Его называют материалом ста разных вещей. Вьетнам – то ли Индия, то ли Китай…

Название «Индокитай» придумали французы для обозначения огромного пространства, в которое входили такие страны, как современные Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма и Таиланд. То есть это название охватывает территорию от современных границ восточной Индии до западных границ современного Китая. Но французы назвали свою колонию Французским Индокитаем, хотя не владели всеми этими территориями.

Многие путешественники задают себе вопрос – почему французы назвали свою колонию Индокитаем? От Индии они находились далековато, а Китай, хоть и был близок, да не «укусишь»!

Европейцы, а именно французские исследователи колонизированных земель, находили на этих территориях общие черты Индии и Китая. Они прослеживаются везде: в культуре и памятниках архитектуры, в обычаях, религии, хозяйственной деятельности. Французы хорошо знали индийские земли, ведь колонизация Индии французами началась в середине 17 века. Известно, что с 1658 года французский врач и путешественник Франсуа Бернье был личным врачом последнего императора Моголов Аурангзеба. В это же время поставками алмазов из Индии на европейский рынок занимался французский негоциант Жан-Батист Тавернье. Под покровительством кардинала Ришелье в 1642 году была создана Французская Ост-Индская компания, а затем в конце 17 века была образована первая колония на Бенгальском заливе - Пондишери.

Французское присутствие в Индокитае началось также с 17 века, со времени деятельности миссионеров, хотя военное вмешательство на территорию Вьетнама произошло в 1851 году. У французов уже был богатый опыт работы в Индии. По сути дела – почти два века они правили территориями Пондишери, и почти сто лет - Караикалом (Бенгальский залив) и Махе (Аравийское море).

Итак, когда мы говорим об Индокитае, мы имеем в виду военную колонизацию французами территории современного Вьетнама. До этого во Вьетнаме «работали» христианские миссионеры – французские иезуиты. Католицизм начал активно проникать во Вьетнам в конце 16 века, когда на территорию Индокитая прибыл французский иезуит Александр де Род. Но, надо отметить, что католицизм с 17 века подвергался здесь сильному гонению. В конце 17 - середине 18 веков за веру пострадали 100 000 христиан. В первой половине XIX века - от 100 до 300 тыс. католиков. В 1988 г. Папа Иоанн Павел II канонизировал 117 вьетнамских мучеников.

Считается, что именно этот факт послужил предлогом колонизации Вьетнама французами. Хотя, здесь нужно вспомнить, что французы уже около 200 лет хозяйничали на юге Индии. Они не были новичками в процессе колонизации азиатских стран. В 1858 г. под предлогом защиты миссионеров во Вьетнам направляется франко-испанская эскадра. В 1859 г. французы занимают Сайгон. 5 июня 1862 г. был подписан мирный договор, по которому Южный Вьетнам становится французской колонией. Итак, французы к 1862 году уже владели небольшой частью Индии и частью Вьетнама.

Почему французы не расширяли свою колонию в Индии? Почему они так стремились к владычеству во Вьетнаме?

Да потому, что в Индии именно в это самое время, из-за восстания сипаев произошло образование огромной Британской Индии. То есть англичане начали плотно колонизировать Индию, создав интересную систему управления, которая использовала традиционную феодальную организацию Индии. В 1876 году английская королева Виктория стала Императрицей Индии. Французам ничего не оставалось делать, как сохранять маленькие свои территории на юге Индии и расширяться во Вьетнаме.

Итак, в 1862 году был подписан Сайгонский договор, согласно которому Вьетнам уступил в собственность Франции три провинции. Этот факт заставил короля Камбоджи отправить большое посольство в Сайгон, чтобы выразить свои наилучшие пожелания французам. В Камбодже складывалась трудная ситуация. С одной стороны – французы и вьетнамцы, с другой стороны – агрессивный Сиам. Кого поддерживать, с кем дружить? И правительство Камбоджи выбирает Францию. Франко-камбоджийский договор о протекторате был подписан 11 августа 1863 года и ратифицирован обеими сторонами в 1864 году. Так начал формироваться Французский Индокитай.

Хочу здесь обратить внимание на интересный факт, который также связан с названием страны. Представьте себе, когда французы начали активную колонизацию Вьетнама, и когда Камбоджа попала под их власть, сюда, в Юго-Восточную Азию прибыли не только военные, торговцы, миссионеры, здесь появились исследователи-археологи и любители экзотической культуры. Что они увидели и что начали вывозить тоннами во Францию. Произведения искусства древности. Этим «грешили» все колониальные правительства мира. Французы для себя открыли индуистское искусство чамов (тямов) и практически разграбили все знаменитые тямские башни. Так как Камбоджа находилась частично под протекторатом Франции, здесь также начались исследования памятников культуры. Так, в 1860 году был вновь открыт для европейцев знаменитый сейчас Ангкор Ват, индуистских комплекс, посвященный Вишну, уже открытый в середине 16 века (сначала португальским негоциантом, а затем португальским монахом). Культура Индии вошла на территорию Франции своими прекрасными произведениями искусства. Не все же досталось Великобритании!

А как дело обстоит со вторым названием – Китай? Это – очень древняя история, которая сыграла самую важную роль в колонизации Вьетнама

Когда-то в конце 3 века до н.э. на территории северного Вьетнама образовалось государства Намвьет. Некоторые вьетнамцы считают, что именно тогда начался формироваться китайский характер этой территории. Надо сказать, что к концу 2 века до н.э. Намвьет был включен в состав империи Хань и с этих пор народы Намвьета стали частью китайской культурной сферы, которая распространилась по всей территории, особенно по побережью современного Вьетнама. К приходу французов на территорию Вьетнама здесь уже находились древние памятники, культурные традиции китайцев переплетались с более молодой культурой индуистской Чампы. Прибрежные районы Вьетнама использовались для торговли – хорошие бухты, каучуковые и кокосовые плантации, китайские поселения в Хояне, которые всегда имели связь с Китаем. Они торговали шелком, китайскими лекарствами, бумагой, фарфором, маслами, специями, керамикой. Китайцы завезли сюда шелкопряда и наладили производство шелка. Влияние Китая на территории Вьетнама было огромным.

Достаточно сказать, что главной Богиней во Вьетнаме была Гуань Инь. Именно так ее называют в Китае и в большинстве странах Юго-восточной Азии. Во Вьетнаме она стала называться Куан Ам. Имя Гуань Ши Инь означает "та, что внимательно смотрит, наблюдает или слушает звуки мира". По легенде, Гуань Инь (Куан Ам) готова была взойти на небеса, но остановилась на пороге, так как мольбы мира донестись до её ушей. Алтари и статуи богини можно встретить везде. Богиня помогает во всех сферах жизни. Каждый может подойти к богине Куан Ам с просьбой или желанием, и она исполняет его, сострадая всему Человечеству. Просьбы могут быть любые. Но если их исполнение может навредить человеку, желание не исполняется. Богиня сострадания строго следит за этим. Европейцы называют богиню Гуань Инь (Куан Ам) восточной Девой Марией.

