Древний Танаис (Ростовская область). История Танаиса – от амазонок и греков до современности Танаис - итальянская колония

После разрушения Елизаветинского поселения греки из Боспорского царства основали новый торговый центр, названный по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Это произошло в 70-х гг. в III в. до н. э. на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (сейчас Дон) -- Мёртвого Донца. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Город Танаис просуществовал 750 лет. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Боспорские цари управляли Танаисом через своих наместников. Однако, находясь на окраине царства, Танаис пользовался большой самостоятельностью, чем другие города, и мел свое внутреннее управление. Население состояло из греков - «эллинов» и «танаитов» -- представителей местных племён сарматов и меотов. Каждая группа жителей селилась в своих кварталах и имела собственных выборных чиновников - эллинархов и архонтов. Их задачей была забота о благоустройстве и строительстве, восстановлении оборонительных или общественных сооружений.

Город вырос на краю обрывистого берега реки, изрезанного балками. Он имел центральную часть, укреплённую стеной и опоясанную рвом, глубина которого достигала 7-8 м. Однако вскоре за городскими стенами стало тесно. За рвом появились усадьбы, владельцы их в случае опасности спешили укрыться за крепостными стенами.

Район застройки, расположенный за крепостными стенами, быстро увеличивался. Жилые кварталы простирались на запад до глубокого оврага, который пересекал береговую террасу. Цитадель города имела почти квадратную форму 225*240 м. По углам её находились башни.

Город был плотно застроен. В нем было тесно за мощными стенами, их неоднократно ремонтировали. Имена тех, кто давал средства на эти работы, были увековечены на плитах, установленных в городе в общественных местах. С юга со стороны реки, находился вход в город. Там же был причал для кораблей и рынок. Ступенчатый вход с юга имел по сторонам различные плиты с декретами боспорского царя. В этом районе археологи нашли осколки плит, испещрённых родовыми знаками, оставленными кочевниками. Ступенчатый вход вёл на центральную площадь, около неё, видимо, стоял храм. К сожалению, в последующие века эта часть города неоднократно перестраивалась и была разрушена.

В ранний период жизни города возникла сеть улиц. Широкая улица пресекала город с севера на юг. От неё отходили узкие переулки в усадьбы. Каждая усадьба имела небольшой дворик, мощённый плитами, имеющими наклон к его центру, где располагалась вырубленная в скальной породе цистерна для сбора воды. Нередко переулки превращались в настоящие лабиринты.

В усадьбе к дворику примыкал дом, сложенный из рваного известняка. Он был крыт камышом. В редких случаях дом перекрывалась черепицей, которую доставляли на кораблях из-за моря. Вероятно, некоторые дома были двухэтажными. Под домом обязательно располагался большой погреб, вырубленный в скале. Камень из погреба использовался при строительстве стен дома. В погреб вела деревянная лестница. Сам он перекрывался деревянным полом. В Танаисе можно было увидеть рабов. Их содержали в железных кандалах. Подобные кандалы найдены в нескольких городских подвалах.

Основным мясным продуктом горожан на протяжении всего существования города было говядина, хотя употребляли и свинину, и баранину и конину. Найдены кости верблюда, они раздроблены, из них извлекали мозг.

Охота и рыбная ловля дополнили рацион жителей города. Вероятно, неподалёку от города имелись поля и какие-то садовые участки.

В жизни города было несколько больших катастроф. Одна из них произошла в конце I в. до н. э. Вероятно, она связана с тем, что жители Танаиса, который уже существовал две сотни лет, воспользовавшись чехардой дворцовых перемен, сменой одного правителя другим, решили обрести свою самостоятельность. Это стремление было наказано. Вскоре боспорский царь Полемон с армией подошёл к стенам города, которые казались неприступными, и взял город. Танаис был наказан «за неповиновение», городские укрепления были разрушены.

Боспорский царь Аспург, укрепившийся на престоле, уделяет внимание городу Танаису и переселяет сюда на постоянное жительство какую-то часть населения из Боспора. У переселенцев, которые обычно покупали товары, а не обменивали их, как это было принято до этого, а Танаисе, была мелкая разменная монета. Судя по надписи из Керчи, Аспург был царём танаитов. При нём Танаис вновь обрёл прочную поддержку Боспорского царя.

В середине III в. город был захвачен племенами готского союза. Спустя некоторое время, он вновь был заселён и перестроен. На рубеже эр начинает формироваться округа Танаиса. На древних холмах, где жили в бронзовом веке, вновь возрождается жизнь. Появляются посёлки меотов, переселенцев с Кубани. В настоящее время ряд меотских городищ находится на территории современного города Ростова-на-Дону или рядом с ним. Это Сухо-Чалтырьское, Темерницкое, Ростовское, Кизитиринское, Кобяковское городища. Рядом с городскими стенами Танаиса за много столетий выросло большое кладбище, «город мёртвых» -- некрополь. Над могилами горожан иногда ставили каменные надгробия для совершенствования поминальных обрядов. Но часто могильные холмики оставались без опознавательных признаков, и вскоре они были трудно различимы на местности. Нередко могилы последующих поколений горожан разрушают более древние захоронения. Это характерно для всех городских кладбищ.

Знаменитые курганы, усыпальницы знатных жителей. Некрополь охватывает достаточно большую территорию и оказывает сильное влияние на энергетику Танаиса.

Население Танаиса - греки, которые имели свою структуру управления и считались самой знатной частью горожан. Ниже шли так называемые «микс-эллины» -- малые эллины (греки). Они были потомками эллинов и местных варварских племён. В кварталах, на окраинах города слились выходцы из племён окружавших Танаис: сарматы, меоты, скифы.

