутая «смычка города и деревни» и дальнейшая постепенная урбанизация китайского крестьянства; рассчитан на миллион горожан, но до настоящего времени не заселён даже наполовину.
  • Ордос – город-призрак, расположен вблизи только что упомянутого Кангбаши, возведён ещё в 2001 году и обладает всё той же чрезвычайно развитой инфраструктурой; однако, не пользуясь популярностью у туземного населения, до сих пор остаётся заброшенным.
  • Сишуань – построен в крайне неблагоприятных условиях пустыни во Внутренней Монголии и чем-то напоминает небезызвестный город Припять; население – раз-два и обчёлся.
  • Темза-таун – район в предместьях Шанхая, завершённый строительством в 2006 году; его предназначением должно было быть расширение границ второго по значимости китайского мегаполиса – однако, ввиду того простого обстоятельства, что основу здешнего жилого фонда составляют, главным образом, одноэтажные особняки, особой популярностью этот район у местного населения также не пользуется. В настоящее время заселён не более чем на 10 %. Используется исключительно в качестве места отдыха жителей Шанхая.
  • Тяньдучэн – эдакая миниатюрная «копия Парижа» с типичной – по местном представлениям – европейской архитектурой, пригород или, точнее, город-спутник Гуанчжоу, знаменит на весь мир своей репликой парижской Эйфелевой башни, но до сих пор не заселён исключительно из-за отсутствия здесь сколь-нибудь пригодной инфраструктуры, что является скорее исключением из общего правила. Немногочисленные жители живут «подножным кормом», разбивая огороды непосредственно вблизи памятников архитектуры.

Так что вывод из всего вышеизложенного вполне очевиден и очень даже прост – все эти суперсовременные города-призраки в Китае нельзя назвать чем-то экстраординарным, из ряда вон выходящим, этому явлению много лет, для Китая оно уже стало чем-то обыденным и, в каждом отдельно взятом случае, ему есть своё вполне логичное объяснение.