В Китай, как в средние века - в Индию, стремились попасть испанцы, португальцы, англичане, французы, немцы, русские. Дальневосточная страна привлекала европейские «акулы» капитализма, который начинал бурно развиваться в середине 19 века. Христианские миссионеры ничего не смогли сделать, хотя иезуиты в течение многих лет делали бесплодные попытки внедриться в китайское общество. И вот настал период, когда европейские сильные державы, а на тот момент это были – Англия и Франция, при таком экономическом росте, современным для того времени вооружением и набором современных технических средств могли покорить Поднебесную, находившуюся на средневековом уровне развития экономики. Главная цель колониальной политики Великобритании и Франции - завоевание Китая. Ни военным, ни дипломатическим путем достичь даже торговые соглашения было невозможным. Два противника, которые постоянно соревновались между собой, являлись конкурентами, иногда врагами, объединяются в одном стремлении - захватить Китай. Но Англия была первой в этом стремлении.

Что сыграло ключевую роль в создании Французского Индокитая?

После колонизации англичанами Бенгалии Ост-Индская компания получила от английского правительства монопольное право на торговлю опиумом, который прямиком направился в Китай. Там был самый большой рынок сбыта этого наркотика. Торговля оказалось очень выгодным делом. В 1834 г. один из китайских чиновников докладывал: «Начиная с чиновного сословия правительственных учреждений вплоть до хозяев мастерских и лавок, актеров и слуг, а также женщин, буддийских монахов и даосских проповедников - все средь бела дня курят, приобретают трубки и все принадлежности для курения».

Китайское правительство и прогрессивные деятели Китая поняли, что опиумная торговля является одной из форм английской агрессии. Потому начали бороться против контрабанды. Так началась первая англо-китайская война 1839-1842 годов.

Но что же французы? Франция и США поддержали Англию в борьбе с Китаем. Для французов победа англичан в войне с Китаем означала полный контроль над Вьетнамом. В результате этой войны Китай потерпел поражение и превратился в полуколонию. В результате второй войны 1856-1860 годов, которая длилась четыре года, Франция получила еще и деньги в виде контрибуции. В 1860 году был подписан Пекинский договор, по которому цинское правительство согласилось выплатить Великобритании и Франции большую контрибуцию, а также открыло для иностранной торговли Тяньцзинь. В колониях Великобритании и Франции разрешено было использовать китайцев в качестве рабочей силы.

Таким образом, благодаря Великобритании, Франция получила полный контроль над Вьетнамом и смогла обратить внимание на запад в сторону Сиама и укрепить свои западные позиции во Вьетнаме. Никто этому не мешал. Китай надолго забыл дорогу на юг.

Часть вторая

Что привлекало французов во Вьетнаме?

Обратимся опять к сухим датам истории формирования Французского Индокитая. Франко-камбоджийский договор о протекторате был подписан 11 августа 1863 года и ратифицирован обеими сторонами в 1864 году. Начал формироваться Французский Индокитай. 1 декабря 1867 года Сиам признал протекторат Франции над Камбоджей, а взамен Франция согласилась на присоединение к Сиаму двух западных камбоджийских провинций. В ходе первой франко-вьетнамской войны 1852-1862 года и затянувшегося мирного договора Вьетнам в 1867 году подписывает мир с Францией на тяжелых условиях. Весь южный Вьетнам переходит к французам, а после второй франко-вьетнамской войны 1883-1887 года все французские владения в Индокитае были объединены в единый Индокитайский Союз, который полностью находился в ведении Министерства колоний. Во главе Индокитайского Союза был поставлен генерал-губернатор, который первоначально был лишь чиновником своего министерства, и лишь с 1891 года его полномочия стали расширяться: в качестве единственного представителя президента Французской республики он сосредоточил в своих руках всю полноту административной, финансовой, экономической и военной власти.

Французы с конца 19 века плотно обосновались на юге Вьетнама. Но здесь жаркий климат для европейцев. Ведь приходилось жить на этой территории и мокрым летом, и жаркой весной. Несмотря на близость моря, температура на юге Вьетнама намного выше, чем на юге Франции. Колониальные власти европейских стран всегда стремились найти в своих тропических странах-колониях комфортные места. Так, англичане сделали своей второй столицей гималайский город Шимлу (Симлу) и по всем средним Гималаям образовали зоны горных курортов, где отдыхали от жары и душных муссонов. Французы также нашли себе место прекрасного отдыха – горы Вьетнама. Более 80 % территории Вьетнама занимают низкие и средневысотные горы (средняя высота – 1475 метров). Далат был построен французами для спасения от сайгонской жары и стал развиваться в начале 20 века. Французы здесь отдыхали и восстанавливали свое здоровье. Но колонизация предполагает не только отдых! Колонизация – использование территории для своих экономических нужд.

В горах Французского Индокитая решили производить кофе. Кофейные деревья были завезены французами сразу же после первой высадки французских войск для защиты миссионеров. С 1857 года кофейные деревья начали произрастать на территории Вьетнама. Первые плантации появились в 1888 году в провинции под названием Нге Ан. Так кофе стал важным источником дохода Французского Индокитая.

История производства шелка во Вьетнаме насчитывает около 1200 лет. Деревня Ван Фук на севере Вьетнама считается колыбелью вьетнамского шелководства. К приходу французов, Вьетнам уже был большим производителем шелка. И французы с удовольствием и большой выгодой для себя экспортировали этот товар. В конце девятнадцатого века все еще главную роль в экономике играла легкая промышленность. Обладая отменным вкусом, они создавали одежду, пастельное и нательное белье из вьетнамского шелка, которое пользовалось большой популярностью во всем мире. И все это делалось при помощи дешевой рабочей силы трудолюбивых вьетнамцев.

Нельзя забывать о производстве риса и других сельскохозяйственных товаров, специй, каучука и фруктов для джемов. Стала развиваться деревообрабатывающая промышленность и производство мебели из дерева и соломки. Во время французского колониального периода Вьетнам экспортировал много хорошей мебели в Европу. Она стала очень популярна в загородных поместьях богатых французов. И, конечно, какая Франция без вина! Сделав из Далата курортную зону, французы начали здесь производство сухого белого и красного вина. Для себя. Не для продажи. Поэтому вино в Далате имело чисто французский местный колорит и предназначение.