За крепостными стенами в основном проживали торговцы. В их домах археологи находят многочисленные амфоры.

У местных племён были свои органы самоуправления, выдвигавшие делегатов в городской совет. Танаис управлялся советом граждан. Для обсуждения дел танаиты регулярно сходились, по греческому образцу, на центральной площади города.

Танаис прославился тем, что в нём уживались люди разных племён и народов. Внешний облик Танаита впервые века нашей эры был очень оригинальным. Танаит мог носить сарматские шаровары, греческую тунику и скифский колпак. Танаиты очень любили свой город. Когда танаит богател, он жертвовал часть денег на его защиту - возводил именную башню. Вооружение использовали сарматское - длинный меч, куртка, покрытая чешуйками брони, круглый деревянный щит. Танаиты были искусными кораблестроителями и рыбаками.

Танаиты считали своим покровителем речного бога Танаиса. Поскольку город был торговым, в нём поклонялись Гермесу - богу торговцев и путешественников. В домах купцов хранились бронзовые изображения Гермеса. Жители из местных племён почитали бога-всадника. В конце I в. до н. э. в Танаисе распространяются религиозные объединения - фиасы. Самым многочисленным был фиас бога «Внемлющего». По преданию, тогда же, Танаис посещал христианский апостол Андрей.

Танаис - крупный торговый и ремесленный центр.

Танаис был связан с Римской империей, Египтом, Галлией, многими греческими островами, Боспорским царством. Через Танаис местные племена сбывали огромные запасы зерна и рыбы. Второй по доходности была работорговля. Местные племена специально устраивали набеги, чтобы захватить пленников, которых они продавали в Танаисе. За рабами в Танаис приезжали из самого Рима. В Танаисе раб стоил в десять раз дешевле.

Местные племена пригоняли в Танаис скот, табуны коней, продавали дичь, шкуры и мясо. Танаиты и местные племена у приезжавших купцов покупали роскошные ткани, золотую и серебряную посуду, оружие и вино, драгоценные камни, специи Танаис был и ремесленным центром. Археологи нашли многочисленные пряслица - орудия ткачей, литейные формочки для отливки серёг и подвесок, кузнечные зубила, керамику из местной донской глины. Также делали различные безделушки, отливали из бронзы небольшие зеркала, которые подвешивались к поясу за миниатюрную петельку, гнули из латуни фибулы - булавки с пружиной застёжкой для складывания одежды. В одной усадьбе находилась мастерская стекольных дел, мастер которой делал стеклянную посуду.

В ранний период существования Танаиса большую роль играло рыболовство, в дальнейшем главная роль перешла к земледелию. Плодородная равнина давала хороший урожай пшеницы, ржи, особенно ячменя. Занимались танаиты и скотоводством: разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров.

Все нижнедонские поселения первых веков нашей эры - Сухо-Чалтырьское, Кобяковское, Нижне-Гниловское и другие - в хозяйственном отношении были, тесно связаны с Танаисом и составляла его округу.

Центральная часть Танаиса представляла собой прямоугольник, укреплённый мощными каменными стенами до 4-х метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала 7-8 метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, её использовали для освещения, а башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу. В южной части к стенам подступало море, здесь располагалась гавань и портовые сооружения Танаиса.

Танаис был плотно застроен. Маленькие кварталы отделялись друг от друга узкими кривыми проходами. Улицы походили на лабиринт. В некоторых местах едва могли разойтись два человека. Все дома в Танаисе были приземистые, сложенные из камня; стены, выходящие на улицу, не имели окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Под домом обязательно имелся погреб, в котором хранили различные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Кроме жилых помещений, усадьба танаита состояла из дворика и хозяйственных построек. В одном из двориков сохранился водосток для сбора дождевой воды. Печей в домах не было, помещение отапливались переносными жаровнями. Когда опускалась ночь, в доме зажигали светильники. Их заполняли рыбьим жиром или оливковым маслом, а в рожок вставляли фитиль. Облик светильника зависел от богатства или бедности владельца. В доме греческого купца нашли бронзовый светильник с изображением трагической маски актёра.

Наверное, в колеблющемся пламени маска оживала, а владелец, глядя на неё, вспоминал свою далёкую родину Грецию.

Население города жило очень скученно. Городская площадь была невелика, а селиться за городскими стенами, пред лицом беспокойных кочевников, было опасно. Там лишь хоронили мёртвых.

В начале средних веков венецианцами был основан город Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившим здесь генуэзскую крепость. В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сравняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова. Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив перед тем в том же году все генуэзские крепости Крыма (капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда он в результате многочисленных войн, наконец, перешёл к Российской империи.

Античные авторы часто попеременно именовали Танаисом (Гиргисом) то реку Дон, то Северский Донец. Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по которым это точно Северский Донец, доведённый по нижнему течению нынешнего Дона до Азовского моря; таким образом, Гиргис (Дон) им считался притоком находящегося ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса (Северского Донца).

В устье реки Танаис (Северский Донец), недалеко от его впадения в Азовское море, на тогдашнем основном русле реки, двумя тысячелетиями, позднее названном Мёртвый Донец, и была основана греческая колония Танаис.