Производство Далатского вина началось недавно. Оно впервые появилось в магазинах в 1999 году, и стало первой маркой вина, производимой во Вьетнаме. С этого времени по 2007 год было употреблено в общей сложности свыше 2 миллионов литров этого напитка. В 2003 году бренд "Далатское вино" был одобрен Управлением интеллектуальной собственности Вьетнама. 5 лет спустя Торгово-промышленная палата Вьетнама присвоила производителю звание "Знаменитый бренд". Далатское вино вошло в список 500 самых знаменитых торговых марок во Вьетнаме.

Итак, Французский Индокитай. Очень выгодная территория для торговли: китайские товары, шелк, прекрасные бухты, хороший климат для выращивания дорогих в Европе сельскохозяйственных товаров, дерево для производство мебели, дешевые рабочие руки трудолюбивых вьетнамцев. Французы добились единого контроля над колонией, которая всегда была лакомым кусочком для соседних стран, таких как Китай и Сиам. Французский Индокитай просуществовал 78 лет (с 1867 до 1945 года). А далее началась другая история.

Марина Филиппова

Вьетнам: ближайшие туры

Из 400 дней путешествия я провел 2 месяца в Китае и 2 недели во Вьетнаме. Вы скажите, что это не корректно сравнивать 2 страны, если в одной ты провел в 4 раза больше времени. Да и страны значительно отличаются по размерам: такой большой Китай и такой маленький узенький Вьетнам. Во Вьетнам я попал сразу после Китая и очень хочется провести такое сравнение.

Больше всего в Китае мне понравились 3 вещи: отзывчивые люди в Китае , потрясающая природа в Китае и разнообразная китайская еда .

Во Вьетнаме же очень вкусная и красивая природа , но люди во Вьетнаме не везде были очень хорошие.

В преддверии Нового Года я бы хотел обратить внимание, что у Вьетнама перед Китаем есть одно большое преимущество — есть горячие туры во Вьетнам ! Вот варианты: и

Для начала я покажу какие потрясающие достопримечательности есть в Китае и во Вьетнаме.

Достопримечательности в Китае

Кстати, лучшие места в Китае: горы УИ в Фуцзяни и остров Гуланъюй , Лицзян и Дали в Сычуани , Гуйлинь и Яншо в Гуанси, Гуанчжоу в Гуандун и Сиань (Xian) в Шэньси. Чаочжоу и Феньхуан в Гуандуне также заслуживают внимания. Даосские горы Уданьшань и Хуашань не менее прекрасны. В Сычуане потрясают цветные озера Цзичжайгоу.

Травертиновые озера ЦзиЧжайГоу

Горы Гуйлинь

Горы Уишань

Древний город Сиань

Древний чайный город Лицзян

Плавучий мост в Чаочжоу

Монах в горах Уданьшань

Горы Хуашань

Маленькая деревня в Гуанчжоу

Достопримечательности во Вьетнаме

Город Хой Ан

Культурная столица Вьетнама

Ханой Вьетнам

Море во Вьетнаме

Нячанг море

Пляж во Вьетнаме

Граница Вьетнам — Китай

Горы во Вьетнаме

Лодочные прогулки во Вьетнаме

Люди в Китае

Сравнение Китая с Вьетнамом я начну с самого главного — с людей. Я постараюсь быть максимально не предвзятым, хотя и невозможно судить объективно о собственном опыте. Особенно, если это касается людей. Да, китайские толпы туристов по всему Китаю и миру, в целом, могут размыть впечатления о любой достопримечательности. Но в остальном, мне очень нравятся китайцы.

За 2 месяца в Китае я познакомился со множеством добрых и отзывчивых людей, которые стали за короткий срок мне друзьями. Честно говоря, с русскими, родными мне людьми, мне не так просто найти общий язык. Возможно, это связано с тем, что китайцы быстро и с радостью идут на контакт с иностранцем. Кто-то, потому что хочет пообщаться на английском языке. Но зачастую, им просто очень интересно иметь иностранного друга.

На велосипеде по югу Китая

Девочка из китайского нац.меньшинства

Прохожие помогали советом — куда и как добраться. Водители, подвозящие нас на своих автомобилях, одаривали едой. Знакомые и незнакомые угощали в кафе и ресторанах. А полицейские вписывали в отели. Да, и такое случалось. А люди, с которыми я проводил 1 день, становились мне друзьями, которые готовы сделать для тебя все, что угодно. Вот такие они, китайцы.

Китайцы, в целом, не очень улыбчивый народ. Но за строгой маской повседневности они прячут много тепла и добра. И как только они познакомятся с тобой, они тут же начинают улыбаться тебе и желают быть твоим другом. Возможно, потому что я иностранец. Но от этого же не менее приятно, не так ли?

А что же я все о китайцах?! Вьетнамцы. Вьетнамцы — сложный народ. Есть и улыбчивые, а есть и довольно странные, неприятные люди. Кажется, что они не очень довольны своей жизнью и людьми вокруг. Как сказала моя подруга, будто им что-то должны. Не купил мой товар — враг народа и личный враг тоже. Неприятно. Такой подход во Вьетнаме, в туристических местах — не редкость. Но и добрые люди есть во Вьетнаме. Водители грузовиков и фур — хорошие, отзывчивые, подвозят охотно. Встречали и очень милых бабушек, занимающихся своим любимым делом. Например, готовят вкусную лапшу. Просто, но делают это с любовью.

Но в любом случае, китайцы победили вьетнамцев, как количеством, так и качеством.

Природа

В Китае ее, конечно же, больше. Просто потому, что очень много Вьетнамов помещается в Китай. И, к сожалению, так сложилось, что вьетнамскую природу мы не увидели. Практически или совсем. За кадром остались джунгли Севера Вьетнама, кофейные плантации Далата, животный мир национального парка Кат Тьен и прочие красоты. Но зато мы насладились вьетнамским пляжем. Море во Вьетнаме хорошее, теплое и мягкое.

В Китае за 2 месяца я увидел множество красот.

Травертиновое озеро в ЦзиЧжайГоу

Ущелье Прыгающего Тигра

Цзичжайгоу озеро

Горы Хуашань

Чайные плантации ФеньХуан

Гуйлинь

Горы Уишань

Хуашань горы

Гора Уданьшань

До сих пор перед глазами горы Уишаня в Фуцзяни , Ущелье Прыгающего Тигра в Юньнани и впечатляющие озера Цзичжайгоу в Сычуани . И это далеко не все. ТОП-3, так сказать. А ведь еще были подъемы в Мекку китайского танца — восточного единоборства тайцзы — гора Уданьшань и на священные горы даосов — Хуашань . И и это только малая часть того, что можно посмотреть в Китае. И там даже море есть, в котором можно купаться — на острове Хайнань. Хотя у китайских достопримечательностей есть 2 больших, я бы сказал, огромных, минуса — цена и количество туристов. Цены запредельны. Количество туристов сопоставимо.