В России о Танаисе узнали из сообщений древнегреческого путешественника, «отца географии» Страбона, который в своих трудах дал наиболее обобщенную характеристику древнему городу, значение которого на протяжении нескольких веков, как центра цивилизации в Подонье трудно переоценить. Он писал, что «при впадении реки в озеро лежит одноимённый город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором»; «Танаис, -- самое большое торговое место у варваров после Пантикапеи». Из его сообщений было известно, что Танаис был разгромлен «за неповиновение» боспорским царём Полемоном. Сведения не богатые, да и они стали известны лишь в начале XIX в. О Танаисе говорили как о сказочном богатом греческом городе, что его первоначальное место нахождение было у Елизаветинского городища, в котором давно уже обнаружено множество предметов греческого происхождения.

Но когда и где был основан Танаис, когда прекратилось его существование, и замерла некогда бурная экономическая, политическая и культурная жизнь, никто толком не знал. И вот в октябре 1823 г. русский археолог А.И. Стемпковский, исполнявший обязанности одесского градоначальника, проезжая по берегам Дона в поисках места нахождения Танаиса и ознакомившись с находками жителей, пришёл к выводу, что таинственный город находился у Х. Недвиговка. Осмотрев внимательно местность, он писал: «Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающими основание башен… за рвом вся окрестность на далёкое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы (следы бывшего жилья), равно множеством больших и малых курганов, подобно как и окрестности Ольвии и Пантикапеи… По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис». Намерения Стемпковского начать раскопки не осуществились, царское правительство отказало в средствах. И только через 30 лет после настоятельных и многообещающих уговоров царь дал разрешение на использование казённых денег для производства поисков древностей. Это важное дело поручили археологу П. М. Леоньеву. Под его руководством было взрыто более 20 курганов. Однако курганы были давно разграблены «кладоискателями». Горькое разочарование охватило тогда Леонтьева и его подчинённых. Однако он ещё надеялся наудачу и от курганов перешёл к раскопкам городища и причинил много бед. Раскопки велись без всякой научно обоснованной системы, методом разрушительного поиска, следы которого в виде беспорядочных канав видны и до сих пор. Не обнаружив никаких признаком большого города с богатой по тому времени греческой архитектурой, Леоньтев утратил чувство оптимизма, всякую надежду на успех, сделал заключение о том, что никакого греческого города Недвиговское городище не представляет. С той поры это место археологов не привлекало вплоть до начала XX в. когда были проведены поиски Танаиса - «младшего» и Танаиса - «возобновлённого» у станицы Елизаветинской и на Недвиговском городище. Они, как известно, также не дали желаемых результатов. скифский савромат танаис дон

В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора Новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.

В 1955 г. Академией наук СССР сформировала Нижне-Донскую археологическую экспедицию, которая совместно с Ростовским госуниверситетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к систематическому, строго научному исследованию Недвиговского городища и некрополя. Многолетние изыскания этой экспедиции увенчались успехом. Она дала ответы на многие вопросы, научно обосновала, вещественно доказала, что так называемое Недвиговское городище и есть город Танаис, который пролежал под землёй 14 столетий, что он был основан не в I в. н. э., а в III до н. э. греками Боспорского царства и на протяжении своего существования рос, укреплялся, расширяя свои торговые, экономические и культурные связи с племенами, обитавшими в Приазовье, по Дону, Кубани, Волге и в Предкавказье.

Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

какую реку называли Танаис?

Альтернативные описания

В кельтской мифологии валлийская богиня-прародительница, «мать богов» (мифическое)

Глава клана итальянской мафии

Грузинская буква

Звездная река для кинозвезды Элины Быстрицкой

Испанский сэр

Название периодического издания

Почтительное обращение к мужчине в Испании

Река в России, впадающая в Азовское море

Река, воспетая М. Шолоховым

Стих Пушкина

Титулованная река

Обращение к испанцу

Роман американского писателя Марио Пьюзо «Последний...»

На какой реке стоит английский город Шеффилд?

На какой реке стоит город Константиновск?

На какой реке стоит город Лебедянь?

На какой реке стоит город Лиски?

На какой реке стоит город Нововоронеж?

На какой реке стоит город Павловск Воронежской области?

На какой реке стоит город Семикаракорск?

На какой реке стоит город Семилуки?

На какой реке стоит город Серафимович?

На берегу какой реки стоит город Епифань?

Скажите на языке иранских народов «река»

Опера русского композитора И. И. Дзержинского «Тихий...»

На какой реке стоит Шеффилд?

Эта река сделала известным Нобелевского лауреата 1965 г

Река в России

Тихая река Шолохова

Кихот

Обращение к дворянину в Италии

Река в Европейской части РФ

Река, колыбель русского казачества

Река, по которой гулял казак молодой

Место прогулки казака молодого

Стихотворение Пушкина

Река на юге России

Федеральная трасса России

Рыцарь... Кихот

Господин испанец

Хопер - приток этой реки

Хопер - его приток

Река казака молодого

Жуан, Карлос или Кихот

Дворянин в Италии

. «тихая» река

По нему гуляет казак молодой

Михаил Шолохов: «Тихий...»

Испанский господин

Река русского казачества

Месье по-испански

Испанский сударь

Месье испанец

Там гулял казак молодой

На какой реке стоит Азов?

С него выдачи нет

Река в романе Шолохова

Шолоховский тихоня

Река города-папы

Река, впадающая в Азовское море

Казачья река

Главный мафиози

Казачья река в России

Река в Лаосе

Пан из Мадрида

Обращение к Корлеоне

Сезар де Базан

Река в Ростовской области

Почтительное обращение к мужчине в Испании

Река в России

Бурятский писатель (1905-1938, ""Луна в затмении"")

Танаис - это слово оставили нам греки. Так называли они «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленый угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов».

В VIII в. до н.э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия - на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира - в устье Днестра, Херсонес - в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем - на месте Керчи.