Здесь никто не победил. Не с чем сравнивать. А выводы каждый может сделать сам.

Еда

Китайская еда невероятно разнообразна. От провинции к провинции. От района к району она разная. Некоторую кухню народов я распробовал очень хорошо. Кухня народа Баи из древнего города Дали — уникальна по некоторым ингредиентам, кантонская кухня (Гуанчжоу и прочий Гуандун) — изысканна и очень вкусна. Никогда не забуду хрустящие димсамы с креветками.

И даже стандартная лапша в каждой провинции имеет свои особенности. Самая вкусная — в провинции Юньнань — знаменитая «лапша через мост».

Китайская еда — лапша и димсамы

Острые улитки

Лапша через мост Китай

Лапша через мост Китай

Суп с лапшой

Лапша через мост в Куньмине

Китайские пельмени

Кантонская кухня — димсамы

Свинина в Китае

Но и Вьетнамская еда, особенно их супы — покоряет сердце. Всерьез и надолго. Таких насыщенных и вкусных бульонов я больше нигде не пробовал. Порой кажется — там столько секретных ингредиентов, что хватит на несколько блюд. А их Бун Ча в Ханое — суп с мясом, приготовленным на гриле — что-то невероятное. Я бы никогда не догадался приготовить котлету на углях, а потом положить ее в суп или, скорее, соус.

Это просто нужно попробовать, нечего тут больше говорить.

Наверное, китайская кухня немножко выигрывает за счет разнообразия. Но и вьетнамская кухня — это очень мощно. Практически паритет.

Язык. Английский

В Китае очень слабо с английским языком. Относительное количество англоговорящих в Китае совсем невелико. Хотя в больших городах, в центрах провинций, англоговорящие встречаются, особенно студенты ВУЗов. Во Вьетнаме порой говорят на английском обычные продавцы в лавках, даже там, где не ожидаешь. Хотя, если отъехать от туристических мест в глубинку, там такого не встретишь.

Но в целом, Вьетнам в плане распространенности английского языка в стране выигрывает. Даже русский язык встречается.

Хотя, если говорить о местном языке, то китайский, хоть и очень сложен в изучении, гораздо приятнее на слух. Вьетнамский какой-то квакающий, захлебывающийся, а китайский мелодичный, приятно слушать. Но это сугубо субъективно.

Цены

Еда. В Китае можно найти дешевую и вкусную еду. Во Вьетнаме тоже. В ресторанах в Китае она, конечно, уже совсем недешевая, но рестораны, они и в Африке рестораны.

Транспорт в Китае дорогой. Кроме сидячих поездов самого низкого класса. Но и во Вьетнаме он не дешевый. Один раз проехавшись на sleep bus во Вьетнаме, мы перешли на автостоп, уже больно дорого.

Проживание. В Китае зависит от провинции и конкретного места. Можно найти отличную комнату за 500 руб в сутки. В Яншо (Гуанси) у нас была такая. А в больших городах и сверхтуристических местах дешевле 800-1000 руб. уже будет не найти. Найти кемпинг в Китае проблематично, как и остановиться в палатке в пределах города. Хотя, говорят, можно в любом парке поставить палатку, никто и не заметит.

Но и во Вьетнаме аналогично. В Нячанге мы нашли комнату за 475 руб, а в Ханое в Новогоднюю ночь пришлось останавливаться за 1000 руб с лишним.

Достопримечательности. В Китае очень, чрезмерно дороги. Какая-нибудь гора или озеро может стоить 2000 руб. Да еще нужно платить за обязательные автобусы по территории около 900 рублей. А десятиминутная канатка с горы может стоить 1400 руб в одну сторону. Во Вьетнаме все не так страшно, хотя что-нибудь большое и историческое может стоить 450-500 руб. Для Вьетнама это дорого, особенно если идешь туда вдвоем.

Вьетнам дешевле Китая. Но и уровень пониже. Ни шикарных скоростных сидячих поездов, ни налаженной инфраструктуры на территории достопримечательностей.

Транспорт

В Китае он очень хорошо развит. Есть деньги — летите самолетом, аэропорты есть по всему Китаю. Или же возьмите мягкое спальное место в скоростном поезде. Первый класс в «сидячке» тоже хорош. Автобусы помедленнее, да и довольно дороги из-за платных трасс повсюду, но и направлений больше. Хотя встречаются такие места, из которых тяжело выбраться — мы попали в такое в Фуцзяни.

Во Вьетнаме с дорогами и поездами похуже. Главная трасса Ханой-Хошимин длиною 1700 км — совсем не скоростное шоссе. Мы частично проехали эту трассу на автобусе, а частично — автостопом, и средняя скорость в обоих случаях — около 40 км/ч. По трасее все время ездят мопеды, ее очень часто пересекают города и деревни, а по дороге ходят люди и тележки. А поезда, говорят, медленные.

Китай по развитию транспорта далеко впереди Вьетнама. Да и самолеты из России в Китай летают сейчас куда чаще и дешевле.

Виза

В Китай без визы не попасть. В России сейчас легко получить китайскую визу, а вот в соседних странах получить ее непросто. Продлиться в Китае затруднительно, но возможно. Можно сделать 2-ух и многочасовую визу. Вариантов масса.

Во Вьетнам можно попасть по штампу на 15 дней бесплатно. Продлиться или сделать виза-ран невозможно. Следующий выезд возможен только через 90 дней. По прилету, в аэропорту, можно получить бесплатную визу на 30 дней, но нужно заранее заплатить за приглашение (Aproval Letter). Можно и какую-то 3-ех месячную и более бизнес-визу сделать. Вьетнамскую визу несложно получить в соседних азиатских странах. В Китае вьетнамская виза стоит 420 юань (4200 руб). В других должно быть дешевле.

Из-за бесплатности в 15 дней Вьетнам выигрывает. Но это слишком мало, чтобы ознакомиться со страной. Китайская виза лучше всего получаема в РФ. А вот вьетнамская — по прилету.

Автостоп

В Китае существует автостоп, и он довольно быстр. Если ездить по высокоскоростных платным магистралям. А они здесь все платные. Нас брали только легковушки. Главное — добраться до Tall Gate — входу на хайвей и пробраться мимо касс. Либо стопить перед ними, но обычно далее есть развилка, и тогда будут останавливаться машины, с которыми вам совсем не по пути.

Но есть очень серьезная проблема автостопа в Китае — водители не хотят высаживать вас на трассе и везут в свой или ближайший крупный город. Иногда выезжают за Tall Gate и высаживают вас там. Мы не очень опытные автостопщики и для нас это проблема — никак не получалось объяснить и убедить водителей высадить нас на трассе.

Китайские водители очень помогающие и могут накормить вас по пути или же подарить каких-нибудь фруктов и напитков.

Во Вьетнаме автостоп также существует, и он доступен, благодаря американским фурам. Внутри комфортно и часто есть 1-2 спальные кровати позади водителей. Можно часть пути проехать лежа, что очень удобно.

Вьетнамские водители также очень помогающие, могут накормить и оставить спать в своей фуре.

Но скорость автостопа во Вьетнаме значительно ниже, около 40 км/ч. За световой день можно проехать 350-400 км и, пожалуй, это максимум.

Китайские автостоп быстр, а вьетнамский медленный. С вьетнамцами проще договориться, а китайцы не захотят вас оставлять на трассе и отвезут в город. Это неудобно. У каждой страны в плане автостопа есть плюсы и минусы.

Итоги. Китай за счет помогающих и доброжелательных людей, в целом, выигрывает у Вьетнама. Природа Китая чудесна, но зачастую, очень дорога для осмотра. Вьетнамскую природу оценить не удалось. Еда в Китае и Вьетнаме очень вкусна и недорога. Транспорт и автостоп в Китае очень быстр, но платный транспорт дорог. Вьетнамский транспорт медленный из-за дорог и также не очень дешевый. Вьетнам можно посетить на 15 дней бесплатно, что невозможно в Китае.

Китай мне, в целом, понравился больше, по множеству факторов, несмотря на свою сравнительную дороговизну. Китай победил! =)

Китайцы во Вьетнаме

О наших первых встречах с китайцами уже рассказывалось в начале этих записок. Это происходило в Китае, в их стране, но на этом они не закончились. Наоборот, продолжились, и не в радость нам.

Граждан ДВР китайского происхождения в стране много, так же как во многих других странах. Их называют хуацяо (хотя такого слова там я не слышал). Предки многих из них пришли во Вьетнам очень давно и, можно сказать, овьетнамились. Если прибавить к их числу китайцев-военнослужащих, введенных по обоюдному соглашению в составе частей и соединений, то их набирается приличное количество. Так что лиц китайской национальности встретишь на каждом шагу: в городе и деревне, на переправе и в ресторане. Китайца от вьетнамца или корейца отличишь всегда. Хотя наши ребята часто путали их.

Китайцы были и в подразделениях нашего полка. Особенно запомнились мне двое. Один из них - оператор передающего устройства станции наведения ракет по имени Сун. В расчете он занимал лидирующее место, хотя по должности был рядовым солдатом. Это произошло по-видимому потому, что донгти Сун имел, во-первых, какое-то техническое образование, а во-вторых, по своей натуре был активным, энергичным человеком, то есть, родившимся под знаком Льва. Высокого роста, с хорошими физическими данными. Часто подходил к нашим ребятам, задавал множество различных вопросов. Вопросы, как обычно, были с каким-нибудь подвохом. Будто он проверял: достойны ли они своих должностей, способны ли выполнять то, что на них возложено. Нужно было держать себя очень осторожно, чтобы не попасть в неловкое положение. Не могу точно утверждать, что его поведение в отношении нас направлялось кем-либо со стороны, но одно скажу уверенно: к нам относился неприязненно. Для тех времен, когда отношения между нашими государствами и партиями были довольно натянутыми, эти подозрения с моей стороны имели право быть. Кстати замечу, фактов, подтверждающих, что китайцы ставят в наши колеса палки, было предостаточно. Утеря или задержка следующих по железной дороге через Китай так необходимых в войне против агрессора грузов, затяжное по ним разбирательство, провокации против советских специалистов, направляющихся во Вьетнам, и многое-многое другое. Недаром наши люди предпочитали обходные пути следования туда и сюда, например, через Владивосток-Хайфон или обратно. Еще лучше спецсамолетами прямо до Ханоя, минуя Китай.

Но вернемся в русло рассказа.

В одно из посещений дивизиона Сун обратился ко мне с таким вопросом.

Почему Советский Союз поставляет во Вьетнам неисправную измерительную аппаратуру?

Что вы имеете в виду? - ответил я вопросом на вопрос.

Вот прибор, стрелка которого при измерении не отклоняется. - Остальные ребята из расчета внимательно слушают наш диалог. Я осмотрел прибор авометр (прибор предназначен для измерения величин напряжений, токов, сопротивлений, универсальный прибор). Стекло индикатора было разбито, пломбы на винтах крепления крышки сорваны.

Кто вскрыл прибор?

Я, - ответил Сун. - Но я его вскрыл после того, как он не стал показывать.

Значит, он все-таки сначала работал? - Сун замялся.

Да, но потом отказал.

Отказал он потому, что им неправильно пользовались. Здесь выведена из строя механическая часть. Вы, может быть, его уронили? - Не дожидаясь его ответа, я повернулся в сторону сопровождавшего меня главного инженера полка товарища Аня. - Прошу назначить служебное расследование по этому поводу, необходимо выявить виновного и Вашим решением наказать.

После моего ухода происходил довольно резкий разговор между главным инженером и командиром расчета.

Оказалось, это Сун и вывел прибор из строя.

В следующий приезд мне пояснили, что оператор Сун подвергся «заслуженной критике» - фибинь - на собрании личного состава батареи «за нерадивое отношение к сбережению техники».

Наказания и поощрения здесь несколько отличаются от наших, хотя цель одна и та же. Пожалуй, самое суровое наказание - это критика на собрании. Чем больше коллектив, где обсуждается вопрос, тем суровее наказание. Критике могут подвергаться все, в том числе командиры и даже вышестоящие начальники. Порой собрания проходят очень долго, по несколько дней подряд с утра до вечера.

Грубых нарушений среди личного состава почти не бывает. Нет случаев самовольных уходов, употребления спиртных напитков в чрезмерных количествах.

Поощрения самые разнообразные, но преобладают коллективные. Например, за сбитый американский самолет весь дивизион премируется буйволом (его могут зарезать на дополнительное питание). Коллективы награждаются орденами и медалями. Даже присваивается коллективное звание «Герой». Конечно, орденами и медалями награждаются и отдельные лица.

Еще один воин китайского происхождения служил в другом подразделении. Вчера только принимал доклад у Виктора Смирнова, специалиста по радиопередатчику команд на ракету, о неисправности в этом дивизионе. Он быстро устранил неисправность, но был очень огорчен тем, что с этим не справились сами техники. Она считается простейшей. И вот опять вызов в тот же дивизион, на ту же систему.