Впервые в Скифию греки проникли в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. Для греков Скифия была страной, овеянной множеством легенд, областью, которую Гомер в своей «Одиссее» описывал как «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не являет оку людей там лица лучезарного Гелиоса… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».

В числе последних районов, освоенных греческими колонистами был «самый отдаленный угол меотийского озера». В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии здесь возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.

Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. в устье реки Танаис (греческое название Дона) основали новый город. Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения вглубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.

«Город Танаис - самое большое торговое место у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше». (Страбон, I в. н.э.)

Впервые руины этого города, расположенного в 35 км от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка, на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца, были обследованы археологом Иваном Алексеевичем Стемпковским в 1823 году. И.А.Стемпковский сделал вывод: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов…

По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».

В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М.Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители танаиты.

В 1954 году экспедиция под руководством Д.Б.Шелова в результате раскопок древнегреческого Танаиса установила время образования города. Танаис возник 2300 лет тому назад, в III в. до н.э.

Основанный греками, город Танаис состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225_240 м, который был обнесен мощными оборонительными стенами до четырех метров толщиной с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале.

С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200_150 м, тоже защищенный каменными стенами, но без башен. Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры. Вдоль берега Донца на западе от стен городища располагались хозяйственные пригороды с верфями, мастерскими и складами. На востоке от стен городища пригородные скифские поселения.

Напротив Танаиса, на берегу реки находился, вероятно, прибрежный район гавани. К востоку и западу от города, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, где хоронили жителей-греков, а к северу - курганный, где покоились скифско-сарматские жители.


В Центре города находился комплекс общественных зданий и храмов: Аполлона, Артемиды, и других греческих божеств. В северо-восточной части города был комплекс национального храма для жителей-скифов. Их верования были по-видимому близки к зороастрийским. Танаис в древности был единственным мощным культовым центром на сотни километров. По мощности своей энергетики Танаис является древним и активным Местом духовной Силы. По системе Владык Кармы Мощность его +30, то есть максимум для поверхности Земли. То есть здесь очень эффективно проводить медитации, семинары, занятия по духовным практикам, работу контактёров.

Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Внутри дома обмазаны глиной. В каждом доме имелся алтарь с богами, сделанными обычно из глины, иногда из камня и бронзы. По планировке дома напоминали греческие: несколько жилых комнат, хозяйственные помещения. Все имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах - колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Утварь и мебель были деревянные.

Греческое влияние в Танаисе чувствовалось во всем в первые полтора столетия существования: общая планировка города, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах).

Население Танаиса было неоднородным и в течение первого столетия существования города состояло из двух больших групп - эллинов и скифов. Во II-I вв. до н.э. в городе жили греки и танаиты-скифы. Торговля являлась основным занятием населения. В III-I вв. до н.э. велась, вероятно, на основе безденежного товарного обмена. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I в. н.э. До первых вв. н.э. прослеживаются основные связи Танаиса с городами и государствами Греции, Малой Азии, островами Эгейского моря, а также Херсоном и Боспором.

Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы. Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

Пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности и не хотел подчиняться боспорским правителям. В результате на рубеже нашей эры город был разграблен боспорским царем Полемоном за неповиновение. Полемон разграбил богатый торговый город для устрашения и усмирения его жителей. История Танаиса первых веков нашей эры не нашла отзвука в античной литературной традиции, поэтому сведениям о жизни Танаиса ученые обязаны археологическим раскопкам или случайным находкам на Недвиговском городище. Это собственно археологические памятники: развалины жилых, хозяйственных, культовых, оборонительных сооружений, могильные комплексы, керамика, металлическая утварь; нумизматический материал; десятки лапидарных надписей. В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке площадью около пяти гектаров, превращенном в крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.

В ходе раскопок были обнаружены городские ворота в середине северной оборонительной линии; угловые башни крепости. Вблизи оборонительных стен располагались дома, включавшие в себя жилые и хозяйственные помещения. Дома строили из камня. В помещениях были глинобитные полы и очаги; стены покрыты глиняной обмазкой.


При раскопках найдено много обломков керамики: фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, косские и родосские амфоры, лепная посуда, краснолаковая керамика. Найдены предметы домашнего хозяйства, эернова, терракотовые лампочки, грузила от неводов, монеты III в. от Р.Х., железные гвозди, пряслица. Во II и пер. пол. III вв. н.э. город достиг своего расцвета. Археологические материалы дают нам представление о разных сторонах хозяйственной жизни города. Земледелие составляло одну из заметных отраслей танаисского хозяйства. Найдены целые комплексы по переработке зерна. Зерно хранилось либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Заметное место в зерновом хозяйстве занимали полба (пшеница-двузернянка) и просо.

Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов. При раскопе некоторых помещений археологи обнаружили значительные мукомольные предприятия, использовавшие одновременно мельницы разного типа. В тех же помещениях, где производился размол зерна, осуществлялась и выпечка хлеба. В домах обнаружены печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью. Раскопки свидетельствуют, что жители занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот: коров, волов, быков. Из мелкого рогатого скота - овец и коз. Большое значение в хозяйственной жизни танаисцев имела рыбная ловля. Кости и чешуя промысловой рыбы: сома, сазана, леща, судака встречаются в культурном слое и в мусорных свалках I-III вв. н. э. Жители города вели лов, как в Азовском море, так и в протоках речной дельты.