Пришлось выехать самому, Виктор был занят в другом подразделении.

Поверхностный осмотр показал мне, что неисправность та же, что и вчера, неисправна генераторная лампа. Как могло так случиться - новая лампа проработала менее двух суток? Ведь Смирнов говорил о замене на новую лампу. Я не сразу стал смотреть записи в журнале о предыдущих заменах генераторных ламп, а поставил в аппаратуру другую из ящика для запасных частей и включил передатчик. Он работал нормально. Если так, то нужно проверить все лампы, находящиеся в запасе. Вдруг есть некая другая неисправность, которая приводит к выходу из строя любую из поставленных ламп. Ламп не напасешься! Да и Виктору Смирному не поздоровится, если он не сумел эту неисправность обнаружить. До сих пор наша группа работала четко, не было никаких нареканий, никаких промахов. Не дай бог, как говорится, потерять доверие вьетнамских друзей.

Нет, все остальные схемы передатчика работали устойчиво. В чем же дело?

Через некоторое время, не найдя никаких других причин, я стал расспрашивать техника, начальника группы: не производились ли какие-либо работы после отъезда Смирнова. Начальник отдела пожимал плечами, а техник, этот самый китаец, нехотя пробормотал, что после него он опробовал все запасные лампы. И тут меня осенило.

Где прежняя неисправная лампа?

Вот она, - отвечал он, вертя ее в руках. Но это же та самая, которую я только что вынул из передатчика! Значит, он явно неисправную лампу вновь поставил в передатчик. И все это время дивизион простоял не боеготовым!

Почему же Вы неисправную лампу вновь поставили в передатчик? - спросил я, еле сдерживая себя. - Ведь вас могли в два счета разбомбить! И по вине этого безответственного техника. - Я обращался с этими словами к начальнику группы и командиру дивизиона, только что подошедшему.

Мы об этом не знали…

Надо строже контролировать работу своих подчиненных, - поучал я их.

Здесь вмешался наш переводчик, донгти Нам:

Товарищ Каим, неисправность Вами устранена. Дивизион боеготов. Большое Вам спасибо. Успокойтесь. И пойдемте в штаб дивизиона, думаю, командир нас угостит чаем, - он повернул голову в сторону капитана.

Мы вышли из аппаратной кабины и направились в сторону штаба. Кажется, я немного переборщил. Не имел права так громко возмущаться. Не у себя в полку, в дивизионе Ивана Антоновича Старостенко, где можно позволить что-то подобное. А здесь… Спасибо товарищу Наму, он во время вмешался в разговор.

Мы, попивая горячий терпкий чай, выкуривая по второй сигарете, и собирались скоро выехать домой, к землянке подошли несколько офицеров. Они прояснили случившееся. Оказалось, техник все-таки сознательно поставил неисправную лампу. Тогда командир дивизиона позвал самого техника. Тот пояснил следующее.

Лампа, вышедшая из строя, проработала меньше часов, чем в среднем все остальные, вышедшие из строя до этого по всем зенитно-ракетным войскам (такая статистика велась и результаты непременно доводились до личного состава). Он почему-то считал, что лампа как угодно должна доработать срок не меньший чем среднестатистический. Свои рассуждения он подкреплял такими словами, как «наша страна еще бедная, бережливость и экономия должны позволить сохранить средства для разгрома ненавистного врага» и т. д., и т. д. Да-а, а вот тебе и путь к победе! Предательский поступок вот что это! Про себя так расценивал этот поступок. Можно такие «дела» наделать…

При отъезде я сказал командиру и его заместителям о том, что этого техника нужно отстранить от должности, что об этом будет мое ходатайство перед командованием полка. Они было пустились в рассуждения, стали просить не поднимать этот вопрос в полку, но я был непреклонен. Я по другому не мог.

Через два дня ко мне подошел Нам и сказал, что тот техник в нашем полку больше не служит.

Я привел только два примера. А вообще встречи с китайцами и различного рода инциденты происходили довольно часто.

Китайские войска были введены, насколько мне известно, после того, как стали суммироваться слухи о высадке десантов в Северном Вьетнаме. Занимались, в основном, по своей массе восстановительными работами. На дорогах, разрушенных местах работало большое количество китайцев. Жили в отведенных для них населенных пунктах, военных городках, сохранившихся еще со времен французской колонизации. Каждое подразделение имело прикухонное хозяйство. Содержали скот, выращивали овощи. На место работ ездили обычно на грузовых машинах. В кузовах машин солдаты стояли, набитые битком. Ехали с поднятыми верх транспарантами, портретами Мао Цзе Дуна. Оружие всегда при себе. На местах работ вывешены лозунги, флаги, большие и малые портреты Мао, выполненные на бумаге, картоне, фанере. Вьетнамские товарищи старались возить нас по дорогам, где китайцев не было. Но, если требовала обстановка, то приходилось ехать и мимо них. Сколько мы простаивали из-за них на дорогах, переправах! Остановив нашу машину и узнав, что едут «лиенсо», они окружали нас, начинали выкрикивать ругательства, бросали камни, сыпали на крышу землю, песок. Чтобы не могли двигаться, впереди машины ставили «козлы» из оружия, портреты Мао. Попробуй тронь! Приходилось задраивать окна, отворачиваться, ложиться на пол, но ни в коем случае не вступать в пререкания и разговоры. Переговоры вели сопровождающие лица. Их для этого уводили в сторону вагончиков, будок. Как потом рассказывали, начинали звонить по телефону своему командованию, выясняли кто, куда едет, можно ли пропускать. И, продержав несколько часов, пропускали дальше.

Широко известен во Вьетнаме случай с советским геологом Васильевым, который, проезжая мимо китайского подразделения, был подвергнут нечеловеческим унижениям. Его силой ставили на колени перед портретом Мао, заставляли целовать. В конце концов, не добившись желаемого, жестоко избили. Присутствовавшие при этом вьетнамцы ничего не могли сделать, были бессильны против разъяренных солдат. После долгого лечения в госпитале, нашего геолога отправили в Союз. Получил инвалидность.

Помню, однажды мы торопились на стартовую позицию и попытались обогнать медленно двигавшийся грузовик с китайскими солдатами. Мы думали, что они нас не узнают. Но боковой тент автомашины УАЗ был поднят, к сожалению. Увидев нас, грузовик стал преграждать нам путь. Мы - влево, он - вправо, мы - вправо, он - влево.