Развивались в городе и ремесла. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, постройка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников - все это требовало большого объема работ каменщиков. Нередко жители Танаиса строили свои дома сами. В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства, как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции. Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева делались балки и стропила, поддерживавшие крыши, полотнища дверей и ворот. В строительном деле Танаиса применялись тополь, осина, дуб, ясень, сосна. Дерево использовалось для изготовления мебели, многих предметов домашнего обихода, лодок. В Танаисе распространены были и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки. О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки …

В первые века нашей эры в Танаисе существовало собственное ремесленное производство керамики. Существовали керамические обжигательные печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы - курительницы. В Танаисе, городе, находившемся в окружении кочевников с их развитым скотоводством, городе, по свидетельству Страбона, вывозившем шкуры и кожи животных были развиты скорняжно-кожевное и шорное производства.

Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея «торжищем», где заключались торговые сделки между «варварами» - кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная кружальная посуда, изготовленная на гончарном круге. Привозились амфоры с вином и оливковым маслом. В III-I вв. до н.э. в город поступала из Греции чернолаковая керамика, чаши с медальонами, росписью растительным и рельефным орнаментами. Особенно много дорогих привозных изделий встречается в могилах с богатыми захоронениями, обнаруженными вблизи города - на акрополе. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головками львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков- кочевников любовь к украшениям. В первые века нашей эры из малоазийских центров ввозилась краснолаковая керамика; многие терракотовые статуэтки и светильники были изготовлены в мастерских Боспора. Стеклянный флакон в виде головы Диониса, костяная туалетная коробочка с рельефным изображением мифологической сцены, вероятно, изготовлены в сирийских мастерских. Из Египта привозились бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов, лягушек. Завязались торговые связи с италийскими и западно-римскими центрами, оттуда поступали стеклянные, бронзовые художественные изделия, металлическая посуда, часто украшенная фигурными ручками, светильники, увенчанные головками лошади, пантеры, масками актеров, фибулы - броши в виде ромбов и зайца, орнаментированные цветной эмалью и небольшие статуэтки на подставках, изображающие Апполона с колчаном за спиной, Гермеса и сидящего Сатира. Эти статуэтки представляют прекрасные образцы миниатюрных бронзовых скульптур первых веков нашей эры. Административное устройство Танаиса первых веков нашей эры, его положение в системе Боспорского государства и общественная жизнь в городе, прослеживается по данным танаисских надписей II-III вв. н.э.

Танаис принадлежал к владениям боспорских царей, которые осуществляли управление городом через своих послов-легатов, носивших титул пресбевта царя. Они назначались и смещались по воле царя и должны были осуществлять общий надзор за жизнью самого отдаленного города во владениях боспорских царей. В функции пресбевта входила забота об обороноспособности Танаиса. На должность царского пресбевта в Танаисе назначались либо представители боспорской знати, уже проявившие себя в административной деятельности в центральных районах Боспора, либо выходцы из местной аристократии, добившиеся доверия царя.

В самом городе существовала обычная для греческих полисов республиканская организация власти. Должности руководителей, обладавших исполнительными функциями, были выборными, выборы проводились ежегодно. Но чаще всего эти должности занимали близкие родственники.


В надписях II-III вв. н.э. упоминаются архонты танаиты и эллины (эллинархи). Архонты - это выборные лица в магистратуре города, осуществлявшие управление городом и ведающие различными отраслями хозяйства. Во главе городского самоуправления постоянно находились один эллинарх и несколько архонтов танаитов. Эти чиновники были почти равноправны и совместно выполняли общие функции. В Танаисе широко применялся институт эпимелейи, почетного попечительства о городских делах. Эпимелеты, число которых колебалось от трех до девяти, курировали строительные работы. В общественной жизни Танаиса заметную роль играли танаисские религиозные союзы - фиасы или синоды. Все свободные взрослые мужчины, жившие в городе, входили в состав религиозных синодов. В первые века нашей эры население имело смешанный характер. Не было четкого разделения на эллинов и танаитов. В надписях II в. н.э. встречаются греческие имена - Деметрий, сын Апполония, Геоаклид, сын Гераклида; имена местного происхождения - Хофарм, сын Сандархия и др.; имена смешанного типа - Фалдаран, сын Апатония.

В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители покинули его, не успев унести даже дорогие и ценные вещи. Только в конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать.

Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник, на его территории сохранились для осмотра жилые кварталы и оборонительные сооружения. В экспозиции представлены многие находки, открытые во время раскопок.

Попробуем теперь объяснить природу смешения Дона и Сырдарьи в одном образе Танаиса.

Круг земли

Сведения, что об одной, что о другой реке попадают к грекам довольно поздно. От начала активной колонизации Северного Причерноморья (VII в. до н.э.) до основания, наконец, в устье Дона города Танаис (кон. III в до н.э.) прошло более 400 лет. Азовское море было столь непохоже на привычное грекам море (θάλασσα), что обычно называлось «озером» или даже «болотом».

О реках Средней Азии Геродот имел крайне приблизительные сведения, по сути, ему был известен только так называемый «Аракс», в общих чертах соответствующий Амударье (известной позднее как Окс). И это уже было большим прогрессом: его предшественник Гекатей Милетский (550 - 490 гг. до н. э.) только-только начал вводить в древнегреческий кругозор сведения о западном побережье Каспия и ничего не знал даже о закаспийском Араксе.

Предпосылки к отождествлению с Танаисом реки в дальних северо-восточных пределах Ойкумены появились, как только к грекам стали поступать сведения о Сырдарье и коренятся они в древнегреческой картине мира.