Двигавшиеся навстречу по узкой дороге автомобили, велосипедисты, пешеходы шарахались в разные стороны, чтобы не быть сшибленными грузовиком, делавшим опасные зигзаги. В надежде на то, что они уедут вперед, мы остановились. Не тут-то было! Они тоже остановились и даже стали слезать с машины с криками, размахиванием оружием. Но дело до серьезного конфликта не дошло: стал собираться народ (как раз въехали в какую-то деревню). При многочисленных свидетелях китайцы не решились на продолжение своей затеи и вынуждены были уехать восвояси.

Таких случаев было немало. Обо всем не расскажешь, но умолчать о событиях, происшедших в Ханое, участником которых был сам лично, не могу. Но прежде о взаимоотношениях Вьетнама, воюющей страны, с СССР и Китаем, государствами, оказывающими всяческую помощь в этой войне. Об отношениях СССР и Китая в тот период мы знаем, что из-за идеологических и других разногласий эти отношения были не просто натянутыми, они были порой откровенно враждебными. Дело, как известно, дошло до вооруженного конфликта на острове Даманском в феврале-марте 1969 года. В этих условиях Президенту Хо Ши Мину приходилось вести очень гибкую политику в отношении СССР и Китая. Один неверный шаг мог привести к искривлению общей линии противостояния агрессору, к ослаблению позиций социализма. Исходя из своих экономических возможностей СССР и Китай оказывали Вьетнаму помощь по различным направлениям. В частности, из Советского Союза для нужд Вьетнама поставлялась зенитно-ракетная техника, самолеты, радиолокационные станции, энергооборудование, топливо и др., а из Китая - зенитно-артиллерийское вооружение, автомашины, стрелковое оружие, продукты питания. В денежном выражении с обеих сторон поступало примерно одинаково. Будь по другому - нарушится баланс, так необходимый в тех условиях для поддержания взаимовыгодных отношений между Вьетнамом и СССР, и Китаем. Военный атташе при посольстве СССР во Вьетнаме генерал Алексей Иванович Лебедев говаривал, что этот баланс временами держится на волоске и временами опасно шатается. Были какие-то невидимые силы, которые искусственно раскачивали этот волосок. Но руководство страны умело держало в руках узду, своевременно реагируя на изменения «путевых» условий и принимая меры для предотвращения раздоров.

Разговоры о размерах помощи со стороны этих двух государств возникли и среди нас, и в разговорах с вьетнамскими товарищами. Донгти Сы, например, до хрипоты спорил о том, чьи эти автоматы? Советские или китайские? На капотах некоторых автомобилей высечены иероглифы с названием завода-изготовителя, на автоматах тоже. Китайские же! Конечно, китайские. Тогда я брал из рук Сы его автомат (он в ночное время стоял на посту по охране нашего лагеря с оружием), быстро разбирал его и тут же быстро собирал.

Спрашиваю:

Где я мог так обращаться с китайским автоматом? В Китае?

Не знаю… А где? Наверно здесь уже, во Вьетнаме.

Тогда я зову кого-нибудь из наших ребят и предлагаю проделать такую же разборку-сборку. Любой проделает это, как говорится, с закрытыми глазами без сучка и задоринки. Саня удивлен, даже растерян. Тогда мы общими усилиями объясняем ему что к чему. «Это автомат Калашникова АК», - понимаешь? И т. д. Что Советский Союз передал Китаю лицензию на производство не только автоматов и автомашин, но еще танков, самолетов и множества других товаров гражданского назначения.

А что высечено на ваших автоматах? - Показываем. Саня теперь верит. Он только до конца не понимает, почему китайцы так себя ведут по отношению к нам…

Еще возникает разговор о самолетах, теперь уже не спорим, просто Сане все хочется знать.

Вот у нас летают корейские самолеты МИГ-17. Есть советские - МИГ-21. Это как - там МИГ, здесь МИГ?

Да, здесь летают корейские летчики на самолетах МИГ-17. Мы с ними часто встречаемся в гостинице «Занчу». Здоровые ребята, корейские летчики. Спокойные, вежливые. Объясняем Сане что к чему.

Однажды, приехав в столицу по каким-то вопросам, мы стали свидетелями таких событий. Около здания посольства КНР была задержана машина нашего посольства, в котором находился приехавший в составе делегации товарищ из Москвы. С ним в машине был также и сотрудник посольства. Поводом для задержания послужило, якобы, фотографирование здания китайского посольства. Их увели внутрь здания. Прошло много времени, но их не отпускали. Китайское посольство охранялось своими солдатами, в то время как другие посольства - вьетнамской полицией. Проходя часто мимо посольства Китая, мы замечали эту особенность, но не придавали особого значения - война. Кстати, на крыше посольства были установлены зенитные пушки и пулеметы, и в этом тоже ничего особенного. Во время налетов стреляют.

По Ханою прошли слухи, скорее всего пущенные самими китайцами. Якобы готовилось нападение на их посольство, якобы эти двое были разведчиками. Вздор, конечно. Но кому-то так нужно было.

На улицах столицы стали появляться граждане китайской национальности. А их, по словам вьетнамских товарищей, было не менее ста тысяч. Продвигаясь по улицам в сторону «секун лиенсо» - советского посольства, они образовали многотысячную толпу. Возникла угроза нашим людям. Была усилена охрана, подошли дополнительные полицейские наряды. Возле ворот посольства толпа устроила демонстрацию «против готовящегося нападения». Это продолжалось дни и ночи. Толпа то редела, то вновь собиралась.

Со стороны посла также были приняты возможные меры. Установили круглосуточное дежурство работников посольства и военных специалистов, штаб которых, я уже об этом упоминал, находился здесь же. Усилили внутреннюю охрану ворот, ограждений, ограничили движение в городе советских граждан. Мы, прибывшие из периферии, были задержаны до особого распоряжения. Нам было приказано разместиться в гостинице «Занчу» и поддерживать с посольством постоянную телефонную связь.

Через двое суток задержанных отпустили. Естественно, с самого начала никаких доказательств «готовящегося нападения на посольство» не было. Инцидент постепенно утих. Что осталось в душе? Конечно, не только, мягко говоря, недоумение, но и вполне уместное возмущение подобной выходке китайских политиков.