Мы привыкли смотреть на карту «сверху», где местность открывается нам во всей пространственной полноте. Центр карты обычно соответствует центру интересующей карту местности. Архаические греки (как и все остальные древние народы с географическими познаниями) осмысляли мир иначе - в виде Земного Круга (Γῆς περίοδος), окружающего «наблюдателя», который резонно полагал, что находится в его центре. Этот круг делился на сектора в соответствии с наблюдаемым движением Солнца и понятиями сторон света. Зачастую каждый сектор характеризовался населённым одним народом. В такой картине мира было естественно сливать все объекты выделяемого сектора в некое единство.

Посмотрим, что видели греки, смотря на восточную часть мира из района Эгейского моря.


В единый образ «Кавказа» сливались горные системы Азии, уходящие далеко на восток. Северный сектор занимали скифы над Понтом (Чёрным морем). На северо-востоке текла большая река Танаис, которую точно так же можно было продолжать дальше по мере того, как к грекам из Персидской державы стали поступать сведения о пограничной реке между царством Ахеменидов и «скифами». При секторальном мышлении Танаис идеально подходит в качестве границы Скифии (причисляемой к Европе) и Азии (подчинённой персам).

Если Геродотов сугубо локальный Меотийский Танаис не претендует на то, чтобы служить границей Европы и Азии (такой границей у Геродота является Фасис в Колхиде, то есть современная Риони), то Ктесий, который впервые упоминает понятие о Танаисе как о такой границе, говорил, прежде всего, уже о Танаисе-Сырдарье. Его сведения, черпаемые, несомненно, от персидских информаторов, сообщают о Ниле и Танаисе как о крайних пределах именно Азии. Эта Ктесиева Азия, видимо, просто-напросто тождественна державе Ахеменидов, а две великие реки очерчивают её границы. Европа «за Танаисом» - это «не-Азия», примыкающая к Азии=Персидскому царству с севера (и северо-запада, если брать другие границы). За Танаисом жили «скифы»-кочевники, не подчинявшиеся власти Ахеменидов.

После того как греки сами расселились по Азии, помимо инерции секторального мышления с центром в Элладе, на отождествление Дона и Сырдарьи работала неспособность оценить расстояния в нехоженой местности, то есть недостаток абстрактности мышления. Ведь если путь по Азии вдоль «Кавказа» можно было померить и оценить, то расстояние между Кирополем (Ходжентом) на Танаисе и устьем Танаиса в Меотиде никто не мерил «ногами». Дальние расстояния в «неизвестных» краях довольно естественно преуменьшаются в человеческом сознании. (Можем сравнить, насколько хорошо мы оцениваем расстояния на знакомой местности и по знакомым маршрутам и как расплывчато наше представление о расстояниях между двумя объектами в краях, где мы никогда не бывали. Москвичу может казаться, что Тверь от Москвы - это довольно далеко, а Новосибирск и Омск - где-то там в Сибири рядом). В результате расстояния по Скифии в представлении древних греков резко «схлопывались» и спутникам Александра, достигшим Сырдарьи, казалось, что они практически у Меотиды.

Возможно, то же самое казалось Дарию Великому, который пошёл в поход на понтийских скифов и, судя по рассказу Геродота, форсировал Танаис. Дарий мог намереваться захватить всю страну, лежащую к северу от Ахеменидской империи, с выходом в Согдиану и Бактрию - для чего, возможно, и повелел сжечь через 60 дней мост через Истр (Дунай), по которому он переправился в Скифию. Несмотря на то, что центр мира для Дария располагался куда восточнее и устье Дона и Сырдарья должны были располагаться в удалённых секторах персидского «круга земли», фактор «схлопывания» расстояний в далёких неизведанных краях мог действовать и на него. Кроме того, Дарий мог опираться непосредственно на географические построения греков - вспомним посланную им экспедицию Скилака.

В этой связи стоит, однако, заметить, что Танаис у Геродота не являлся ещё «концептуальной» рекой Скифии и тёк с севера, так что вполне возможно, что Дарий форсировал Северский Донец, а не Дон (впрочем, возможно, Донец Геродот отделял от Дона, называя его Сиргисом). Зато интенсифицировавшиеся в результате этого похода контакты со скифским миром могли привести к получению сведений о том, что основное течение могучей реки Танаис направлено с именно востока, что стало общим местом после Геродота. Эти данные могли стать достоянием и персов, и греков (которые также принимали участие в походе), синтезировавшись в образ непрерывной северной реки.

Бескрайняя Скифия

Другой фактор отождествления Дона и Сырдарьи - это, безусловно, сам Скифский мир. Удивительное культурное единство сформировавшегося в VII в. мира кочевников евразийских степей простиралось от Дуная и до неведомых тогда Монголии и окраин Китая и было фактом как для греков, так и для персов, которые знали всех кочевников под именем saka-. Это единство не могло не поражать более южные народы, привыкшие к относительно «компактным» странам (др.греч. ἔθνοι, др.перс. dahyu) и локальным границам расселения племён. Единство было, видимо, совершенно реальным не только в культурном плане: язык и этническая основа скифов-саков на всём пространстве степей, возможно, вплоть до юэчжей, были ещё крайне схожими. Наоборот, сарматы, скорее всего, выглядят вторичными вторженцами из более южных районов Средней Азии, начавшими теснить и раскалывать географически изначально единый скифский мир.

Когда воины Александра увидели на берегах Сырдарьи «тех же самых» скифов, что и в Причерноморье, они «не могли ошибиться», признав в Сырдарье великую реку Скифии, текущую с востока.

Скифский вопрос, безусловно, является важным во вскрытии топонимического фактора в представлениях греков о Танаисе. Греч. Τάναϊς, по всей видимости, действительно отражает др.иран. *dānu-, заимствованное от припонтийских скифов (и осложнённое на греческой почве суффиксом -ις < *-id-s, Gen.sg. -ιδος).