Из книги Тюремные записки Рихарда Зорге автора Зорге Рихард

КИТАЙЦЫ, КОТОРЫХ Я ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Попробую рассказать только об очень небольшом числе китайцев, находившихся со мной в непосредственных контактах. В Шанхае я был прямо связан только с Ваном, и лишь в исключительных случаях имел дело с другими

Из книги Закорючки 1-ый том автора Мамонов Пётр Николаевич

Китайцы В Китае есть такое место, где живут православные китайцы. Они очень мало едят и много работают; копают мотыгами, сажают-выращивают. Иногда работает небольшой трактор. Их все обижают, хотят прогнать, а они не обижаются.Другие китайцы тоже трудолюбивый народ; любят

Из книги Дневник офицера автора Шайхитдинов Каим

Два генерала. Размышления о Вьетнаме Прошло еще несколько бесконечно длинных дней. Все ждем. Не зря говорят: труднее всего догонять и ждать. Так оно и есть. Даже книг у нас теперь нет, все сдали. Единственное «окно» в мир - радиоприемник. Мы приобрели их с командиром здесь, в

Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

Джонсон и война во Вьетнаме Летом 1964 года ситуация в Юго-Восточной Азии обострилась. В события, хотя и в разной степени, оказались вовлеченными и США, и Советский Союз.Президент Джонсон принял вьетнамскую эстафету от Кеннеди. Однако если последний вроде подумывал о выводе

Из книги Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) автора Ли Куан Ю

Раск предлагает Москве взаимное сокращение войск в Европе и роль посредника во Вьетнаме В начале января 1968 года мы с Раском провели очередную встречу вдвоем для неофициального обзора „международных горизонтов". Госсекретарь в конфиденциальном плане рассказал о

Из книги Победивший судьбу. Виталий Абалаков и его команда. автора Кизель Владимир Александрович

Конец войны во Вьетнаме. Посредническая роль СССР на последнем этапе Правительство Форда, придя к власти, оказалось перед лицом стремительного ослабления позиций США и краха их системы союзов в Восточной Азии. Вскоре после вступления в должность Форд направил

Из книги Хроники Дао автора Мин Дао Ден

ТАК РУКОВОДИТЕЛИ В РОССИИ СТАЛИ КОРРУМПИРОВАННЫМИ, ТАК ЖЕ И В КИТАЕ, И ВО ВЬЕТНАМЕ - Оглядываясь на 14 лет назад, когда правительство переделывало систему, чтобы привязать министерские зарплаты к доходам высшего руководства в частном секторе, можете ли вы сказать, что

Из книги Сибирь. Монголия. Китай. Тибет [Путешествия длиною в жизнь] автора Потанина Александра Викторовна

Китайцы и ЭверестНо я на вершину взойду и увижу тогда, Как горы другие малы по сравнению с ней. Ду Фу В начале 1958 г. в верхах приняли решение об организации советско-китайского восхождения на Эверест с севера.Предварительно было намечено проведение совместного

Из книги автора

Глава тридцать первая Китайцы в Питтсбурге Сайхуи с товарищем стояли на мосту Шестой улицы. Внизу тысячью чернильных блесток переливалась Аллегейни-Ривер. Впереди раскинулся Питтсбург, штат Пенсильвания, – плотное скопление полуразрушенных кирпичных зданий. По

Из книги автора

Три народности в Восточной Азии: Китайцы – Монголы – Тангуты В последнее время в русском обществе был возбужден интерес к Китаю выходом в русском переводе французской книги, написанной французским консулом Симоном, и появлением двух статей о Китае, из которых одна

По официальным данным, во Вьетнаме насчитывается 54 национальности. Однако, этнических групп гораздо больше.

Этнический состав жителей страны в цифрах выглядит таким образом: вьетов проживает 85,7%, таев - 1,9%, мыонгов и кхмеров по 1,5%, мяо-яо - 2,13%, нунгов - 1,1%.

Остальные народности представлены в меньшем количестве: это китайцы, банары, седанги, хоа, срэ, хрэ, мнонги, санзиу, сантяй, раглай и пр.

Официальные национальности по языковому признаку сгруппированы в 8 групп: вьетская, мон-кхмерская, китайская, тибето-бирманская, тайская, мяо-мяо, тямская и народы, изъясняющиеся на кадайских языках.

Горные народы Вьетнама объединяют в группу горцев или тхыонгов.

Религиозные предпочтения вьетнамцев

Среди жителей страны встречаются буддисты (их всего 9,3%), католики (6,7%), хао-хао (около 1.5%), протестанты (0,5%), и каодай (1,1%).

Остальное население является или атеистами, или придерживается народных верований. В их основе лежит ритуал «тхо кунг то тьен». Это культ предков. Данное вероучение не оформлено, не имеет иерархии духовенства. Поскольку приверженцы культа предков проводят свои обряды в буддистских храмах, то многие ошибочно считают около 80 % населения страны буддистами.

Экономика Вьетнама

В конце 1980-х кризис экономики коснулся и Вьетнама. С 1986 года в стране стартовали реформы, направленные на развитие рыночных отношений. При этом ориентиры социализма не были убраны. Мало того, государство контролирует частное предпринимательство. В 15 статье Конституции Вьетнама фиксируется на государственном уровне признание в стране общенародной, коллективной и частной собственности.

Реформы вывели Вьетнам в лидеры среди членов АСЕАН в 1995-1997 годах. 30% всех вложений капитала в государстве составляли инвестиции иностранных компаний. ВВП увеличивалось на 8,9% ежегодно.

В 1998-1999 годах азиатский финансовый кризис приводит к уменьшению импорта в страну и расширению экспорта. Конечно, уменьшились и инвестиции извне.

Вьетнам отличается очень высокими ценами на собственность при низких доходах населения. Покупательская способность вьетнамцев низкая. В основном, вьетнамцы живут плохо, бедно и в грязной стране. При этом они умудряются сохранять в стране средний уровень безопасности, что радует приезжих. Отрасль здравоохранения, по сравнению с другими азиатскими странами, развита неплохо.

По данным за 2015 год, ВВП на душу населения уже составил 6 400,00 долларов США. Темп роста ВВП при этом - 6,10%. В среднем вьетнамцы получают около 7,5 млн донгов в месяц. Зарплата Президента в стране не превышает среднюю зарплату вьетнамцев.

Государство использует для развития своей экономики богатства природы: марганец, уголь, лес, нефть, газ, фосфаты, бокситы, хромиты, гидроэнергию. В промышленной отрасли занято 15 % населения страны. Все наслышаны о вьетнамских сотовых телефонах, офисной технике и комплектующих к компьютерам, бытовой технике.

А еще вьетнамцы шьют одежду, обувь, занимаются сельским хозяйством и судостроением. В сельском хозяйстве трудится около 52% населения Вьетнама, что составляет 21% ВВП. На полях страны увидим перец, сою, кешью, бананы, арахис, сахарный тростник. Первенство в стране держат рис, каучуконосы, кофе, чай, хлопок. Доход от производства чая превышает 150 млн долларов. Набирает темп и развитие рыболовства и переработка морепродуктов.

Поскольку туризм во Вьетнаме тоже имеет свойство развиваться, то сфера обслуживания требует своих реформ и действенных шагов. В этой сфере занято около 33% населения государства.