Это же *dānu- послужило предком славянского названия реки: др.рус. Донъ. Последнее, однако, скорее восходит к сарматскому слову - впрочем, и здесь нельзя делать скоропалительных выводов: осет. дон «вода», «река», формант гидронимов, происходит из алан. *dān, где ān > оn заведомо позднее раннеславянской эпохи.

Славянское Донъ явно находится в ряду других «сарматских» гидронимов Причерноморья, вытеснивших раннеантичные скифские названия: Дънѣпръ (из чего-то, что дало греч. Δάναπρις, впервые в Перипле, II в. н.э., вм. Βορυσθένης, возможно, через среднеиранскую сарматскую форму < *dānu- apara- «дальняя река», «дальний Дон»); Дънѣстръ (греч. Δάναστρις, лат. Danastius, впервые у Аммиана, IV в. н.э., вм. Τύρας - вероятно, из *dān(a)-istr «река Истр», «Дон-Истр»). Во всех них обращает на себя внимание передача иран. *ā через славянский краткий или редуцированный о/ъ, что может свидетельствовать о посредничестве других языков или же восходить к неизвестному сарматскому диалекту с ранней утратой долгот.

В связи с тем, что греки называли Танаисом и Дон, и Сырдарью, известный исследователь античной географии И.В. Пьянков (Бактрия в античной традиции, Душанбе 1982 , стр. 34) упоминает высказывавшееся предположение, что и в ираноязычной среде Сырдарья именовалась *Dānu- как нарицательное «большая река». Это действительно индоиранское слово, санскр. dā́nu- n. значит «жидкость», «капля», «роса». В иранском значение смещено именно в сторону речной воды, потока. В Авесте оно используется в стереотипной формуле, описывающей пространство: zəm.fraϑaŋha. dānu .drājaŋha. huuarə.barəzaŋha. (Y 60.4) - «на ширину земли, на длину реки , на высоту солнца», где dānu.drājaŋha. глоссируется сред.перс. r ō d -dranāy «в длину реки».

А также это название упоминается как поток-преграда, сложный для пересечения из-за своей глубины: pairiϑβō. bauuaiti. paṇtā̊. təm. yim. d ā nu š . apaiiāiti. jafra. frabuna. taciṇtiš. hāu. dit̰. aēuuō. apairiϑβō. yō. vaiiaoš. anamarždikahe. (Aog. 77) - «Проходимым бывает путь, который преграждает Река , вытекающая из глубин, но не проходим тот, что принадлежит немилосердному Вайю» (dānu- здесь мужского рода). За пределами Авесты это слово известно исключительно в скифском и сармато-осетинском, где стало нарицательным для ‘воды’ и отложилось в гидронимах рек Северного Причерноморья.

Архаичность этого слова для Авесты, представление о глубоком Дану как о преграде, сравнимой с посмертной преградой на драматичном пути души, и наоборот, широкое употребление слова в мире ираноязычных кочевников - всё это как будто указывает на возможность того, что «скифы» Сырдарьи и/или персы могли называть Сырдарью *Dānu-. Особенно рьяно защищал такую интерпретацию Абаев (Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра - Избранные труды. Религия, фольклор, литература - Владикавказ, 1990, стр. 31), писавший прямо, что авест. dānu - это именно Сырдарья, длинная пограничная со скифским миром река, а не ‘река’ вообще.

Дану-Сырдарья?

Аргументацию Абаева вряд ли можно назвать безупречной: слишком архетипичен и мифологичен авестийский dānu-, чтобы быть названием конкретной реки. Апелляция к скифам также слабо достоверна - скифский комплекс, выводимый широкими мазками учёным из Авесты, в принципе представляет собой, скорее, исследовательское преувеличение. Кроме того, нет никаких положительных данных, что «скифы» Сырдарьи называли эту реку именно dānu- (ср. известие в предыдущем посте, что местные скифы называли Яксарт Silis). Греческий Τάναϊς-Сырдарья вряд ли может служить свидетельством, поскольку это собственно греческое образование на основе скифского корня с греческим суффиксом.

Положим, греки, достигшие Сырдарьи или прослышавшие о ней, узнали, что местные называют реку словом dānu-. Как они смогли интерпретировать его именно как Τάναϊς в собственном языке, а не заимствовать dānu- заново, возможно, в отличающейся форме? Это предполагало бы хорошее знакомство интерпретатора со скифским языком Северного Причерноморья, что маловероятно.

Куда проще предполагать, что имя Τάναϊς появилось у греков единожды, в Северном Причерноморье, а потом уже переносилось ими на другие реки в соответствии с их географическими умозрениями - ровно как «Кавказ» или «Тавр». Тогда посредство скифов или персов в именовании Танаисом Сырдарьи просто избыточно.

Имя Τάναϊς несёт отпечатки специфичности языка причерноморских скифов. Прежде всего, это начальное *t-, резко отличающееся не только от авест. dānu-, осет. дон и поздних сарматских названий Днепра и Днестра, но и от нынешнего названия Дона. Оно именно раннее скифское, попавшее однажды в греческую традицию через Геродота и с тех пор воспроизводившееся исключительно по письменной традиции. Так, турец. Tın или Ten (Tän) воспроизводит генуэзское название Tana, как называлась и колония Генуи, которую после захвата её турками сменил Азов. Несомненно, это название восходит к «классическому» имени Дона - Τάναϊς, лат. Tanais. Там же корни реки Танаквисль из «Круга Земного» Снорри Стурлусона (др.исл. Tanakvísl, «рукав Тана»). Наоборот, у народов, знакомившихся с Доном без посредства Геродота, мы видим более позднее название - ср. в др.венг. хронике Ethul id est Don - сарматского происхождения.

Видимо, замещавшие скифов сарматы смогли легко «пересчитать» фонематически скиф. *tānu- в своё *dānu-. Собственно, глухой звук на месте общеиран. *d- = праИЕ *d- совсем нередко обнаруживается в греческих заимствованиях именно из раннего скифского (ср. интерпретации имени прародителя скифов Таргитая (Ταργιτάος) через *darga- «длинный»). Крайне периферийный иранский язык причерноморских (только ли?) скифов мог сохранять такие глубокие архаизмы как глоттализованный глухой *t’, ставший непридыхательным звонким *d во всех остальных индоиранских и большинстве ИЕ.

Далее, Τάναϊς вряд ли восходит непосредственно к *t’ānu- = *dānu-. Либо это адаптация родительного падежа *dānauš, либо вообще образование на основе *dānau̯a (> др.греч.*ΤάναF-ις). Как известно, данавы - это имя враждебных существ в Авесте и Ведах, связанных, видимо, с dānu-. В Авесте в двух их всех трёх упоминаний данавов (Yt 13.37, Yt 5.73) эти враги именуются tūra- «туранцами». Всё это служит Абаеву подтверждением того, что эти враги - туранцы-скифы с Дану-Сырдарьи. Проблематичность отождествления «туранцев» со скифо-саками обсуждалась в другом месте, здесь же стоит отметить, что данавы - персонажи и древнеиндийской мифологии и там они тоже враждебны. Уж индийских демонов-данавов определённо невозможно связывать с взаимоотношениями со скифским миром.

Архетипичность данавов, «духов большой реки», вполне очевидна, но что-то могло побудить скифов назвать их именем Придонье - возможно, как *Dānau̯a-, «страна данавов» (тождество этнонимов и названий стран типичны для древнеиранских языков), которое и отразилось в греч. Τάναϊς. Скифы и правда могли воспринимать данавов как положительных персонажей - и это никак не свидетельствует прямо о взаимозависимости таких представлений с мнением о данавах на юге Средней Азии и в Индии.

Итак, можно сделать вывод, что смешение представлений о Доне и Сырдарье в одном образе великого Танаиса, вопреки Абаеву, коренится в собственно греческих географических представлениях. Несмотря на изначальное скифское название Танаиса, подлинный расцвет в качестве нарицательного обозначения ‘воды’ и компонента многих топонимов западной части Евразиских степей лексема *dānu- приобретает только в сарматскую эпоху.

Река Дон (древнее название Танаис) — это одна из самых больших рек, на территории европейской части России. Больше только Волга и Урал. Можно сказать, что это казачья река, так как здесь еще вначале 15-го века начало зарождаться Донское казачество. Берег у реки Дон неравномерный: правый крутой обрывистый, левый же — намного более пологий. Длина составляет 1950 км. Русло извилистое сложное для навигации кораблей. Встречаются участки, где глубина совсем небольшая.

Площадь бассейна водосбора: 422 000 кв. км.

Средний сток в устье: 935 м.куб/сек.

Протяженность судоходного участка: 1590 км. Дон судоходен от Воронежа до устья.

Протяженность Волго-Донского канала: 101 км.

Падение: 180 м. Уклон реки: 0,1 м/км

Главные порты: Ростов-на-Дону, Лиски, Калач-на-Дону, Азов, Волгодонск.

Притоки реки: общее количество притоков — 4200. Главные из них: Хопер (самый большой левый приток Дона) Красивая Меча, Непрядва, Сосна, Воронеж, Северский Донец.
Где протекает: Река Дон берет начало недалеко от г. Новомосковск. Его исток — ручей Урванка находится на севере Средне-Русской возвышенности. Высота над уровнем моря составляет 180 м. Отсюда Дон продолжает свое течение на юг по территории России пока не впадает в Азовское море. Ниже Ростова-на-Дону устье реки образует дельту площадью 340 км. квадратных. Здесь русло реки разделяется на многочисленные протоки и рукава. Местные называют их гирла. Среди них самые значительные это: Каланча и Кутерьма, Мертвый Донец. Ростов-на-Дону это основной порт и самый крупный город на берегах реки. Он также именуется «Южная столица России» и «Ворота Кавказа».

Режим реки Дон

Способ питания: 70% воды поступает от таяния снегов, все остальное приходится, в основном, на осадки и грунтовые воды.

Замерзание: Зимой Дон покрыт ледовой коркой, вода замерзает в период с конца ноября до начала декабря, и держится аж до конца марта. Таким образом, в среднем, река находится подо льдом около 140-ка дней. Весной уровень воды заметно поднимается. Высокие берега служат хорошей естественной защитой от наводнений.

Биологические ресурсы, обитатели: Номинально считается что в реке Дон водится 70 видов рыбы. Но из-за экологических проблем (мусор, нефтяные пятна, сине-зеленые водоросли) многих из них уже тяжело встретить. Наиболее часто встречаются щука, карась, лещ, налим, овсянка, красноперка, уклея. Рыбалка на Дону дает больший улов, если рыбачить в низовьях реки, так как они особенно богаты рыбой.

На реке построены несколько водохранилищ: Цимлянское и Воронежское.

Река Дон на карте:

Видео подборка.

Батька Дон г. Павловск, Воронежская область:

Костя Ундров — Левый берег Дона:

По реке Дон, от Азова до Ростова-на-Дону: